Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 398
1.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена вопросам методики обучения русским пословицам как средству повышения культуры речи билингвов. Обосновывается актуальность проблемы, указываются выделенные этапы обучения, рассматриваются методы и приёмы обучения, необходимость привлечения при изучении пословиц родного языка обучающихся.
The article is devoted to the methods ofteaching Russian proverbs as a means of improving thespeech culture of bilinguals. The relevance of the problem issubstantiated, the selected stages of learning are indicated,the methods and techniques of teaching are considered,the need to involve students in the study of proverbs of thenative language.

Яковлева, С. А. Пословицы на уроках русского языка в якутской школе / С. А. Яковлева ; МБНОУ "Октемский научно-образовательный центр" // Народное образование Якутии. - 2023. - N 1 (126). - С. 77-78.

2.

Количество страниц: 2 с.

В статье автор рассматривает сущность понятия функциональной грамотности в контексте учебного предмета "Якутский язык и литература". Представлен опыт использования комплексных заданий по финансовой грамотности на уроках якутского языка и литературы, применение методов и приёмов включения комплексных заданий в образовательный процесс. Каждое задание направлено на формирование определенной компетентности.
In the article, the author considers theessence of the concept of functional literacy in the contextof the subject ҺYakut language and literatureһ, presents theexperience of using complex tasks on financial literacy inthe lessons of the Yakut language and literature. Methodsand techniques for including complex tasks in the work ofa teacher of the Yakut language are presented. Each task isaimed at the formation of a certain competence.

Лебедева, Н. И. Формирование финансовой грамотности на уроках якутского языка и литературы / Н. И. Лебедева ; МБОУ "Кюсюрская средняя общеобразовательная школа" // Народное образование Якутии. - 2023. - N 1 (126). - С. 61-62.

3.

Количество страниц: 9 с.

Данная работа посвящена исследованию понятия "государство" в якутском языке. Актуальность работы вызвана современными научными тенденциями к исследованию роли языка в юриспруденции, в частности изучению морфологии и семантики политико-правовых терминов. Особенно значимым в данном контексте становится изучение политико-правовых терминов на языках народов многонациональной России. Применяется юридико-лингвистический анализ для выявления происхождения, смысла и значения понятия "государство" в якутском языке, дается сопоставительная характеристика понятия государства в русском и различных тюркских и монгольских языках, раскрывается древнетюркское понятие "иль/эль". Делается вывод о том, что в якутском языке, с одной стороны, используется прямое заимствование из русского языка для обозначения понятия "государство", с другой стороны, возрождается древнетюркское понятие "ил" в значении "государственность", "государственный" - это отличает якутский язык от других тюркских языков. Представляется необходимым дальнейшее изучение данного вопроса с точки зрения социологии и психологии, дальнейшее развитие государственной языковой политики Республики Саха (Якутия).

Шадрин, В. В. Понятие государства в якутском языке: юридико-лингвистический анализ / В. В. Шадрин, А. П. Попова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Юридический факультет // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. - 2023. - N 3 (33). - С. 21-29. - DOI: 10.25587/SVFU.2023.92.28.002
DOI: 10.25587/SVFU.2023.92.28.002

4.

Количество страниц: 11 с.

Вопросы сравнительного изучения языка принадлежат к числу наиболее актуальных тем в современном языкознании. Сравнительно-типологический метод особенно важен при изучении словообразовательных систем двух языков с целью выявления сходств и различий. Составные слова активно пополняют лексический запас языка во всех его функциональных разновидностях. Существует достаточно объемный пласт лексики составных слов, представляющих собой названия птиц – орнитонимы. Обилие составных слов в якутском и алтайском языках, служащих для называния птиц, и отсутствие трудов по их комплексному исследованию и систематизации свидетельствуют о необходимости научного исследования названий птиц. Целью исследования является изучение лексико-семантических особенностей и словообразовательных структур составных слов, обозначающих названия птиц в якутском и алтайском языках. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: выявление функционального значения составных слов; рассмотрение истории изучения названий птиц в тюркском языкознании; систематизирование названия птиц в якутском и алтайском языках; установление основных лексико-семантических групп, способов образования и структурных моделей составных орнитонимов. В данном исследовании используется комплекс методов: сравнительно-сопоставительный, описательный и квантитативный методы. Научная новизна работы состоит в том, что вопросы сравнительного анализа составных слов, обозначающих названия птиц в якутском и алтайском языках, не являлись предметом специального изучения. Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при изучении составных орнитонимов в других тюркских языках, также при разработке лекционных курсов, семинаров по лексике.

Сорова, И. Н. Лексико-семантическая характеристика составных орнитонимов в якутском и алтайском языках / И. Н. Сорова, К. М. Егорова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова //Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Алтаистика". - 2023. - N 3(31. - C. 13-23. - DOI: 10.25587/2782-6627-2023-3-13-23
DOI: 10.25587/2782-6627-2023-3-13-23

5.

