Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 11376
1.

Издательство: ИД СВФУ

Год выпуска: 2024

Номер (№): 3 (37)

Количество страниц: 135 с.

Арктика. XXI век. Гуманитарные науки : информационно-научное издание / ФГАОУ ВПО "Сев.-Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова". - Якутск : ИД СВФУ, 2014
2024, N 3 (37). - 133, [1] с.

2.

Количество страниц: 3 с.

В данной статье автор уделяет внимание систематизации деятельности учителя родного языка и литературы на основе образовательной деятельности в условиях обновленных ФГОС ОО, СОО.
In this article, the author pays attention to the systematization of the activities of the teacher of the native language and literature based on educational activities in the context of the updated Federal State Educational Standards of General Education, Secondary General Education.

Каженкин, Р. Н.
Кабинет якутского языка и литературы как условие повышения качества образовательной деятельности / Р. Н. Каженкин ; МОБУ “Национальная гимназия “Айыы Кыһата” // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 59-61.

3.

Количество страниц: 3 с.

Рассматриваются теоретические и практические вопросы изменений в образовании, вызванных "цифровыми" технологиями u обусловивших новые требования к образовательному процессу в современной школе. Опираясь нa результаты собственного исследования в школе, aвтop определяет степень использования и влияния интернет-технологий в образовательном процессе в школе, нa возможности формирования информационной компетентности учеников и учителей.
The article considers theoretical and practical issues of changes in education caused by "digital" technologies and determining new requirements for the educational process in a modern school. Based on the results of his own research at school, the author determines the degree of use and influence of Internet technologies in the educational process at school, on the possibilities of forming the information competence of students and teachers.

Сивцева, П. И.
Тилда и лонгриды - один из эффективных приемов обучения в современной школе / П. И. Сивцева ; МБОУ "2-Жемконская средняя общеобразовательная школа" // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 56-58.

4.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена проблеме развития интереса к чтению. Отражен опыт работы воспитателя с педагогами по вопросам литературного образования детей дошкольного возраста, приведены авторские стихи регионального содержания для детей.
The article is devoted to the problem of developing interest in reading. The experience of the educator with teachers on issues of literary education of preschool children is reflected, the author’s poems for children of regional content are given.

Попова, М. П.
Развитие интереса к чтению детей дошкольного возраста / М. П. Попова ; МБДОУ "Батаринский детский сад" // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 54-55.

5.

Количество страниц: 12 с.

