Сатанар Марианна Тимофеевна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ ; 677013, г. Якутск, ул. Кулаковского, 42 ; e-mail: msatanar@s-vfu.ru, satanar68@mail.ru ; https://www.s-vfu.ru/

Ученая степень, ученое звание: канд. филол. наук

Область научных интересов: Междисциплинарное изучение эпосов, поиск путей интеграции гуманитарных и естественных наук

ID Автора: SPIN-код: 7781-4181, РИНЦ AuthorID: 1013389

Документы 1 - 7 из 7
1.

Количество страниц: 10 с.

Настоящая статья посвящена исследованию сюжета - основополагающей и общей категории фольклористики и литературоведения. Актуальность обращения к теме эпического сюжета, а также мотивов, конструирующих его, вызвана недостаточным изучением исторической трансформации якутского эпоса олонхо с одной стороны, а с другой - необходимостью углубленного изучения пространственной организации мира олонхо, которое может привести к экспликации закономерностей (инвариантов) сюжетосложения, к дефиниции принципов сюжетного сложения олонхо. Новизной исследования предстает фокусирование исследования через призму отношений мотивов по синтагматической горизонтали в ходе "сюжетного развития" текста олонхо "Юёлэн Нюрюйэ". Цель работы - провести структурно-семантический анализ сюжетнозначимых мотивов текста олонхо "Юёлэн Нюрюйэ" в свете динамики эпического пространства. В работе применены структурно-семантический, семиотический, функциональный анализы, методы обзора, описания и обобщения. Обозначены роли пространственных locus`ов в сюжетном построении текста олонхо. Выделены функции сюжетных мотивов в синтагматике эпического текста. Показан порядок сцепления сюжетных мотивов в цельной событийной последовательности. Отмечается наличие свернутого, невыраженного пространственного элемента в имени невесты богатыря. Подчеркивается авторская новация олонхосута М. Г. Сорова в виде введения повторяющихся отступлений и повествований в сюжетной композиции олонхо. Автор приходит к выводу, что хотя традиционный сюжетно-композиционный строй не нарушен, в олонхо "Юёлэн Нюрюйэ" прослеживается упрощение сюжетной линии посредством выпадания некоторых сюжетных элементов, усечения хода реализации вертикального развертывания координат эпического пространства, контаминации (соединений) мотивов, сужения эпитетики в поэтике и символики в знаковой системе олонхо. Такое обстоятельство обозначает перспективы дальнейших исследований текстов олонхо советского и постсоветского периодов с актуализацией постановки проблем исторической динамики мотивов якутского олонхо в ракурсе структуры, семантики, функции, поэтики, семиотики.
This article is devoted to the study of the plot: a fundamental and general category of folklore and literary studies. The relevance of addressing the topic of the epic plot, as well as the motifs that construct it, is caused by the insufficient study of the historical transformation of the Yakut epic olonkho, on the one hand, and on the other - the need for an in-depth study of the spatial organization of the olonkho world, which can lead to the explication of the patterns (invariants) of plot composition, to the definition of the principles of plot composition of olonkho. The novelty of the study is the focus of the study through the prism of the relationships of motifs along the syntagmatic horizontal in the course of the “plot development” of the olonkho text of Yuyolen Nyuryue . The aim of the work is to conduct a structural and semantic analysis of the plot-significant motifs of the olonkho text of Yuyolen Nyuryue in the light of the dynamics of the epic space. The work uses structural and semantic, semiotic, functional analysis, methods of review, description and generalization. The roles of spatial loci in the plot structure of the olonkho text are designated. The functions of plot motifs in the syntagmatics of the epic text are highlighted. The order of the coupling of plot motifs in a holistic event sequence is shown. The presence of a condensed, unexpressed spatial element in the name of the hero's bride is noted. The author's innovation of the epicteller Mikhail Sorov is emphasized in the form of introducing repetitive digressions and narratives in the plot composition of the olonkho. The author comes to the conclusion that although the traditional plot-compositional structure is not violated, in the olonkho of Yuyolen Nyuryue there is a simplification of the plot line through the loss of some plot elements, truncations of the course of implementation of the vertical deployment of the coordinates of the epic space, contaminations (connections) of motifs, narrowing of epithetics in poetics and symbolism in the sign system of olonkho. This circumstance indicates the prospects for further research of olonkho texts of the Soviet and post-Soviet periods with the actualization of the formulation of problems of the historical dynamics of the motifs of the Yakut olonkho in the perspective of structure, semantics, function, poetics, semiotics.

Сатанар, М. Т. Сюжет олонхо "Юёлэн Нюрюйэ" в свете пространственной организации эпического мироздания / М. Т. Сатанар ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Эпосоведение - 2024, N 4 (36). - С. 74-83. - DOI: 10.25587/2782-4861-2024-4-74-83
DOI: 10.25587/2782-4861-2024-4-74-83

2.

Количество страниц: 9 с.

