Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 1816
1.

Количество страниц: 3 с.

Петрова, С. М. III-я международная научно-практическая конференция СВФУ "Русский мир Азии" в г. Ханой (СРВ) / С. М. Петрова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - N 4 (36). - С. 215-217. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-215-217
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-215-217

2.

Количество страниц: 14 с.

В статье раскрыты вопросы преподавания учебного предмета химии, роль и место её в учебном плане в средних профессиональных учебных заведениях, в частности, балетной школе (колледже). Химия как общеобразовательная дисциплина в учебных планах СПОУ является обязательной, она изучается практически во всех специальностях и направлениях, количество преподаваемых часов зависит от специфики направления и специальности. Курс химии в СПОУ учеными и методистами [А. Деркач и др.] рассматривается как: теоретическая дисциплина, выполняющая общеобразовательную функцию и направленная на формирование теоретических знаний, необходимых для понимания сущности химических процессов в окружающей действительности, имеющая отношение и к будущей профессиональной деятельности; прикладная, нацеленная на формирование практических и прикладных знаний и умений, необходимых в реальной жизнедеятельности любого человека.
The article discuss the issues of teaching the subject of chemistry, its role and place in the curriculum in secondary vocational educational institutions, in particular, a ballet school (college). Chemistry as a general education discipline in the curriculum of vocational schools is compulsory; it is studied in almost all specialties and directions; the number of hours taught depends on the specifics of the direction and specialty. The course of chemistry in secondary vocational education is considered by scientists and methodologists [A. Derkach et al.] as: theoretical, performing a general educational function, aimed at developing theoretical knowledge necessary for understanding the chemical nature of processes related to future professional activity, ensuring continuity of education throughout life; applied, special, aimed at developing applied knowledge and skills.

Федорова, С. А. Особенности обучения химии как общеобразовательной дисциплины в балетной школе (колледже) / С. А. Федорова, А. Е. Егорова ; Республиканская балетная школа (колледж) им. А. и Н. Посельских, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - N 4 (36). - С. 145-158. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-145-158
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-145-158

3.

Количество страниц: 9 с.

Цель исследования – представить краткий обзор форм и средств профориентации на медицинские специальности. Задачами исследования выступили изучение технологий и форматов современной профориентации, в том числе принципов образовательной профориентации; краткий анализ профориентационных практик учебных заведений медицинского профиля (медицинские классы, предуниверсарии, малые медицинские академии, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, курсы, исследовательская, кружковая деятельность и др.). Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что активизация и обновленные формы профильной медицинской ориентации и допрофессиональной подготовки будут способствовать раннему выявлению профессионального интереса школьников и направленности к медицине, формировать их готовность к обучению в учебном заведении профессионального образования. Методы исследования: изучение научно-педагогической литературы и интернет-ресурсов, обобщение, опрос школьников.
The objective of the study is to provide a brief overview of the forms and means of career guidance in medical specialties. The objectives of the study were: to study the technologies and formats of modern career guidance, including the principles of educational career guidance; a brief analysis of career guidance practices of medical educational institutions (medical classes, pre-universities, small medical academies, scientific and practical conferences, olympiads, competitions, courses, research, club activities, etc.). The hypothesis of the study is the assumption that the activation and updated forms of specialized medical orientation and pre-professional training will contribute to the early identification of schoolchildren’s professional interest and orientation towards medicine, and will form their readiness to study at a professional educational institution. Research methods: study of scientific and pedagogical literature and Internet resources, generalization, survey of schoolchildren.

Содействие профессиональной медицинской ориентации школьников / С. В. Панина, А. А. Донская, М. Н. Петрова, Е. П. Борисова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт развития профессионального образования РС (Я) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - N 4 (36). - С. 101-109.- DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-101-109
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-101-109

4.

Количество страниц: 11 с.