Целью работы является выявление фундаментальных принципов и подходов методологии исследования искусства и литературы и демонстрация возможностей рациональных методов (с элементами иррациональности) для этих целей. Наиболее важными группами этой методологии являются философские методы: феноменология, герменевтика, идеографический, номотетический методы, методы метафизики, диалектики, семиотики; универсальные методы естественнонаучного происхождения: теории коммуникаций, систем, синергетики, информатики; методы социально-гуманитарных наук на основе: историзма, механицизма, натурализма, органицизма, психологизма, антропологизма, структурализма, сциентизма, эволюционизма, формализма, функционализма, позитивизма; методы литературоведения и культурологии; методы социологии и социальной философии. Эти методы применены к основным этапам развития искусства и к наиболее важным направления и стилям искусства в различных сочетаниях и в зависимости от интервалов их применимости. В качестве основных подходов исследуемой методологии используется синтез большинства существующих методов в пределах всех сфер литературы и искусства, либо в пределах его вида, жанра или стиля; выявляются ряды методологических подходов, обеспечивающие взаимодействие одного метода с другим, выявление систем и подсистем этих методов для конкретных условий исследования. Взаимодействие методологии используемой творцом произведений и методов восприятия его работ (то есть взаимодействие онтологических и эпистемологических подходов к творению и исследованию). Утверждается, что рационализированная методология исследования произведений искусства и литературы имеет значительные перспективы. Используя различные виды синтеза в различных жанрах и между ними можно получить единую целостную картину восприятия произведений. Опора на пределы восприятия, связанная, как правило, с великими тайнами выдающихся произведений искусства и литературы, аналогична пределам, на которые опирается методология науки или религиозные откровения и позволяет связать рациональное с иррациональным в этом процессе познания. Еще одно перспективное направление связано с совершенствованием известных методов исследования произведений искусства и литературы: семиотики, герменевтики, социологии, культурологии, теории коммуникаций в зависимости от характерных черт конкретного произведения. Эволюция этих методов также стремится к единству, целостности и взаимной дополнительности всего процесса познания произведений искусства и литературы.
The aim of the work is to identify the fundamental principles and approaches to the methodology of art and literature research and to demonstrate the capabilities of rational methods (with elements of irrationality) for these purposes. The most important groups of this methodology are philosophical methods: phenomenology, hermeneutics, ideographic, nomothetic, methods of metaphysics, dialectics, semiotics; universal methods of natural scientific origin: theories of communications, systems, synergetic, computer science; methods of social and humanitarian sciences based on: historicism, mechanism, naturalism, organicism, psychologism, anthropologism, structuralism, scientism, evolutionism, formalism, functionalism, positivism; methods of literary criticism and cultural studies; methods of sociology and social philosophy. These methods are applied to the main stages of art development and to the most important trends and styles of art in various combinations and depending on the intervals of their applicability. The main approaches of the methodology under study are the synthesis of the majority of existing methods within the all sphere of the art and literature, or within its type, genre or style; a series of methodological approaches are identified that ensure the interaction of one method with another, the identification of systems and subsystems of these methods for specific research conditions. Interaction of the methodology used by the creator of works and the methods of perception of his works (that is, the interaction of ontological and epistemological approaches to creation and research). It is argued that the rationalized methodology of studying works of art and literature has significant prospects. Using various types of synthesis in different genres and between them, it is possible to obtain a single, holistic picture of the perception of works. Reliance on the limits of perception, usually associated with the great mysteries of outstanding works of art and literature, is similar to the limits on which the methodology of science or religious revelations is based and allows us to link the rational with the irrational in this process of cognition. Another promising direction is associated with the improvement of the known methods of studying works of art and literature: semiotics, hermeneutics, sociology, cultural studies, communication theory, depending on the characteristic features of a particular work. The evolution of these methods also strives for unity, integrity and mutual complementarity of the entire process of cognition of works of art and literature.

Данилова, В. С.
Методология исследования произведений искусства и литературы / В. С. Данилова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2025. - N 2 (38). - С. 65-76. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-65-76
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-65-76

6.

Количество страниц: 2 с.

Автор в своей статье дает рекомендации для создания домашней библиотеки. В зависимости от возрастных особенностей ребёнка, его интереса к литературе, а также задач, которые ставят перед собой родители, должна формироваться библиотека.
The author in his article gives recommendations for creating a home library. Depending on the age characteristics of the child, his interest in literature, as well as the tasks that parents set for themselves, the library should be formed.

Захарова, М. Б.
Уникальная домашняя библиотека / М. Б. Захарова ; МБДОУ "Нижне-Бестяхский детский сад "Сказка" // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 39-40.

7.

Количество страниц: 11 с.

