Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 328
1.

Количество страниц: 8 с.

Understanding the process of language learning and quantifying interlingual relationships are central challenges in linguistics, cognitive science, and language education. In this paper, we propose a novel framework that models second language acquisition as a diffusion process within a structured, multidimensional space of languages. We introduce a formal measure of interlingual distance, grounded in linguistic features, to quantify structural and functional differences between languages. Building on Barenblatt-type nonlinear diffusion models, we represent language learning as a multicontinua diffusion process, where distinct components of language - such as phonetics, grammar, vocabulary, and pragmatics - are treated as separate, interacting continua. Each continuum evolves independently according to its own diffusion dynamics, capturing the heterogeneous difficulty and pace of learning across linguistic subsystems. The interaction between these continua reflects the coupling between linguistic competencies in real-world acquisition. We can validate this model with empirical data on second language learning rates across various language pairs, demonstrating that diffusion distances in each continuum correlate with observed learning difficulties in the corresponding language domain. This approach not only offers a new theoretical lens on language learning but also provides a predictive framework for curriculum design, learner modeling, and applications in multilingual NLP and AI systems.
Понимание процесса изучения языка и количественная оценка межъязыковых взаимосвязей представляют собой ключевые задачи лингвистики, когнитивной науки и языковой педагогики. В данной работе предлагается новая концептуальная модель, описывающая освоение второго языка как процесс диффузии в структурированном многомерном языковом пространстве. Мы вводим формальную метрику межъязыковой дистанции, основанную на лингвистических признаках, для количественного измерения структурных и функциональных различий между языками. Опираясь на нелинейные модели диффузии Баренблатта, мы концептуализируем процесс изучения языка как многоконтинуальную диффузию, где различные языковые компоненты (фонетика, грамматика, лексика и прагматика) рассматриваются в качестве взаимодействующих, но самостоятельных континуумов. Каждый континуум эволюционирует согласно собственной динамике диффузии, что позволяет отразить вариативную сложность и скорость освоения различных языковых подсистем. Взаимодействие между континуумами моделирует взаимовлияние языковых компетенций в реальном процессе обучения. Предложенная модель верифицируется на эмпирических данных о скорости освоения второго языка для различных языковых пар. Результаты демонстрируют корреляцию между диффузионными расстояниями в каждом континууме и наблюдаемыми трудностями освоения соответствующих языковых аспектов. Данный подход не только предлагает новую теоретическую перспективу для исследования языкового обучения, но и создает прогностическую основу для разработки учебных программ, моделирования учащихся и применения в многоязычных NLP- и ИИ-системах.

Grigorev, Aleksandr V.
A diffusion-based model of language learning and interlingual distance / Aleksandr V. Grigorev, Zhenwei Guo ; M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Liaocheng University // Арктика. XXI век. - 2025. - N 2 (40). - С. 67-74. - DOI: 10.25587/2310-5453-2025-2-67-74
DOI: 10.25587/2310-5453-2025-2-67-74

2.

Количество страниц: 8 с.

This study aims to characterise a composite material from compressed earth reinforced with corn husks fibers. In order to achieve this objective, the work started by conducting many laboratory tests on fibers and soils. The parameters that were determined included the diameters, stress at rupture, elongation at rupture, deformation at rupture, Young modulus 1 and Young modulus 2, and constraint maximum for fibers. In addition, geotechnical parameters of soils were determined, including the water limit liquid, plastic limit liquid also determine optimal moisture for soil and is maximum dry density. It is evident that the tensile strength decreases and varies depending on the amount of corn husk fiber has increased. The results also demonstrate that the rate of water absorption of the composite increases with the increase in the fiber content, which is explained in particular by the fact that the fibers’ plant origins are hydrophilic and possess a porous character, thereby enabling water absorption. Furthermore, the study also shows that there is a reduction in the density of the fiber composite with increasing fiber content. It was equally observed that an increase in the fiber ratio let to an increase in the Young’s modulus of the composite.
Целью данного исследования является характеристика композитного материала, полученного на основе прессованного грунта, армированного волокнами кукурузной шелухи. Для достижения этой цели работа началась с проведения множества лабораторных исследований волокон и грунтов. Были определены следующие параметры волокон: диаметр, предел прочности при разрыве, относительное удлинение при разрыве, деформация при разрыве, модуль Юнга 1, модуль Юнга 2 и максимальное напряжение. Кроме того, были определены геомеханические параметры грунтов, включая предел текучести, предел пластичности, а также оптимальную влажность грунта и его максимальную сухую плотность. Было выявлено, что прочность на растяжение снижается и варьируется в зависимости от увеличения содержания волокон кукурузной шелухи. Результаты также показывают, что скорость водопоглощения композитного материала увеличивается с увеличением содержания волокон, что объясняется, в частности, гидрофильной природой волокон растительного происхождения и их пористой структурой, способствующей поглощению воды. Кроме того, исследование показывает снижение плотности волокнистого композита с увеличением содержания волокон. Было также отмечено, что с увеличением соотношения волокон увеличивается модуль Юнга композита.