В современном мире особое значение приобретает информационная составляющая человеческой культуры в целом. Условием развития личности становится обучение на протяжении всей жизни в цифровой образовательной среде. Важной формой обучения в информационном обществе является дистанционное обучение, при котором взаимодействие субъектов образовательного процесса осуществляется на расстоянии. Недостаточная разработанность теории обучения в цифровой среде, практика реализации дистанционного обучения доказывают необходимость проведения исследований в этой области. Особые трудности возникают при дистанционном обучении естественнонаучным дисциплинам, например химии. В практической части статьи описывается пример планирования системы уроков по органической химии. Представлено тематическое планирование уроков раздела "Азотсодержащие органические соединения. Химия полимеров" в традиционном очном формате и с использованием дистанционных способов организации учебной деятельности. За основу организации уроков берется педагогическая технология "перевернутый класс".
The information component of human culture as a whole is of crucial importance in the modern world. Lifelong learning in a digital educational environment becomes a condition for personal development. An important form of learning in the information society is online learning, where the interaction of the educational process subjects is carried out online. The understudied theory of learning in the digital environment and the practice of implementing online learning need the research in this area. Particular difficulties arise in online learning of sciences, such as chemistry. The practical part of the article describes an example of systematic planning of lessons in organic chemistry. Thematic planning of lessons in the section "Nitrogen-containing organic compounds. Polymer chemistry" is presented in a traditional face-to-face format and using distance learning. The lessons are organized based on the pedagogical technology of "flipped classroom".

Матаннанова, А. Н. Дистанционное обучение в информационно-образовательной среде: планирование системы уроков химии / А. Н. Матаннанова, Е. П. Трифонов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - N 4 (36). - С. 90-100.- DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-90-100
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-90-100

5.

Количество страниц: 8 с.

В статье рассматривается проблема развития навыков и действий обучающихся в чрезвычайных ситуациях в образовательных организациях. Одним из современных, технологичных и результативных решений по оттачиванию навыков действий в таких ситуациях являются иммерсивные тренажеры, реализуемые как на стационарных ПК, так и в VR-системах. С появлением новых и более доступных систем виртуальной реальности иммерсивные тренажеры набирают популярность в образовании, в том числе и их версии для персональных компьютеров. Отработка необходимых навыков в иммерсивных тренажерах позволяет создать абсолютно безопасную для обучения среду, где обучающиеся могут практиковать без риска для своей жизни необходимые навыки и принимать решения в различных чрезвычайных ситуациях. Такой вид обучения позволяет последовательно, алгоритмически продуманно выполнять необходимые действия, повышает уровень подготовки человека в критических ситуациях, улучшает реакцию и способствует сохранению жизни. Представленный перечень чрезвычайных ситуаций лег в основу разработанного иммерсивного тренажера для обучения действиям в образовательных учреждениях. Раскрыт процесс разработки иммерсивного тренажера в среде Unity с применением инструмента ProBuilder. Разработана система критериев для фиксации результатов обучения на иммерсивном тренажере. Описан эксперимент по применению разработанного иммерсивного тренажера как средства отработки навыков и действий при возникновении чрезвычайных ситуаций. Представлены результаты, подтверждающие его эффективность, а также предложены пути его дальнейшего совершенствования, расширения функциональных возможностей.
The article discusses the issue of developing the skills and actions of students in emergency situations in educational organizations. One of the modern, technological and effective solutions for developing the skills of action in such situations are immersive simulators. Immersive simulators are implemented both on stationary PCs and in VR systems. With the advent of new and more accessible virtual reality systems, immersive simulators are gaining popularity in education. Versions of immersive simulators for personal computers are gaining popularity. Practicing the necessary skills in immersive simulators allows you to create an absolutely safe learning environment. Students can practice the necessary skills without risk to their lives and make decisions in various emergency situations. This type of training allows consistent and algorithmically thoughtful performance of the necessary actions, increases the level of a person’s training in critical situations, improves reaction and helps to preserve life. Based on the list of emergency situations, an immersive simulator was developed to teach students how to respond to emergency situations in educational institutions. The process of developing an immersive simulator in the Unity environment using the ProBuilder tool is disclosed. A system of criteria for recording the results of training on an immersive simulator were developed. An experiment on the use of the developed immersive simulator as a means of practicing skills and actions in emergency situations is described. The results confirming its effectiveness are presented. Ways for its further improvement and expansion of functional capabilities are proposed.

Корнилов, Ю. В. Применение иммерсивных технологий для обучения студентов действиям в чрезвычайных ситуациях в образовательных учреждениях / Ю. В. Корнилов, Л. О. Угаров ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - N 4 (36). - С. 74-81. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-74-81
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-74-81

6.

