Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 602
1.

Количество страниц: 9 с.

В статье рассмотрена лексика якутского кругового танца народа саха, включенная в словари якутского языка О.Н. Бётлингка иЭ.К. Пекарского. Автором выясняются наименования кругового танца и производные от них слова в каждом словаре, составляется перечень прототерминов народного танца, их систематизация, определяется спектр их значений и объем лексем, сравниваются их переводы на русский язык. В работе определяются использованные составителями источники, которые показывают, что словарные статьи по теме "Лексика круговых танцев" в словаре Э.К. Пекарского написаны в основном на основе материалов одной региональной традиции ‒ вилюйской.

Мухоплёва, С. Д. Народные термины кругового танца в первых словарях якутского языка / С. Д. Мухоплёва // Круговые танцы народов Евразии: актуальные вопросы изучения, сохранения, укрепления традиций. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2024. - ISBN 978-5-7513-3713-1. - С. 297-305.

2.
Автор:
Баланова Полина Сергеевна

Количество страниц: 6 с.

Баланова, П. С. Методическая система учителя якутского языка и литературып о подготовке к олимпиадам / П. С. Баланова // Образование: пути решения актуальных проблем : сборник научно-методических статей педагогов, участников республиканских Педагогических чтений работников образовательных организаций (учреждений) / Таттинский лицей им. А. Е. Мординова ; составитель, научный редактор С. И. Огоюкина ; ответственный редактор И. А. Сивцева ; [вступительные статьи: И. А. Сивцева, О. М. Слепцова]. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я), 2024. - С. 395-400

3.

Количество страниц: 4 с.

Образовательные стратегии обеспечивают быстрое внедрение детей в образовательный процесс. Инициатива образовательного процесса обучения должна исходить от учителя. Учителю необходимо постоянно дополнять и расширять учебный план,прибегая к региональному материалу. Переориентация в XXI в. на продуктивный образовательный процесс переносит акцент с непосредственного обучения на актуализацию самостоятельной учебной деятельности. Одним из методов актуализации самостоятельности является использование регионального компонента. Этот метод помогает ученику разобраться в самом себе, узнать родной край, культуру

Егорова, А. В. Использование регионального компонента на уроках английского языка как средство повышения творческой компетентности учащегося / А. В. Егорова // Образование: пути решения актуальных проблем : сборник научно-методических статей педагогов, участников республиканских Педагогических чтений работников образовательных организаций (учреждений) / Таттинский лицей им. А. Е. Мординова ; составитель, научный редактор С. И. Огоюкина ; ответственный редактор И. А. Сивцева ; [вступительные статьи: И. А. Сивцева, О. М. Слепцова]. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я), 2024. - С. 349-352

4.

Количество страниц: 4 с.

Статья посвящена актуальной проблеме повышения мотивации на уроках английского языка в сельской школе. Рассматриваются различные технологии и методы повышения мотивации к предмету: метод проектов, игровые, информационно-коммуникационные технологии, применение интернет-ресурсов на уроках, организация внеурочной деятельности, подготовка к ГИА по английскому языку

Лукина, О. В. Формирование мотивации учащихся при обучении английскому языкув сельской школе / О. В. Лукина // Образование: пути решения актуальных проблем : сборник научно-методических статей педагогов, участников республиканских Педагогических чтений работников образовательных организаций (учреждений) / Таттинский лицей им. А. Е. Мординова ; составитель, научный редактор С. И. Огоюкина ; ответственный редактор И. А. Сивцева ; [вступительные статьи: И. А. Сивцева, О. М. Слепцова]. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я), 2024. - С. 211-214

5.

Количество страниц: 3 с.