Mechanical behaviour of compressed earth blocks reinforced with random and aligned continuous distribution corn husk fibers / Benjamin B., Emmanuel Ya., Ngwem B. B., Fabien K., Robert A. K., Safonova M. N., Fedotov A. A., Ammosova N. E. ; University of Douala, University of Buea, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2025. - Т. 22, N 1 (99). - С. 29-36. - DOI: 10.25587/2222-5404-2025-22-1-29-36
DOI: 10.25587/2222-5404-2025-22-1-29-36

3.

Ответственность: Сатанар Марианна Тимофеевна (Составитель), Борисова Анастасия Анатольевна (Составитель), Герасимова Лилия Николаевна (Составитель), Львова Сахая Даниловна (Составитель), Эверстов Степан Константинович (Художник), Левин Иван Иванович (Автор предисловия и т.п.)

Издательство: Айар

Год выпуска: 2023

Количество страниц: 761 с.

В книгу вошли материалы экспедиции Научно-исследовательского института Олонхо СВФУ, проведенный в Кобяйском улусе 2022 г.

Кэбээйи фольклора / Арассыыйа Федерациятын наукаҕа уонна үрдүк үөрэхтээһиҥҥэ министиэристибэтэ, М. К. Аммосов аатынан Хотугулуу-Илиҥҥи федеральнай университет, Олоҥхо научнай-чинчийэр института, "Кэбээйи улууһа (оройуона)" муниципальнай тэриллии ; хомуйан оҥордулар, бэчээккэ бэлэмнээтилэр: М. Т. Сатанар, А. А. Борисова, Л. Н. Герасимова, С. Д. Львова ; эппиэттиир эрэдээктэр М. Т. Сатанар ; худуоһунньук С. К. Эверстов ; [аант тыл ааптара И. И. Левин]. - Дьокуускай : Айар, 2023. - 756 с.

4.

Количество страниц: 4 с.

Стратегия "Новой школы" предполагает развитие, в первую очередь, способностей каждого обучающегося. В этом большим помощником является существующий в школе проект "Вдохновение творчеством". Автор считает, что если у ребёнка пробудить интерес, то это прямая дорога к творчеству. Для чего важное значение придается созданию социокультурной среды с внедрением национально-регионального компонента.
The strategy of the "New School" assumes the development, first of all, of the abilities of each student. In this, the existing project "Inspiration by creativity" at the school is a great help. The author believes that if you awaken interest in a child, then this is a direct path to creativity. For this, great importance is attached to the creation of a socio-cultural environment with the introduction of a national-regional component.

Иванова, М. А.
Айар үлэ умсулҕана / М. А. Иванова ; Т. И. Скрыбыкина аатынан Сордоҥноох орто оскуолата // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 50-53.

5.

Количество страниц: 3 с.

В данной статье авторы уделяют внимание совершенствованию читательской грамотности обучающихся на основе авторского учебного пособия.
In this article, the authors pay attention to improving the reading literacy of students based on the teaching aid, as well as project activities in the context of the updated Federal State Educational Standards of General Education, Secondary General Education.

"Ыллык" – ааҕар сатабылы сайыннарар босуобуйа (5, 6, 7 кылаас үөрэнээччитигэр аналлаах саҥа ФСҮөЫ ирдэбилинэн сорудахтар, эрчиллиилэр, дьарыктар тиһиликтэрэ) / С. И. Еремеева, Е. В. Иванова, С. Д. Платонова, Л. Е. Попова ; С. А. Новгородов аатынан Чурапчы орто оскуолата // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 47-49.

6.

Количество страниц: 2 с.

В данной статье автор описывает опыт работы по художественному чтению на родном языке в мультикультурной среде. В статье затрагивается тема Великой Победы – направление гражданско-патриотического воспитания через художественное чтение.
In this article, the author writes the experience of working on dramatic reading in the native language in a multicultural education. The article describes the Great Victory, the direction of civic-patriotic education through dramatic reading.

