Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 170
1.

Год выпуска: 2025

В Якутске обсудили проблемы и перспективы арктического образования, подчеркнув необходимость комплексного подхода к развитию образовательных проектов, включая улучшение инфраструктуры и подготовки педагогических кадров. Рекомендовано разработать Концепцию развития арктической школы будущего.
2.

Издательство: Министерство народного образования Якутской АССР

Год выпуска: 1990

Количество страниц: 76 с.

В книге раскрыты педагогические основы использования народного опыта на примере подготовки молодежи к оленеводческому, охотничьему труду и к деятельности, связанной с народным декоративно-прикладным искусством, ремеслом
4.
Обложка

Ответственность: Габышева Нюрбина Николаевна (Редактор), Гуляева Анна Родионовна (Редактор), Винокурова Ульяна Алексеевна (Автор обозрения, рецензии), Еремеев Алексей Ильич (Автор обозрения, рецензии)

Издательство: ИЦ НБ РС (Я)

Год выпуска: 2024

Количество страниц: 403 с.

Издание посвящено деятельности российского государственного и политического деятеля, министра образования Республики Саха (Якутия) (2003—2010, 2014—2016 гг.), заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) (2010—2014 гг.), депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) VI созыва (2018—2023 гг.), доктора педагогических наук Ф. В. Габышевой. Феодосия Васильевна Габышева — автор более 200 научных трудов и учебно-методических изданий по проблемам лингводидактики, методики преподавания русского языка в национальной школе и вопросам общей педагогики, автор и соавтор региональных образовательных программ, учебников и пособий. Предназначено для широкого круга читателей

Время глобальных вызовов и новых инициатив / Ф. В. Габышева ; редакторы: А. Р. Гуляева, Н. Н. Габышева ; рецензенты: У. А. Винокурова, А. И. Еремеев. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я), 2024. - 1 файл (397 с. ; 6,27 Мб) : табл., портр.

5.
Автор:
Zhirkova Zoya S.

Год выпуска: 2013

This article discusses an actual problem of designing the development system of rural schools; factors of implementation of the development project for rural schools. It presents an example of the organization of educational activities in rural schools with specific living conditions, people’s work, peculiarities of micro environment of the North, as well as the interaction of institutions in the sociocultural sphere
В данной статье рассмотрена актуальная проблема проектирования системы развития сельских образовательных учреждений; факторы реализации проекта развития сельских школ; представлен пример организации образовательной деятельности в сельских школах с учетом специфики быта, труда жителей, особенностей микросреды Севера, а также сетевого взаимодействия учреждений социокультурной сферы
6.

Год выпуска: 2024

Детей из семей коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа будут перевозить в школу и обратно на вертолетах. Об этом говорится описании контракта на 2 миллиона рублей, опубликованного на сайте госзакупок. Договор с авиаперевозчиком готова заключить Русскинская средняя общеобразовательная школа
7.

Количество страниц: 4 с.

В статье раскрывается содержание проекта поликультурного этно-экологического воспитания детей дошкольного возраста, основанное на материальной и духовной культуре коренных народов, проживающих в Республике Саха(Якутия). Новая модель этно-экологического образования предоставляет условия для приобщения воспитанников к накопленным веками духовным ценностям коренных народов РС (Я). Автор подчёркивает важность и значение формирования умений у педагогов вести исследовательскую, поисковую работу в данном направлении.
The article reveals the content of the project of multicultural ethnoecological education of preschool children, based on the material and spiritual culture of the indigenous peoples living in the Republic of Sakha (Yakutia). The new model of ethnoecological education provides conditions for introducing pupils tothe spiritual values of the indigenous peoples of the Republic of Sakha (Yakutia) accumulated over centuries. The author emphasizes the importance and significance of developing teachers’ skills in conducting research and search work in this direction.

Лебедева, Н. Н. Использование культурного наследия народов Арктики в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста / Н.Л. Лебедева ; АОУ РС (Я) ДПО "Институт развития образования и повышения квалификации им. С. Н. Донского-II" // Народное образование Якутии. -2024, N 3 (132). - С. 61-64.

8.
Автор:
Nikiforova Sargylana V.