Целью данной работы является представление опыта работы по созданию единой образовательной среды на якутском языке, обеспечивающей любовь и интерес к родному языку. В условиях сельской школы еще есть возможность для качественного изучения родного языка, т.к. есть среда общения на родном языке, чего нет в городе, часто даже в улусных центрах.Проблемы языкового образования волновали людей с давних времен. Язык, как самое незащищенное явление в условиях интеграции культур, требует к себе особого внимания. В языковом воспитании в наши дни возникли серьезные проблемы. Языковое пространство ученика неимоверно расширяется, обогащается только в том случае, если постоянно идет процесс творческого поиска, осмысления понятий, когда слово становится предметом глубинных мыслительных процессов.

Жиркова, С. В. Создание единой образовательной среды по изучению родного языка и литературы в сельской национальной школе / С. В. Жиркова // Образование: пути решения актуальных проблем : сборник научно-методических статей педагогов, участников республиканских Педагогических чтений работников образовательных организаций (учреждений) / Таттинский лицей им. А. Е. Мординова ; составитель, научный редактор С. И. Огоюкина ; ответственный редактор И. А. Сивцева ; [вступительные статьи: И. А. Сивцева, О. М. Слепцова]. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я), 2024. - С. 75-77

6.

Ответственность: Сорова Ирина Николаевна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

Всесторонний анализ соматизмов в географической лексике якутского и хакасского языков, их систематизация и описание, на наш взгляд, позволит глубже понять, как происходит осмысление носителями языка окружающей действительности через посредство человеческого тела. Необходимость изучения соматизмов, обозначающих элементы географических объектов, определяется тем, что они могут дать ценный материал о лексико-семантическом и структурном развитии лексических единиц якутского и хакасского языков.
A comprehensive analysis ofsomatismsin the geographical vocabulary ofthe Yakut and Khakass languages, their systematization and description, in our opinion, will allow us to better understand how native speakers comprehend the surrounding reality through the medium of the human body. The need to study somatisms denoting elements of geographical objects is determined by the fact that they can provide valuable material on the lexical, semantic and structural development oflexical units ofthe Yakut and Khakass languages.

Неустроев, К. К. Соматизмы в географическом лексике якутского и хакасского языков / К. К. Неустроев ; научный руководитель И. Н. Сорова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 734-738.

7.

Ответственность: Сидоров Олег Гаврильевич (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

Парцеллированные конструкции привлекают к себе повышенное внимание учёных в связи с решением широкого круга лингвистических проблем. Данная работа посвящена анализу парцеллированных конструкций в якутских печатных СМИ на материале текстов газет "Якутия", "Якутск вечерний", "Эхо столицы" за 2023 год. Была проведена классификация парцеллированных конструкций по структуре, семантике и функциям. Автор выделил парцеллированные конструкции из текстов и сравнил их использование в разных СМИ.
Parcelled constructions attract the increased attention of scientists in connection with solving a wide range of linguistic problems. This work is devoted to the analysis of packaged structures in the Yakut print media based on the texts of the newspapers "Yakutia", "Yakutsk evening", "Echo of the Capital" for 2023. The classification of the packaged structures according to structure, semantics and functions was carried out. The author highlighted the parceled constructions from the texts and compared their use in different media.

Егорова, Е. В. Парцелляция как средство выразительности в республиканских СМИ / Е. В. Егорова, ; научный руководитель О. Г. Сидоров ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Филологический факультет // Аргуновские чтения - 2024. - Якутск : ИЦ НБ РС (Я). - (Культура Арктики ; вып. 15). - С. 597-601.

8.

Количество страниц: 12 с.