Количество страниц: 12 с.

Статья посвящена теоретическому анализу становления лингвистических традиций в области русистики в Республике Саха (Якутия) в контексте описания научных исследований, формирования научных школ, возвращения из научного небытия имен исследователей, внесших большой теоретический вклад. В ней описан исторический путь организации и становления первой кафедры русского языка и русской литературы в Якутском педагогическом институте в 1935–1950-е гг. ХХ века, представлены первые заведующие кафедрой, стоявшие у истоков формирования научных школ и направлений в области русской филологии. В статье исследуются вузовские традиции, заложенные блестящей плеядой первых преподавателей, которые создали благоприятные условия для развития университетской филологической науки, их труды, отличающиеся высоким уровнем академизма, стремлением изучать региональные особенности, динамику русско-якутских языковых и литературных связей, взаимодействие русского языка и языков народов Якутии, привлекать диалектный материал, развивать вузовскую филологическую науку, заложили основы будущих научных школ филологического факультета. Период становления кафедры русского языка и литературы в ЯГПИ в истории высшего филологического образования Якутии имеет особое значение, характеризуется достижениями советской филологической школы, нуждается в скрупулезном изучении и дальнейшем исследовании.
The article is devoted to a theoretical analysis of the formation of linguistic traditions in the field of Russian studies in the Sakha Republic (Yakutia) in the context of describing scholarly research, the formation of scientific schools, and the return from scientific oblivion of the names of researchers who have made a great theoretical contribution. It describes the historical path of organization and formation of the first department of Russian language and Russian literature at the Yakut Pedagogical Institute in 1935 – 50s, presents the first heads of the department who stood at the origins of the formation of scientific schools and directions in the field of Russian philology. The article examines the university traditions laid down by a brilliant galaxy of first teachers who created favorable conditions for the development of university philological science, their works, distinguished by a high level of academicism, the desire to study regional features, the dynamics of Russian-Yakut linguistic and literary ties, the interaction of the Russian language and the languages of peoples Yakutia, attract dialect material, develop university philological science, laidthe foundations for future scientific schools of the Faculty of Philology. The period of formation of the Department of Russian Language and Literature at the YSPI in the history of higher philological education in Yakutia is of particular importance, is characterized by the achievements of the Soviet philological school, and requires scrupulous study and further research.

Жондорова, Г. Е. Становление университетского филологического образования в Якутии / Г. Е. Жондорова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия" - 2024. - N 4 (36). - С. 47-58. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-47-58
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-47-58

7.

Количество страниц: 9 с.

Актуальность научного обзора источников по проблеме нравственного воспитания молодого поколения в Китае подтверждается тем, что в стране сложилась устойчивая система воспитания молодежи, которая дает положительный эффект и сказывается в общем и на развитие страны. Поэтому наблюдается научный интерес и потребность в изучении, критическом анализе источников, отражающих мнения и суждения китайских исследователей по проблемам основ нравственного воспитания молодого поколения граждан Китая. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы обосновать и раскрыть подходы и идеи по становлению теории и практики нравственного воспитания в китайской педагогике. В процессе проведения научного обзора использованы материалы педагогической литературы, документов по проблемам воспитания в Китае и методы теоретического анализа, систематизации, синтеза, обобщения. В статье приводятся фрагменты результатов анализа историко-педагогических источников китайских авторов по проблеме нравственного воспитания молодого поколения. Это позволило определить основы нравственного воспитания в Китае, а также влияние на данный процесс советской педагогики. Авторы актуализируют суждения ученых Китая по определению цели, задач, содержания нравственного воспитания, состава моральных качеств китайской молодежи. Также раскрыты идеи, практика и концепции советских педагогов, используемые на протяжении многих десятилетий педагогами Китая. По результатам исследования процесса нравственного воспитания молодого поколения приведены методы воспитания обучающихся в китайской педагогике, которые оказывают большое влияние на интеграцию обучения и воспитания, что дает положительный эффект формирования нравственных качеств молодежи. В перспективе может быть исследован феномен устойчивости результатов воспитания подрастающего поколения Китая.
The article presents some fragments of the results from the analysis of historical and pedagogical sources of Chinese authors on the problem of moral education of the younger generation. This made it possible to determine the foundations of moral education in China and the influence of Soviet pedagogy on this process. The article reviews the opinions of Chinese scholars on the definition of the goal, objectives, content of moral education, and the composition of moral qualities of Chinese youth. The ideas, practices and concepts of Soviet teachers, used for many decades by Chinese teachers, which influenced the sustainability of the moral education of Chinese youth, are also revealed. Based on the results of the study of the process of moral education of the younger generation, we identified the methods of educating students in Chinese pedagogy that have a great impact on the integration of education and upbringing, ensuring a positive effect on the formation of moral qualities of young people. The purpose of the study is to substantiate and reveal approaches and ideas for the formation of the theory and practice of moral education in Chinese pedagogy based on the analysis of academic literature. Materials and methods of research: a theoretical analysis of pedagogical literature, documents on the problems of education in China, the methods of systematization, analysis, synthesis, and generalization.

