Гуляева Надежда Андреевна (1963)

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Медицинский институт ; 677007, г. Якутск, ул. Ойунского, 27 ; e-mail: NAgulyaeve@yandex.ru, NAGulyaeve15@yandex.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: канд. мед. наук

Область научных интересов: Диагностика и лечение туберкулезной инфекции у детей и подростков

ID Автора: SPIN-код: 6073-2767, РИНЦ AuthorID: 305846

Деятельность: С 1995 г. работает в Якутском государственном университете им. М. К. Аммосова.

Документы 1 - 10 из 12
1.

Количество страниц: 11 с.

В конце 2019 г. в Китайской Народной Республике (КНР) возникла вспышка новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 с эпицентром в городе Ухане (провинция Хубэй). Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 11 февраля 2020 г. определила официальное название болезни, вы-званной новым коронавирусом, – COVID-19, а 11 марта 2020 г. объявила о начале пандемии, вызванной инфекцией SARS-CoV-2. COVID-19 – "молодое заболевание", что определяет важность изучения влияния хронической коморбидной патологии на риск инфицирования SARS-CoV-2, тяжесть течения и вероятность развития неблагоприятного исхода заболевания. Накопленные данные выделяют несколько групп риска тяжелого течения COVID-19. Это в первую очередь касается пациентов с наличием сопутствую-щей хронической патологии – диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения и другие [5, 15]. Коинфекции, поражающие дыхательные пути, создают клинические дилеммы, а также диагностические и терапевтические проблемы. В данной статье представлены клинические примеры течения сочетанияCOVID-19 и туберкулеза легких. Новая коронавирусная инфекция протекала у больной с впервые выявленным туберкулезом тяжелее, чем у пациентки с хроническим туберкулезным процессом, что подтверждает различное влияние патологических процессов друг на друга.

Новая коронавирусная инфекция и туберкулез легких (на примере клинических случаев) / Н. А. Гуляева, Е. С. Прокопьев, Л. П. Федотова [и др.] ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Медицинский институт, ГБУ Научно-практический центр "Фтизиатрия имени Е. Н. Андреева" // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. - 2023. - N 4 (33). - C. 5-16. - DOI 10.25587/SVFU.2023.29.95.003
DOI: 10.25587/SVFU.2023.29.95.003

3.

Количество страниц: 8 с.

Обеспечение высокого качества образования в соответствии с актуальными потребностями общества и государства - важнейшая задача российской образовательной политики. Статья посвящена одному из важных вопросов современного образования - развитию научной деятельности студентов в студенческих научных кружках на кафедре инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии медицинского института СВФУ. Использование в образовательном процессе современных технологий самостоятельной работы студентов в аудиторных и внеаудиторных условиях повышает качество приобретаемых компетенций в подготовке будущего врача. Работа со студенческой молодежью - будущими врачами в студенческих научных кружках представляется тем видом деятельности, который создает предпосылки наиболее эффективно развивать клиническое мышление и активизировать мотивацию к обучению, повышать качество образовательного процесса. При выполнении студентами научно-исследовательской работы наблюдается положительная динамика в их познавательной и творческой активности. За 10 лет высокий интерес кружковцев к исследованиям социально значимых инфекционных заболеваний позволил им опубликовать 97 научных статей, включая индексируемые в РИНЦ - 16, ВАК - 14, Scopus - 2, Web of Science - 5, также имеются зарегистрированные свидетельства баз данных. Студенты участвуют и награждаются дипломами за представление результатов научно-исследовательской работы на мероприятиях университетского, республиканского, всероссийского и международного уровней. Материалы, полученные в результате исследований, активно применяются в учебном процессе на кафедре.

Роль студенческих научных кружков в профессиональном становлении выпускников-медиков / С. С. Слепцова, Н. А. Гуляева, Л. И. Петрова [и др.] ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - N 3. - С. 32.
DOI: 10.17513/spno.29816

4.

Количество страниц: 6 с.

В статье представлена структура впервые выявленного туберкулеза органов дыхания и рецидивов за 2020 год, зарегистрированных в районах РС (Я), на основе анализа медицинских карт 146 больных, наблюдаемых в ГБУ РС (Я) "НПЦ "Фтизиатрия" им. Е.Н. Андреева". По возрастно-половому признаку преобладают мужчины трудоспособного возраста 30 - 49 лет (61,8-77,8 % соответственно). По месту жительства как среди впервые выявленных, так и среди рецидивов преобладали жители села - 69,2 %, городские жители - 30,8 %. Распределение пациентов по районам республики: сельскохозяйственные районы - 50,7 %, промышленные - 28,8 % и арктические - 20,5 %. Анализ сроков прохождения пациентами флюорографического (ФЛГ) исследования выявил, что 58,2 % впервые выявленных проходили ежегодно ФЛГ, с рецидивом - 91,7 %. Пропуск ФЛГ 2, 3 и более лет среди впервые выявленных наблюдался у трудоспособного возраста неработающих с алкогольной зависимостью. Отмечено, что среди впервые выявленных туберкулез чаще выявлялся при ФЛГ-обследовании - 60,9 %, а среди рецидивов значительно чаще (в 72,2 %) - при обращаемости, отмечались жалобы в основном на длительный кашель, температуру, одышку. Инфильтративный и диссеминированный туберкулез встречается в равной степени у впервые выявленных больных (44,5 % и 28,2 %) и больных с рецидивом (50 % и 19,4 %). Бактериовыделение выявлялось у большинства пациентов в равной степени и у впервые выявленных (69.1 %), и среди рецидивов (70,5 %). При этом лекарственно чувствительные (ЛЧ) и лекарственно устойчивые (ЛУ) МБТ встречались в равных долях у впервые выявленных пациентов - 51,3 % и 48,7 %. Среди впервые выявленных чаще встречалась устойчивость к HR+резервным препаратам у 40,5 % пациентов, среди больных с рецидивами преобладала устойчивость к HR+основным и резервным ПТП в 51,9 % случаях. ШЛУ МБТ выявлялись в единичных случаях (2,7-7,4 %) как среди впервые выявленных, так и больных с рецидивами.