Научная новизна исследования заключается в том, что скотоводческая лексика в составе фразеологизмов и паремий в качестве базы для характеристики человека, а также для выражения моральных, нравственных постулатов народа не была объектом изучения в сравнении с данными монгольских языков. Целью работы является выявление и описание метафорического выражения характеристики и оценки человека, его физических способностей и нравственных требований к нему в якутских фразеологических и паремиологических единицах с компонентами конь, лошадь, корова, бык, жеребенок в сопоставлении с их эквивалентами в калмыцком и бурятском языках. В статье использованы методы и приемы описательного, семантического и сопоставительного анализа, применены элементы метода систематизации словарных дефиниций. Методом сплошной выборки из лексикографических источников: толковых, переводных, фразеологических словарей - были установлены фразеологические и паремиологические единицы, выражающие характеристику человека и морально-этические нормы в отношении к его поступкам, действиям. Проведена классификация исследуемых единиц по семантическим типам. Результаты. Исследование позволило установить, что скотоводческая лексика в составе фразеологических и паремиологических единиц сопоставляемых языков выражает физическую и нравственную характеристику человека. Данные единицы в полной мере передают также коллективные суждения якутов, бурят и калмыков о правилах, основанных на представлениях об отношении к труду и основных жизненных устоях: богатстве/ бедности, удачливости/неудачливости, возрасте. При этом образные оценочные характеристики человека, выражаемые словами конь, лошадь, корова, бык, жеребенок, в целом носят положительные коннотативные признаки, что объясняется важной ролью скотоводства в жизнедеятельности данных народов.
The scientific novelty of the study lies in the fact that pastoral vocabulary in the composition of phraseological units and proverbs as a basis for characterizing a person, as well as for expressing the moral postulates of the people, was not the object of study in comparison with the data of the Mongolian languages. The aim of the work is to identify and describe the metaphorical expression of the characteristics and evaluation of a person, his physical abilities and moral requirements for him in the Yakut phraseological and paremiological units with the components horse, cow, bull, foal in comparison with their equivalents in the Kalmyk and Buryat languages. The article uses methods and techniques of descriptive, semantic and comparative analysis, applied elements of the method of systematization of dictionary definitions. By the method of continuous sampling from lexicographic sources: explanatory, translated, phraseological dictionaries, phraseological and paremiological units were established that express the characteristics of a person and moral and ethical norms in relation to his actions. The classification of the studied units by semantic types is carried out. Results. The study made it possible to establish that cattle-breeding vocabulary as part of the phraseological and paremiological units of the compared languages expresses the physical and moral characteristics of a person. These units also fully convey the collective ideas of the Yakuts, Buryats and Kalmyks about the rules based on ideas about the attitude to work and the basic principles of life: wealth / poverty, luck / failure, age. At the same time, the figurative, evaluative characteristics of a person, expressed by the words horse, cow, bull, foal, in general have positive connotative features, which is explained by the important role of cattle breeding in the life of these peoples.

Данилова, Н. И. Зооморфная лексика в составе якутских фразеологизмов и паремий (в сопоставлении с монгольскими языками) / Н. И. Данилова, Ф. Н. Дьячковский ; ФИЦ "Якутский научный центр СО РАН" // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2022. - N 4 (41). - С. 67-78. - DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.006
DOI: 10.25693/SVGV.2022.41.4.006

9.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена вопросам организации и проведения метапредметной онлайн олимпиады как одной из форм внеаудиторной работы. Описан опыт организации олимпиады по математике на английском языке с национальным компонентом "Smart".
The article is devoted to the issues of organizing and conducting a meta-subject online Olympiad as one of the forms of extracurricular work. The experience of organizing a mathematics Olympiad in English with the national component “Smart” is described.

Туприна, Р. Д. Организация дистанционных олимпиад по решению математических задач с национальным компонентом / Р. Д. Туприна, Т. И. Борисова ; МАОУ "Хатасская средняя общеобразовательная школа имени П. Н. и Н. Е. Самсоновых" // Народное образование Якутии. - 2024. - N 1 (130). - С. 47-48.

10.

Количество страниц: 2 с.

Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов как действенного инструмента преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательными интересным, является мощным стимулом повышения мотивации к овладению иностранным языком.
The article is devoted to the use of digital educational resources as an effective teaching tool that activates the mental activity of students, makes the learning process attractive and interesting, and is a powerful incentive to increase motivation to master a foreign language.

Бидикина, Е. В. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка / Е. В. Бидикина ; МБОУ "Средняя общеобразовательная школа г. Алдан" // Народное образование Якутии.- 2024. - N 1 (130). - С. 49-50.