В условиях внедрения постнеклассических парадигм в изучении устного народного творчества своевременным представляется обращение к одному из ярких образцов народного творчества северной локальной традиции – к тексту олонхо "Дугуйа Бёгё", высоко оцененного в свое время с научной точки зрения фольклористами С. И. Боло, В. М. Никифоровым, историком А. П. Окладниковым. Новизна настоящего исследования заключается в попытке обозначить пути дальнейших исследований текста этого своеобразного олонхо, а также прилагаемой к нему карты эпического мироздания, содержащей ценные сведения об исторических, этнографических, топонимических, гидронимических фактах. Цель настоящей статьи – выделить особенности языковой ткани, структуры, семантики, семиотики олонхо "Дугуйа Бёгё" и обозначить вектор комплексного обсуждения проблем в его исследовании. В работе реализуется исторический подход, используются методы обзора, герменевтики, обобщения, структурный и функциональный анализы. Автор останавливается на описании структурной организации, некоторых семантических особенностей, специфики системы образов, насыщенности знаковой системы, свое образия языковой ткани, многообразия применений художественно-изобразительных средств, жанровых взаимоотношений в исследуемом олонхо. Сообщается, что наблюдение в тексте элементов сарказма, юмора и иных форм комического, возможно, указывает на былое бытование и развитие национальной сатиры в оймяконской традиции. Автор приходит к выводу о необходимости разностороннего исследования текста и эпической карты модели мира олонхо "Дугуйа Бёгё" в ракурсе знаний и методов других наук – истории, этнографии, лингвистики, географии, семиотики, мифологии, что и обозначает перспективы направлений дальнейшей работы с данным многоуровневым и многомерным эпическим текстом.

Сатанар, М. Т. Особенности олонхо "Дугуйа Бёгё" (к постановке комплексного изучения) / М. Т. Сатанар ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Вопросы национальных литератур. - 2023. - N 4 (12). - С. 83-91. - DOI: 10.25587/2782-6635-2023-4-83-91
DOI: 10.25587/2782-6635-2023-4-83-91

3.

Количество страниц: 3 с.

В многомерном исследовании древнего олонхо, использование рациональной методологии естественных наук позволяет соединить мифологическое мышление и универсальные законы природы. Принципом синергетики, основанной на законах коэволюции сложных систем (различных форм знания) достигается своего рода "материализация" глубинных структур содержания текста, их вписывание в законы Вселенной, где общие семантические структуры позволяют понять мир в единстве его сущности.

Сатанар, М. Т. Олонхо в ракурсе современного исследования / М. Т. Сатанар ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - N 1 (12). - C. 30-32.

4.

Количество страниц: 6 с.

Творчество Семена Степановича Яковлева - Эрилик Эристиин неразрывно связано с устнопоэтическим наследием народа, занимая достойное место среди лучших образцов якутского эпоса. Работа представляет собой частотный анализ функционирования числительных, определение тенденций их употребления в олонхо Эрилик Эристиин "Буура Дохсун". Выбор данного языкового пласта в качестве исследования определен особым положением числительных в якутском эпосе. Наблюдения и полученные выводы способствуют выявлению языковых особенностей текста олонхо "Буура Дохсун".

Сатанар, М. Т. Числовое пространство олонхо С. С. Яковлева - Эрилик Эристиин "Буура Дохсун" / М. Т. Сатанар ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2017. - N 1 (4). - C. 8-12.

5.
Автор:

Количество страниц: 12 с.

В обществе происходят процессы трансформации во многих сферах жизни и деятельности людей. В таких условиях усиливается важность глубинных изучений мифологического сознания человека. Архаические тексты якутского эпоса олонхо имеют богатую знаковую природу, которая предстает благодатной почвой для изучения глубинных смыслов и структур. В фокусе настоящего исследования – коды зачинов разновременных фиксаций центральной эпической традиции сказительского искусства якутов. Цель исследования – выявление кодовых конфигураций зачинов олонхо раннего и позднего периодов записей, фиксация изменений в категориях кодирования содержаний зачинов. В работе применяются сравнительно-типологический подход, структурно-семиотический и квантитативный анализы (метод сплошной выборки, статистического анализа), метод герменевтики и индукции. Анализ позволил выявить из зачина ранней записи олонхо 264 единицы кодов, из поздней записи – 112 единиц. В обоих зачинах наблюдается иерархическое выстраивание кодов по трем уровням. Установлено, что частота употребления кодов в зачине поздней записи выше, чем в ранней. Устойчивыми во времени выявлены числовой, семический, соматический, цветовой коды. Также отмечается использование скрытого кода бессознательного и геономического кода в зачине поздней записи, отсутствующих в ранней записи. В последнем отмечаются парные сочетания двух кодов – природно-климатического, зооморфно-цветового, что не встречается в зачине поздней записи. В целом, наблюдается значительное сокращение объема зачина поздней записи в сравнении с ранней. Однако, верифицируется тождественность в реализации главной функции зачинов – манифестации "представлений" хронотопов последующих событий эпосов, где коды предстают важным структурообразующим компонентом мифов. При этом, "выпадение" ряда сюжетных мотивов из зачина поздней записи частично восполняется за счет повышения применений кодовых конфигураций. Отсутствие же в зачине поздней записи олонхо главного компонента мифа – героя, служит индикатором функционирования "микромифа", а не реального мифа, построенного в соответствии с мифологической моделью

Satanar, M. T. Mythological exposition codes in the yakut epic: a comparative analysis of different time-period olonkho records / M. T. Satanar // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022. - N 4 (28). - С. 97-108.
DOI: 10.25587/SVFU.2022.50.90.010

6.

Количество страниц: 16 с.

Сатанар, М. Т. Семантические оппозиции зачина в якутском олонхо "Строптивый Кулун Куллустуур" / М. Т. Сатанар // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022, N 5 (25). - С. 79-94.
DOI: 10.25587/t5491-0740-8768-o