Гоголева, А. С.
Кыайыыны уруйдуур хоһооннору өйтөн аахтарыы иитэр суолтата ("Бэстээх Кэскилэ" куруһуок уопутуттан) / А. С. Гоголева ; Нижне-Бестяхская средняя общеобразовательная школа N 2 с углубленным изучением отдельных предметов // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 45-46.

7.

Количество страниц: 4 с.

В данной статье предлагается один из способов решения актуальной проблемы литературного образования – создание условий для формирования вдумчивого читателя. Автор на примере одного урока литературы показывает продуктивные методы привлечения к чтению, привитию самостоятельности в осмыслении произведения, воспитании вдумчивого читателя.
This article proposes one of the ways to solve the current problem of literary education - creating conditions for the formation of a thoughtful reader. Using the example of one literature lesson, the author shows productive methods of attracting people to reading, instilling independence in comprehending a work, and raising a thoughtful reader.

Иванова, Е. В.
Үөрэнээччини айымньыны киэҥник анааран өйдүүрүгэр уһуйуу / Е. В. Иванова ; С. А. Новгородов аатынан Чурапчы орто оскуолата // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 41-44.

8.

Количество страниц: 2 с.

Автор статьи описывает, как организуется работа по 7 основным направлениям: качественное проведение уроков, исследовательская работа с обучающимися, обучение беглому чтению, изучение исторических мест своего населенного пункта, изучение песен на слова стихов якутских поэтов, привитие любви и обучение игре на национальном инструменте “хомус”. При этом особое внимание уделяет исследовательской работе с учеником, считая, что при такой организации деятельности обучающегося он приобретает такие ценные навыки как умение глубоко размышлять, анализировать события и осознанно относиться ко всему окружающему.
The author of the article describes how work is organized in 7 main areas in the educational process: high-quality lessons, research work with students, teaching fluent reading, studying historical places of their locality, studying songs based on the words of poems by Yakut poets, instilling love and teaching how to play the national instrument "khomus". At the same time, she pays special attention to research work with the student, believing that with such an organization of the student’s activities, he acquires such valuable skills as the ability to think deeply, analyze events and consciously relate to everything around him.

Васильева, С. И.
Чинчийэр үлэ - үйэлээх үлэ / С. И. Васильева ; Кэбээйи улууһун Куокуй орто оскуолата // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 79-80.

9.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена применению метода проекта в работе с обучающимся как на уроке, так и во внеклассной работе. Автор приводит в пример содержание одного проекта и несколько примеров в работе со старшеклассниками по преемственности. При этом подчеркивает, что исследовательскую работу при проектировании ученик связывает со своими интересами или своими увлечениями. Автор считает применение метода проекта наиболее эффективными результативным в работе учителя.
The article is devoted to the application of the project method in working with students both in the classroom and in extracurricular activities. The author gives an example of the content of one project and several examples in working with senior students on continuity. At the same time, he emphasizes that the student connects the research work during the design with his interests or hobbies. The author considers the application of the project method to be the most effective and efficient in the work of a teacher.

Васильева, А. И.
Бырайыактааһын - оҕо дэгиттэр сатабылын сайыннарар көдьүүстээх ньыма / А. И. Васильева ; Н. С. Охлопков аатынан Нам улууһун гимназията // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С.77-78.

10.

Количество страниц: 3 с.

“Без литературы невозможно учиться жизни” считает автор статьи согласно высказыванию педагога Е. Н. Ильина. Следуя Положению программы обучения литературе, где говорится о том, что на примере героев художественной литературы ребенок воспитывает в себе лучшие человеческие качества, правильно оценивать происходящее, учитель должен помочь ему раскрыть его скрытый потенциал и стать успешным. При этом обращает внимание на проблемное обучение, широко используя понятия философия, психология, история, культурология.
“It is impossible to learn life without literature,” the author of the article believes, according to the statement of the teacher E. N. Ilyin. Following the Regulations of the literature training program, which states that using the example of the heroes of fiction, a child cultivates the best human qualities in himself, correctly assessing what is happening, the teacher should help him to reveal his hidden potential and become successful. At the same time, he pays attention to problem based learning, widely using the concepts of philosophy, psychology, history, and cultural studies.

Алексеева, А. А.
Тѳрѳѳбүт литература – олох кэрэhитэ / А. А. Алексеева ; Сунтаар 3 N-дээх орто оскуолата // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 9-11.