Количество страниц: 8 с.

Статья посвящена исследованию функционально-семантической категории бытийности в якутском языке. Целью данной статьи является описание структуры рассматриваемой категории, выявленной на материале якутского языка. В основу исследования положен функциональносемантический подход, позволяющий отобразить целостную организацию универсальных семантических категорий с определенным содержанием и средствами выражения. Дана краткая характеристика основных направлений исследования категории бытийности в лингвистике, основанных на функционально-семантическом, лингвопрагматическом, синтаксическом подходах. Представлена структура функционально-семантической категории бытийности в якутском языке. Выявлено, что функционально-семантическое поле бытийности в якутском языке имеет полицентрическую структуру, определяемую типом отношения семантики бытийности к грамматической категории (имени и глагола) и синтаксической структурой предложения (предикативные и номинативные конструкции). С позиции функционально-семантического подхода средства выражения категории бытийности в якутском языке можно объединить в функционально-семантическое поле, состоящее из двух частей: микрополя бытийности, выражаемого именными средствами обозначения существования/ несуществования, бытия/небытия, наличия/отсутствия, и микрополя бытийности, представленного глагольными средствами обозначения существования/несуществования, бытия/небытия, наличия/отсутствия. Указанные части функционально-семантического поля бытийности в якутском языке состоят из разноуровневых средств, рассредоточенных по принципу «центр – периферия». В статье впервые изложено описание структуры функционально-семантической категории бытийности в якутском языке

Сивцева, Н. А. Функционально-семантическая категория бытийности в якутском языке / Н. А. Сивцева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Алтаистика". - 2023. - N 3(31). - C. 5-12. - DOI: 10.25587/2782-6627-2023-3-5-12
DOI: 10.25587/2782-6627-2023-3-5-12

6.

Количество страниц: 10 с.

В статье впервые в якутском языкознании рассматривается диалектная лексика якутских народных загадок Сунтарского улуса (района). Необходимость данного исследования обусловлена тем, что якутские загадки редко выступают в качестве материала для изучения диалектной лексики якутского языка. Диалектные данные могут дать сведения о сохранности говора, а также прояснить вопросы семантики в области якутской диалектологии. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проводится языковой анализ загадок, собранных в Сунтарском улусе, и впервые выделяются основные семантико-мотивационные признаки диалектных единиц на материале фольклорного текста. Целью исследования является выявление наиболее характерных фонетических соответствий и лексических особенностей диалектных слов в народных загадках Сунтарского улуса. Источником и материалом для исследования послужили загадки, собранные в 1960–1969 гг. краеведом И. И. Ивановым – Чопчу Уйбаан и опубликованные отдельным изданием в 2014 г. Был проведен фронтальный обзор текстов 2891 загадок на присутствие диалектных признаков. Для достижения цели были использованы методы фонетического, лексического анализа, а также описательный метод с применением интерпретации языкового материала. Выявлены характерные сунтарскому говору фонетические признаки: ассимиляция и диссимиляция согласных; фонетические соответствия (долгота/краткость гласных; удвоение/краткость согласных и т. д.). Представлены типичные примеры диалектных единиц из загадок, которые относятся к лексике олекмовилюйских говоров. Кроме общеизвестных лексем сунтарского говора (например, муруку ‘бурундук’), можно обратить внимание на некоторые диалектные значения (например, кэҕэ кулгааҕа ‘подснежник’), которые ранее не были включены в диалектологические словари. Установлен основной мотивационный тип семантики диалектных слов – метафорический или переносный. Данный тип номинации является характерным для текста загадок, который выражается образными словами, эвфемизмами. В загадках акцентируются доминантные признаки предмета, явления: форма, звуки, процесс, действие и т. д. Представление семантико-мотивационной картины на примере диалектных слов в загадках может восполнить пробелы в изучении диалектной языковой картины мира якутского языка.

Николаев, Е. Р. Диалектные особенности в загадках Сунтарского улуса / Е. Р. Николаев ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение". - 2023. - N 3 (31). - С. 89-98. - DOI: 10.25587/2782-4861-2023-3-89-98
DOI: 10.25587/2782-4861-2023-3-89-98

7.

Ответственность: Самсонова Марианна Валентиновна (Научный руководитель)

Количество страниц: 6 с.

Выявлены структурно-семантические особенности топонимов с компонентом-зоонимом в якутском языке.

Сыроватская, В. Г. Топонимы с компонентом-зоонимом в якутском языке: структурно-семантические особенности / В. Г. Сыроватская ; научный руководитель М. В. Самсонова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведения // Мигалкинские чтения (в рамках северного форумапо устойчивому развитию) ; Язык и культурное наследие в контексте современных исследований (памяти В. П. Артамонова) : сборник материалов научно-практических конференций, посвященных 30-летию становления внешних связей Республики Саха (Якутия), Якутск, 30 марта 2022 г. / [составители: М. Ю. Велижанина, М. В.Самсонова]. - Якутск : Издательский дом СВФУ,2023. - 1 файл (269 с. ; 6,0 Мб). - С. 192-197.