Проблема недостаточной сформированности soft skills у выпускников вузов, особенно в условиях ускоряющейся цифровизации образования, является важной для обеспечения конкурентоспособности на современном рынке труда. Настоящее исследование посвящено решению вопроса повышения эффективности формирования у студентов таких ключевых неспециализированных навыков, как коммуникация, критическое мышление, креативность и командная работа, востребованных современными работодателями. Цель исследования - разработка и эмпирическая апробация модели цифровой экосистемы проектной деятельности (далее - ЦЭПД), ориентированной на целенаправленное формирование указанных soft skills. В качестве материалов исследования использовались данные, полученные в результате анализа научно-методической литературы, экспертной оценки разработанной модели ЦЭПД, а также результаты педагогического эксперимента. Применялись методы педагогического моделирования, статистического анализа данных для оценки эффективности внедрения ЦЭПД. Предлагаемая модель ЦЭПД представляет собой интегрированную цифровую среду, объединяющую образовательные платформы, инструменты онлайн-коммуникации и облачные сервисы, обеспечивающие возможность эффективной совместной работы над учебными проектами. Результаты экспериментального исследования продемонстрировали статистически значимое улучшение показателей развития soft skills (коммуникативных навыков, критического мышления, креативности и умения работать в команде) у студентов, вовлеченных в проектную деятельность в рамках разработанной ЦЭПД, по сравнению с контрольной группой. Сделан вывод о целесообразности и перспективности внедрения цифровых экосистем проектной деятельности в образовательный процесс вузов. Практическая значимость исследования заключается в предоставлении модели ЦЭПД, которая может быть использована для повышения качества подготовки студентов и их адаптации к требованиям современного рынка труда, а также для дальнейшего развития цифровых инструментов поддержки проектной деятельности в высшем образовании.
The problem of insufficiently developed soft skills among university graduates, particularly in the context of accelerating digitalization of education, is crucial for ensuring competitiveness in the modern labor market. This research addresses the issue of improving the effectiveness of developing in students such key non-specialized skills as communication, critical thinking, creativity, and teamwork, which are in demand by contemporary employers. The aim of the study is to develop and empirically test a model of a digital project activity ecosystem (hereinafter referred to as DPAE), focused on the targeted development of the aforementioned soft skills. The research materials included data obtained from an analysis of scientific and methodological literature, expert evaluation of the developed DPAE model, as well as the results of a pedagogical experiment. Methods of pedagogical modeling and statistical data analysis were applied to assess the effectiveness of the DPAE implementation. The proposed DPAE model is an integrated digital environment that combines educational platforms, online communication tools, and cloud services, providing opportunities for effective collaboration on educational projects. The results of the experimental study demonstrated a statistically significant improvement in soft skills development indicators (communication skills, critical thinking, creativity, and teamwork) among students involved in project activities within the developed DPAE, compared to the control group. The study concludes that the implementation of digital project activity ecosystems in the educational process of universities is appropriate and promising. The practical significance of the research lies in providing a DPAE model that can be used to improve the quality of student training and their adaptation to the requirements of the modern labor market, as well as for further development of digital tools to support project activities in higher education.

Яковлева, Л. А.
Цифровые экосистемы проектной деятельности в вузе: модель формирования soft skills у студентов / Л. А. Яковлева ; Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2025. - N 2 (38). - С. 44-54. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-44-54
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-44-54

8.

Количество страниц: 12 с.

