Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 137
1.

Количество страниц: 4 с.

Романова, Е. Н. Всероссийская научно-практическая конференция "Календарная культура народов Сибири: стратегия этнического развития" (17-20 июня 2009 г., г. Якутск) / Е. Н. Романова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2010. - 2010, N 1 (1). - С. 118-121.

2.

Количество страниц: 6 с.

Подробно рассматриваются ход и итоги освоения восточного участка Северного морского пути в 1920-х - начале 1930-х гг., позволившего, наряду с успешным развитием перевозок на западном, Карском, его участке, уже в следующем десятилетии ввести в эксплуатацию всю магистраль. В числе мероприятий, обеспечивших развитие арктического судоходства в рассматриваемый период, автор выделяет восстановление колымских рейсов и продление их до устья Лены, гидрографическое изучение рек бассейна Северного Ледовитого океана, каботажные перевозки вдоль побережья и к островам. Подчеркивается значительный вклад региона и его населения в этот процесс.

Боякова, С. И. Плавания в восточном секторе Арктики в 1920-х - начале 1930-х годов / С. И. Боякова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2010. - N 1 (1). - С. 32-37.

3.

Количество страниц: 6 с.

В статье "Молодежь народов Севера: этническая идентичность и особенности социальной адаптации" А. Г. Попова рассматривает особенности социальной адаптации и становления этнической идентичности молодёжи коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) в условиях глобализации и реформ в российском обществе. По результатам исследований, в настоящее время наблюдается положительная динамика в этнической самоидентификации, самооценке, интересе к культуре и родному языку молодёжи коренных малочисленных народов Севера. Применение новых подходов в воспитании и образовании детей, основанных на этнопедагогике с учётом традиционного образа жизни, обнаруживает положительные тенденции с точки зрения формирования этнической идентификации и социальной адаптации молодого поколения. Также в статье отмечается, что адаптация для представителей народов Севера — это, прежде всего, привыкание, приспособление к возникающим изменениям, и она происходит постоянно.
This article deals with the specifics of social adaptation and the formation of ethnic identity among the youth of the indigenous peoples of the North of the Sakha Republic (Yakutia), in the context of globalization and reform sin Russian society. Based on empirical analysis the current state of the processes of adaptation and socialization of the growing generation of northern ethnic groups is characterized. The application of new approaches in the upbringing and education of the children of the indigenous peoples of the North, based on ethno pedagogy taking account of the traditional way of life, oriented at the formation of the child’s personality as a representative of one or other people of the North, in our view, already reveals positive tendencies from the point of view of the formation of ethnic identification and social adaptation of the younger generation.

Томаска, А. Г. Молодежь народов Севера: этническая идентичность и особенности социальной адаптации / А. Г. Попова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2010, N 1 (1). - С. 26-31.

4.

Количество страниц: 4 с.

В статье раскрывается содержание проекта поликультурного этно-экологического воспитания детей дошкольного возраста, основанное на материальной и духовной культуре коренных народов, проживающих в Республике Саха(Якутия). Новая модель этно-экологического образования предоставляет условия для приобщения воспитанников к накопленным веками духовным ценностям коренных народов РС (Я). Автор подчёркивает важность и значение формирования умений у педагогов вести исследовательскую, поисковую работу в данном направлении.
The article reveals the content of the project of multicultural ethnoecological education of preschool children, based on the material and spiritual culture of the indigenous peoples living in the Republic of Sakha (Yakutia). The new model of ethnoecological education provides conditions for introducing pupils tothe spiritual values of the indigenous peoples of the Republic of Sakha (Yakutia) accumulated over centuries. The author emphasizes the importance and significance of developing teachers’ skills in conducting research and search work in this direction.

Лебедева, Н. Н. Использование культурного наследия народов Арктики в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста / Н.Л. Лебедева ; АОУ РС (Я) ДПО "Институт развития образования и повышения квалификации им. С. Н. Донского-II" // Народное образование Якутии. -2024, N 3 (132). - С. 61-64.

6.

Количество страниц: 8 с.

Предметом данного исследования являются содержание и форма сохранения, трансляции традиционной культуры как наиболее важного маркера этнической идентичности арктических народов. В статье приводятся результаты проведенных в 2020-2022 гг. полевых исследований в Анабарском национальном (долгано-эвенкийском) улусе Республики Саха (Якутия), в т.ч. в с. Юрюнг-Хая, которое является единственным местом компактного проживания долган в Якутии. Культурный ландшафт данного региона, включающий этно- и лингвокультуры долган, эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев, характеризуется взаимовлиянием длительных этнокультурных контактов и отображением их в культурных традициях. Анализ результатов социологического анкетирования показал, что большинство респондентов (60,2%) считают, что выбор национальности определяют: во-первых, культура и традиции, во-вторых, родной язык (26,9%), в-третьих, история и территория (10,4%). По результатам количественных и качественных социологических исследований (анкетирование, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент) и на основании анализа современных научных исследований делается вывод о лидирующих позициях культуры и традиций в качестве наиболее важных этноидентификаторов и определяющей роли традиционной хозяйственной и культуротворческой видов деятельности в процессе этнической самоидентификации коренных народов.