8.

Количество страниц: 8 с.

В статье приводятся результаты социолингвистического опроса населения в Сунтарском улусе Республики Саха (Якутия). Целью опроса являлось выявление уровня владения родным языком в моноэтничном языковом сообществе в эпоху глобализации.

Федорова, В. А. Социолингвистические исследования в Республике Саха (Якутия): владение якутским языком (на примере с. Сунтар Сунтарского улуса) / В. А. Федорова, А. И. Гаврильева, М. В. Самсонова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт зарубежной филологии и регионоведения // Мигалкинские чтения (в рамках северного форума по устойчивому развитию) ; Язык и культурное наследие в контексте современных исследований (памяти В. П. Артамонова) : сборник материалов научно-практических конференций, посвященных 30-летию становления внешних связей Республики Саха (Якутия), Якутск, 30 марта 2022 г. / [составители: М. Ю. Велижанина, М. В. Самсонова]. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2023. - 1 файл (269 с. ; 6,0 Мб). - С. 213-220.

9.
Автор:
Иванов Спиридон Алексеевич

Издательство: Наука

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 400 с.

В настоящей монографии представлена общая характеристика диалектной лексики якутского языка, рассмотрены продуктивные аффиксальные и неаффиксальные способы образования лексических диалектизмов, лексико-семантические группировки диалектных названий небесных тел, атмосферных и природноклиматических явлений, рельефа, животных и растений, жилища и других построек, приведены местные названия месяцев, связанные с хозяйственной деятельностью и охотничье-промысловыми занятиями якутского народа
10.

Количество страниц: 9 с.

В статье представлены результаты исследования по использованию полипредикативных предложений в письменной речи обучающихся начальных классов якутской школы. Анализируются особенности функционирования полипредикативных предложений родного языка в текстах. Выявлено, что среднее количество предложений в тексте четвероклассников составляет - 7,8; слов - 51,8; полипредикативных предложений - 2. Полипредикативные предложения в тексте употребили 86,6 % обучающихся. Из общего количества полипредикативных предложений 81 % состоит из предложенных обучающимся моделей полипредикативных конструкций. Во вводной части стратегия выбора обучающимися полипредикативных предложений заключается в точной передаче мыслей о начале события через выражение временных, причинных, сопоставительных, условных отношений и отношения образа действия с объяснением когда, почему, при каких условиях и каким образом начинается или происходит событие. В основной части текстов описываются главные динамичные действия и события, поэтому встречаются практически все полипредикативные конструкции. В заключительной части сочинений обучающиеся в основном употребили полипредикативные конструкции, выражающие причинные, противительные и условные отношения для формулирования завершающих действий, что связано с обобщением и выводами о ситуации в целом. Доказаны позитивные возможности внедрения моделей предложений в качестве дидактического материала для когнитивного и коммуникативного развития обучающихся. Различные типы полипредикативных конструкций способствуют активизации не только синтаксического строя речи, но и активного словарного запаса, а также формировании умений у обучающихся обобщать действия, явления и события. Вариативность полипредикативных предложений в тексте позволяет обучающимся выражать мысль более точнее, убедительнее, глубже разными синтаксическими конструкциями. The article presents the study results on the polypredicative sentences use in the written speech of Yakut primary school students. The polypredicative sentence functioning features of the native language in texts are analyzed. It was revealed that the average number of sentences in the text by fourth-graders is 7.8, and words - 51.8; polypredicative sentences - 2. Polypredicative sentences in the text were used by 86.6 % of students. Of the total polypredicative sentences number, 81 % consists of polypredicative constructions models proposed for students. In the Introduction, the strategy for students to choose polypredicative sentences consists in accurately conveying thoughts about the beginning of an event through the expression of temporal, causal, comparative, conditional relationships and the line of conduct relationship with an explanation of when, why, and under what conditions and how the event begins or occurs. The main part of the text describes the main dynamic actions and events, therefore, almost all polypredicative constructions are present. In the essays Conclusion students mainly used polypredicative constructions expressing causal, adversative, and conditional relationships to formulate final actions, which is associated with generalization and conclusions about the situation as a whole. The positive sentence-pattern introduction possibilities as didactic material for the cognitive and communicative students' development are proved. Various polypredicative constructions types contribute to the activation of not only the syntactic speech structure, but also the active vocabulary, as well as the students' skills formation to generalize actions, phenomena, and events. The polypredicative sentences variability in the text allows students to express their thoughts more accurately, more convincingly, deeper with different syntactic constructions.

Никифорова, Е. П. Полипредикативные предложения родного языка в письменной речи обучающихся 4 классов якутской школы / Е. П. Никифорова, Н. Н. Ефремов, Н. Н. Васильева ; ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова", Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, ФГБУ "Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации" // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т. 9, N 6. - C. 9.