В статье исследуется эволюция корпоративного обучения, анализируется переход от традиционных форм к цифровым платформам в условиях глобальной цифровой трансформации. Актуальность темы обусловлена необходимостью адаптации компаний к технологическим изменениям, где развитие человеческого капитала становится ключевым фактором конкурентоспособности. Как показывают данные LinkedIn, 94% сотрудников готовы сохранять лояльность к работодателю при инвестициях в их профессиональный рост, что подчеркивает важность современных образовательных решений. Однако традиционные методы обучения, основанные на очных лекциях и стандартизированных тренингах, уступают цифровым платформам, обеспечивающим гибкость, персонализацию и непрерывность освоения навыков. Цель работы - выявить закономерности трансформации корпоративного обучения, определить педагогические принципы и факторы, способствующие интеграции цифровых инструментов (ИИ, VR/AR, LMS-систем) в образовательные процессы. На основе исторического анализа выделены четыре этапа эволюции: от бихевиористских методов середины XX века до коннективистских моделей с использованием адаптивных технологий. Рассмотрены экономические, технологические и социальные аспекты перехода к цифровым форматам, включая рост рынка e-learning. Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по проектированию гибридных моделей обучения, сочетающих цифровые инструменты с живым взаимодействием, инвестициям в цифровую грамотность и этическому аудиту алгоритмов. Перспективы исследования связаны с анализом влияния метавселенных и генеративного ИИ на корпоративное образование, а также долгосрочной оценкой релевантности цифровых инструментов в условиях меняющихся рынков труда. Результаты исследования могут быть использованы HR-специалистами для оптимизации образовательных программ и педагогами - для интеграции технологий в педагогический дизайн.
The article examines the evolution of corporate learning, analyzes the transition from traditional forms to digital platforms in the context of global digital transformation. The relevance of the topic is due to the need for companies to adapt to technological changes, where the development of human capital is becoming a key factor in competitiveness. According to LinkedIn data, 94% of employees are willing to remain loyal to their employer while investing in their professional growth, which underscores the importance of modern educational solutions. However, traditional teaching methods based on face-to-face lectures and standardized trainings are inferior to digital platforms that provide flexibility, personalization, and continuity of skill acquisition. The purpose of the work is to identify patterns of transformation of corporate learning, to identify pedagogical principles and factors contributing to the integration of digital tools (AI, VR/AR, LMS systems) into educational processes. Based on historical analysis, four stages of evolution have been identified: from behaviorist methods of the mid-20th century to connectivist models using adaptive technologies. The economic, technological and social aspects of the transition to digital forms, including the growth of the e-learning market, are considered. The practical significance of the work lies in the development of recommendations for the design of hybrid learning models combining digital tools with live interaction, investments in digital literacy and ethical audit of algorithms. The prospects of the study are related to the analysis of the impact of metaverses and generative AI on corporate education, as well as a long-term assessment of the relevance of digital tools in changing labor markets. The research results can be used by HR specialists to optimize educational programs and by teachers to integrate technologies into pedagogical design.

Сивцев, Н. Н.
Эволюция корпоративного обучения: от традиционных форм к цифровым платформам / Н. Н. Сивцев, Н. Ю. Туласынова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". - 2025. - N 2 (38). - С. 21-32. - DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-21-32
DOI: 10.25587/2587-5604-2025-2-21-32

9.

Количество страниц: 2 с.

В данной статье рассматривается важность традиционных конкурсов и игр, проводимых в Олекминском техникуме, как эффективного инструмента для формирования студенческого сообщества среди первокурсников. Автор подчеркивает, что такие мероприятия не только углубляют академические знания студентов, но и способствуют установлению дружеских связей, созданию командного духа и развитию критического мышления. Также акцентируется внимание на поддержку талантливых студентов, поощрении их креативности и создании комфортной социально-психологической атмосферы, что особенно актуально в начале учебного пути. Статья подводит итоги значимости конкурсов как способа интеграции студентов в новый коллектив и их личностного роста, а также выражает уверенность в дальнейшем развитии традиций для формирования активного и сплоченного студенческого сообщества.
This article discusses the importance of traditional competitions and games held at the Olekminsky College as an effective tool for forming a student community among first-year students. The author emphasizes that such events not only deepen students’ academic knowledge, but also contribute to the establishment of friendly ties, the creation of a team spirit and the development of critical thinking. The author also focuses on supporting talented students, encouraging their creativity and creating a comfortable socio-psychological atmosphere, which is especially important at the beginning of their academic career. The article summarizes the importance of competitions as a way to integrate students into a new team and their personal growth, and expresses confidence in the further development of traditions for the formation of an active and cohesive student community.

Корнилова, М. Д.
Сплочение первокурсников: конкурсы и игры как средство формирования студенческого сообщества / М. Д. Корнилова, А. И. Шестакова ; ГБПОУ РС (Я) "Олекминский техникум" // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 89-90.

10.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена важности коммуникативного подхода в обучении родному языку в национальной школе. Основное внимание уделяется формированию у учащихся практических речевых умений посредством стилистических упражнений.

Павлова, М. П.
Лингвистические упражнения на уроках якутского языка в 5 классе как средство коммуникации // Народное образование Якутии. - 2025. - N 1 (134). - С. 87-88.