Местникова, А. Е. Традиционная обрядовая и праздничная культура арктических народов (на примере Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса Республики Саха (Якутия)) / А. Е. Захарова, Н. Е. Захарова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Историко-культурное наследие российской деревни: сохранение и развитие : [сборник статей IX Всероссийской (XVII средневолжской) конференции историков-аграрников, археологов, этнографов Евразии, Казань, 05-07 октября 2022 г. / редакторы: Р. М. Валеев, И. А. Гилязов, А. Г. Иванов и др.]. - Казань : Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, 2023. - С. 81-88.

7.

Количество страниц: 9 с.

В статье рассматривается процесс формирования единого целостного социокультурного пространства арктического региона Якутии. На основе опубликованных и неопубликованных источников показаны изменения этнического состава, хозяйственная дифференциация природно-ландшафтной среды, становление новых видов хозяйственно-культурных комплексов. Особое внимание уделяется проблемам межцивилизационного взаимодействия в области духовной культуры народов региона. The article considers the formation process of the unified integral sociocultural space of the Arctic region of Yakutia. Based on both published and unpublished sources we show changes in ethnic composition, economic differentiation of the natural environment and landscape and the emergence of new types of economic-cultural complexes. Special attention is paid to the problems of intercivilizational interaction in the domain of spiritual culture of the peoples of the region.

Васильева, Н. Д. Формирование социокультурного пространства Арктики в контексте межцивилизационного взаимодействия (на примере Якутии) / Н. Д. Васильева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Арктика и Север. - 2011. - N 3. - C. 96-104.

8.

Количество страниц: 8 с.

В статье рассматривается работа региональных органов власти, занимающихся проблемами коренных малочисленных народов Севера, и дается оценка их деятельности по взаимодействию, как с отдельными представителями, так и с общественными организациями коренных малочисленных народы Севера. На основе анализа нормативно-правовых источников и материалов текущих архивов органов государственной власти рассмотрены механизмы взаимодействия власти и общества в области защиты прав коренных народов Севера на примере РС(Я). The article reviews the work of regional authorities responsible for the affairs of the indigenous peoples of the North and gives an assessment of their activities regarding the interaction with individual representatives as well as with non-governmental organizations of the indigenous peoples of the North. Based on the analysis of prescriptive legal sources and the materials of current archives of state authorities we examine mechanisms of power and society interaction with respect to protecting the rights of the indigenous peoples of the North on the example of the Sakha Republic (Yakutia).

Астахова, И. С. Власть и коренные малочисленные народы Севера: опыт взаимодействия на примере Республики Саха (Якутия) / И. Р. Астахова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Арктика и Север.- 2011. - N 3. - C. 88-95.

9.

Количество страниц: 15 с.

Статья посвящена анализу современного состояния речевой среды на родных языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях дошкольных образовательных учреждений. Актуальность исследования на данном этапе связана с тем, что для дошкольных образовательных учреждений, участвующих в ревилитации этнических языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, требуется специальная билингвальная образовательная система, разработанная на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с эффективной методикой по созданию речевой среды. Целью исследования является выявление современного состояния речевой среды на родных языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях дошкольных образовательных учреждений. Основными задачами исследования являются: 1. изучение теоретических основ исследованиями родных языков коренных малочисленных народов; 2. анализ лучших практик образовательных организаций по созданию развивающей речевой среды в дошкольных образовательных организациях; 3. выявление современного состояния функционирования родных языков в дошкольных образовательных организациях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; 4. составление классификации уровней функционирования родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях дошкольных образовательных учреждений. Для разработки специальной билингвальной образовательной системы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и средового подхода, прежде всего, необходимо выявление основных проблем передачи детям языкового наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях детского сада. В статье проанализированы результаты онлайн-анкетирования руководителей дошкольных образовательных учреждений, расположенных в местах проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. По результатам исследования автором статьи составлена классификация функционирования родных языков в дошкольных образовательных учреждениях Севера, Сибири и Дальнего Востока. The article is devoted to the identification of the current state of speech in the native languages of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East in a kindergarten. The relevance of the study at this stage is due to the fact that for preschool educational organizations participating in the revitalization of the ethnic languages of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East, a special bilingual educational system is required, developed on the basis of the federal state educational standard for preschool education, with an effective methodology for creation of a speech environment. To develop a special bilingual educational system based on the federal state educational standard for preschool education and an environmental approach, first of all, it is necessary to identify the main problems of transmitting to children the linguistic heritage of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East in a kindergarten. The article analyzes the results of an online survey of heads of preschool educational institutions located in places of residence of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation. Based on the results of the study, the author of the article compiled a classification of the functioning of native languages in kindergartens in the North, Siberia and the Far East.

Андросова, Ю. В. Анализ современного состояния речевой среды народных языках коренных малочисленных народов (на примере дошкольных образовательных учреждений Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ) / Ю. В. Андросова ; ФГБНУ "Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т. 9, N 1. - C. 4.

10.

Количество страниц: 5 с.

В статье проведен анализ правовых проблем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, на примере РС(Я) связанных с сохранением природной среды их обитания, а так же решение проблем негативного влияния современных климатических процессов на жизнедеятельность коренных жителей.

Горохов, В. С. Возможности сохранения природной среды жизнеобитания коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) в условиях развития арктической зоны / В. С. Горохов, А. Н. Слепцов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2021. - N 5 (58). - C. 42-44.