Год выпуска: 2023

The problem of the complexity of ethnic self- identification of a modern person is considered. The analysis of basic symbols, functioning both in the ritual and in everyday life, is proposed. We determine the specificity of structuring and hierarchization of the semantic field of culture, where symbols appear as signs of identification of an ethnic group and genetic memory of culture. It is noted that in traditional everyday life, ordinary consciousness uses these symbols as something “taken for granted”, not subject to reflection, automatically building a household context: the “self- concept” of the ethnos, the self-name, everyday knowledge, the jointly known idea of the native land – alaas. Based on the analogies between ordinary and mythological consciousness, the author, using the example of self- designation and spatial representations in the Sakha (Yakut) culture, examines the structure and mechanism of functioning of key symbols. The author concludes, that symbols serve as the basis for ethnic identification, actualize and strengthen the spiritual experience of predecessors in the consciousness of the cultural bearer, thereby rooting a person and providing the foundations of his existence
Рассмотрена проблема сложности этнической самоидентификации современного человека. Предложен анализ корпуса базовых символов, функционирующих как в обряде, так и в повседневности. Определена специфика структурирования и иерархизации смыслового поля культуры, где символы фигурируют в качестве знаков идентификации этноса и генетической памяти культуры. Отмечено, что в традиционной повседневности обыденное сознание использует эти символы как нечто "само собой разумеющееся", не подлежащее рефлексии, автоматически выстраивающее бытовой контекст: "я- концепция" этноса, самоназвание, повседневное знание, совместно известное представление о родной земле – алаас. Исходя из аналогий между обыденным и мифологическим сознанием, автор на примере самоназвания и пространственных представлений в культуре саха (якутов) рассматривает структуру и механизм функционирования ключевых символов. Автор утверждает, что символы служат основанием этнической идентификации, актуализируют и укрепляют в сознании носителя культуры духовный опыт предшественников, тем самым укореняют человека и обеспечивают основания его бытия
9.

Ответственность: Винокурова Ульяна Алексеевна (Редактор), Игнатьева Саргылана Семеновна (Редактор), Готовцев Иннокентий Иннокентьевич (Редактор), Балабкина Ольга Валерьевна (Редактор), Максимова Саргылана Васильевна (Редактор), Попков Юрий Владимирович (Автор обозрения, рецензии), Кугаевский Александр Андреевич (Автор обозрения, рецензии)

Издательство: Наука

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 178 с.

Монография раскрывает научные и практические аспекты воздействия фактора природного холода на развитие цивилизаций, прежде всего в арктической зоне Земли в условиях глобального изменения климата. Наиболее полно авторами рассматриваются дискуссионные вопросы исследования влияния холода на социальные аспекты жизнеобеспечения населения в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства. Данное издание призвано обратить внимание законодателей, руководителей всех уровней власти, научного сообщества, бизнес-структур, СМИ и общественности на изменение климата в Арктике и его последствия для экологии и системы ценностей человека, проживающего в криолитозоне и на территории Полюса Холода

Холод и Цивилизация : коллективная монография / авторский коллектив: Л. К. Адамова, Р. З. Алексеев, Г. Г. Алексеева [и др.] ; под общей редакцией У. А. Винокуровой ; редакционный совет: С. С. Игнатьева, И. И. Готовцев, О. В. Балабкина [и др.] ; рецензенты: Ю. В. Попков, А. А. Кугаевский ; [автор предисловия] У. Винокурова ; Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Арктический государственный институт культуры и искусств [и др.]. - Новосибирск : Наука, 2021. - 158, [1] с., [8] л. ил. : цв. ил. - (Серия "Культура Арктики" / Арктический государственный институт культуры и искусств ; вып. 11). - ISBN 978–5–02–041469–3

10.
Автор:
Belianskaia Marina Kh.

Год выпуска: 2016

The article deals with nomadic schools, one of the school education options available for children of small-numbered indigenous nations resident in the North of the Republic of Sakha (Yakutia). Supported by the government of the Republic, for several decades the research institutions of Yakutia have been developing and implementing the project of such schools, performing educating and upbringing functions without separating children from their family environment. The fundamental purpose of such education facilities is to create a basis for preserving languages and cultures of the Northern nations, thereby continuing professional succession in reindeer breeding. The author of the article analyzes functioning of such schools in the areas of concentrated settlement of nomadic and semi-nomadic peoples of the North and Arctic districts of Yakutia
В статье рассматривается один из вариантов школьного образования для детей из числа коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) – кочевая школа. Научные учреждения Якутии при поддержке республиканского правительства на протяжении нескольких десятилетий разрабатывали и внедряли проект такой школы, ориентированной на образовательные и воспитательные функции без отрыва детей из семейной среды. Основополагающая цель подобных учебных заведений заключается в создании основы для сохранения языка и культуры народов Севера, что позволит продолжить профессиональную преемственность в оленеводческих хозяйствах. Автор данного материала проводит некоторый анализ функционирования таких школ в местах компактного проживания народов, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни в северных и арктических районах Якутии