Дагбаева, Н. Ж. Основы нравственного воспитания молодого поколения в Китае: историко-педагогический обзор / Н. Ж. Дагбаева, А. Д. Николаева ; Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2024. - N 4 (36). - С. 38-46. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-38-46
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-38-46

8.

Количество страниц: 13 с.

В статье рассматривается вопрос формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся с помощью геоинформационных систем (ГИС) на уроках географии. В условиях интенсивного потока информации обучающийся должен уметь самостоятельно организовывать свою деятельность и самообразование, поэтому одним из наиболее важных направлений современного образования является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), которые являются основой для развития способностей к обучению. На основании вышесказанного, следует отметить цель исследования: разработка методики формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках географии с использованием ГИС-технологий (на примере темы "Африка", 7 класс).
The article discusses the issue of developing students’ cognitive universal educational skills through the use of geoinformation systems in geography lessons. In today’s information-rich environment, students must be able to organize their learning and self-study independently. Therefore, one of the main goals of modern education is to develop universal (meta-disciplinary) skills, which form the basis for learning abilities. Based on this, the goal of the study is to develop a methodology for promoting cognitive universal skills in geography classes using GIS (Geographic Information Systems) technologies. The example used is the topic "Africa" for seventh-grade students.

Васильев, Н. П. Геоинформационные системы в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся (на примере темы "Африка" 7 класс) / Н. П. Васильев, А. Н. Самсонова ; Хорулинская средняя общеобразовательная школа им. Е. К. Федорова, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2024. N 4 (36). - С. 18-30. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-18-30
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-18-30

9.

Количество страниц: 11 с.

В статье в качестве дискурса анализируются исследования современных ученых по проблеме формирования ценностей в современной России с учетом реалий времени, геополитических изменений и трансформационных процессов, отражающиеся на ценностных основах молодежи. Представлен опыт просветительских и образовательных организаций Республики Саха (Якутия) по сохранению и развитию ценностных основ семьи и семейного воспитания, таких как республиканский семейный чемпионат, посвященный Году семьи и детства; хоровая деятельность, раскрывающая самобытность русской ямщицкой культуры; социальная помощь и психолого-педагогическая поддержка кочевых семей; опыт этнопедагогического воспитания и взаимодействия с семьей школ города Якутска; комплекс мероприятий, направленный на поддержку, консультирование, укрепление молодых студенческих семей Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Авторы акцентируют внимание на том, что, именно молодое поколение представляет будущее развитие страны в контексте сохранения культурной и национальной идентичности, в основе которой духовно-нравственные и моральные ценности. В связи с чем проведено эмпирическое исследование по изучению семейных ценностей у студентов СВФУ. В опросе (анкетировании) приняли участие студенты педагогических направлений, в количестве 220 респондентов. По результатам исследования установлены: положительное отношение к институту семьи, предпочтение юридически зарегистрированного брака, оптимальный возраст для создания семьи, планируемое количество детей, приоритет семейных ценностей среди студентов, таких как любовь, здоровье, образование, взаимопомощь и взаимоуважение, трудолюбие и ответственность, справедливость и честность, уважение к старшим и традициям семьи.
As a discourse, the article analyzes the research of modern scholars on the problem of value formation in modern Russia, taking into account the realities of the time, geopolitical changes and transformational processes that affect the value foundations of youth. The experience of educational and educational organizations of the Sakha Republic (Yakutia) on the preservation and development of the value foundations of family and family education, such as: the republican family championship dedicated to the Year of Family and Childhood; choral activities revealing the identity of the Russian yamschik coachmen culture; social assistance and psychological and pedagogical support for nomadic families; experience of ethnopedagogic education and interaction is presented with a family of schools in Yakutsk; a set of measures aimed at supporting, advising, and strengthening young student families of the Teacher Training Institute of the M. K. Ammosov North-Eastern Federal University. The author focuses on the fact that it is the younger generation that represents the future development of the country in the context of preserving cultural and national identity, which is based on spiritual, moral and moral values. In this connection, an empirical study was conducted on the study of family values among the NEFU students. The survey (questionnaire) was attended by students of pedagogical fields, in the number of 220 respondents. The results of the study revealed: a positive attitude towards the institution of the family, preference for a legally registered marriage, the optimal age for starting a family, the planned number of children, the priority of family values among students such as: love, health, education, mutual assistance and mutual respect, hard work and responsibility, justice and honesty, respect for elders and family traditions.

Алексеева, И. С. Традиционные и семейные ценности в представлении студентов / И. С. Алексеева, С. А. Филин ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2024. - N 4 (36). - С. 7-17. - DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-7-17
DOI: 10.25587/2587-5604-2024-4-7-17

10.

Количество страниц: 9 с.

В год девяностолетия высшего образования Республики Саха (Якутия) необходимо обратиться к истокам формирования экономического образования республики, изучить его современные тенденции и перспективы развития. Для реализации стратегических целей и задач Российской Федерации необходимы специалисты с экономическими и финансовыми компетенциями, что обуславливает высокую степень актуальности проблемы. Открытие в 1934 г. Якутского государственного педагогического института, в 1956 г. - Якутского государственного университета заложило основы экономического образования в нашей республике. В данной статье определены этапы формирования экономического образования в Республике Саха (Якутия), подготовки финансово-экономических кадров для эффективного функционирования национальной экономики. За короткий исторический срок времени Якутия прошла путь становления не только учебных заведений разных ступеней, но и создания системы высшего образования как важного фактора социального и экономического развития. Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью высшего образования. Цель современного экономического образования - формирование высокого уровня экономического мышления и профессиональных компетенций. Уровень конкурентоспособности современной экономики в значительной степени определяется качеством экономического образования, которое создает фундамент для роста благосостояния, экономического развития. В статье использован комплекс количественных и качественных методов исследования: изучение научной литературы, нормативных правовых документов; статистических данных в области экономического образования, аналитических материалов и др.
In the year of the ninetieth anniversary of higher education in the Sakha Republic (Yakutia), it is necessary to turn to the origins of the formation of economic education in the republic, to study its current trends and development prospects. To achieve the strategic goals and objectives of the Russian Federation, specialists with economic and financial competencies are needed, which causes a high degree of urgency of the problem. The opening of the Yakut State Pedagogical Institute in 1934 and the Yakutsk State University in 1956 laid the foundations for economic education in our republic. This article defines the stages of formation of economic education in the Sakha Republic (Yakutia), training of financial and economic personnel for the effective functioning of the national economy. In a short historical period of time, Yakutia has passed the path of formation not only of educational institutions of various levels, but also of the creation of a higher education system as an important factor of social and economic development. Economic education is an integral, important part of higher education. The purpose of modern economic education is to form a high level of economic thinking and professional competencies. The level of competitiveness of the modern economy is largely determined by the quality of economic education, which creates the foundation for the growth of well-being and economic development. The article uses a set of quantitative and qualitative research methods: the study of scientific literature, regulatory legal documents; statistical data in the field of economic education, analytical materials, etc.

Попов, А. А. Формирование системы экономического образования в Республике Саха (Якутия) / А. А. Попов, А. Т. Набережная, Н. И. Петрова ; Финансово-экономический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Экономика. Социология. Культурология". - 2024. - N 4 (36). - C. 19-27. - DOI: 10.25587/2587-8778-2024-4-19-27
DOI: 10.25587/2587-8778-2024-4-19-27