Медико-социальная структура пациентов с впервые выявленным и рецидивирующим туберкулезом органов дыхания, выявленным в Якутии в 2020 году / Н. А. Гуляева, Е. С. Павлова, Е. П. Ефремова [и др.] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2021. - N 1 (26). - C. 8-13.
DOI: 10.25587/SVFU.2022.26.1.011

5.

Количество страниц: 10 с.

Уровень сформированности школьной зрелости напрямую зависит от здоровья детей дошкольного возраста. С целью оценки психофизиологической готовности часто болеющих детей к школьному обучению обследовано 77 детей дошкольного возраста, посещающих подготовительные группы детского сада ө 8 "Родничок" г. Якутска. По результатам медицинского осмотра 7,7 % детей относились к 1 группе здоровья, 81,8 % – ко 2 группе и 10,5 % детей – к 3 группе здоровья. Дети 3 группы здоровья в течение года более 7-8 раз болели респираторными заболеваниями и имели ежемесячные пропуски в среднем от 8 до 12 дней. Диагностика готовности будущих первоклассников к обучению в школе проводилась с помощью психологического теста Керна-Йерасека, направленного на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития зрительно-моторных функций и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. По результатам исследования, готовыми к школьному обучению (показавшими высокий уровень развития по всем тестам) были 67,5 % детей, средний уровень "школьной зрелости" имели 19,5 %, низкий уровень — 1,3 % детей. Оценка психологической готовности к обучению в школе по всем составляющим теста Керна-Йерасека позволила сделать вывод о том, что часто болеющие дети, не имея статистически достоверных отличий от здоровых сверстников по уровню развития зрительно-моторной координации, отстают от них по уровню развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, что может явиться значимой причиной нарушения адаптации детей к школе. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленного обследования детей перед поступлением в школу и подготовки часто болеющих детей к систематическому обучению в школе с использованием специальных здоровьесберегающих программ.

Психофизиологическая готовность часто болеющих детей к школьному обучению / Н. М. Захарова, Н. А. Гуляева, С. Ю. Артамонова [и др.] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2022. - N 3 (28). - C. 76-84
DOI: 10.25587/SVFU.2022.28.3.009

6.

Количество страниц: 4 с.

Гуляева, Н. А. Опыт применения дистанционных технологий в обучении студентов по дисциплине "Фтизиатрия" / Н. А. Гуляева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Педагогика. Психология. Философия". – 2021. – N 4 (24). – C. 42-45.

7.

Количество страниц: 2 с.

Определена актуальность проблемы профилактики и лечения туберкулеза у детей в регионе с напряженной эпидемиологической ситуацией по туберкулезу. Изучение значимости медико-социальных факторов риска позволит формировать новые усовершенствованные подходы к организации превентивного лечения у детей и подростков. Метод прогнозирования исходов превентивной химиотерапии позволит улучшить показатели эффективности профилактических мероприятий и уменьшить риск развития локальных форм первичного туберкулеза
The importance of the problem of preventing and treating tuberculosis in children living in a region with worrying epidemiological situation for tuberculosis has been emphasized. With the study of socio-medical risk factors, new and better approaches to conducting preventive treatment in pediatric population should be enabled. Prediction of outcomes of preventive chemotherapy should lead to better success rates for preventive measures and reduce the risk of development of localized forms of primary tuberculosis

Гуляева, Н. А. Особенности течения первичного туберкулеза у детей в зависимости от эпидемиологической ситуации в регионе / Н. А. Гуляева, М. К. Винокурова // Предупреждение распространения туберкулезной инфекции в циркумполярных регионах России. Актуальные проблемы сочетанных инфекций (ВИЧ/ТБ/гепатиты) — 2018. — С. 36-37.

8.

Количество страниц: 6 с.

В 2015 г. в РФ началась реализация приказа МЗ РФ N 951 "Методические рекомендации по совершенствованию диагностики и лечения туберкулеза органов дыхания". Целью исследования являлось изучение эффективности комплексной химиотерапии после внедрения современных схем лечения и быстрых методов микробиологической диагностики больных с множественным лекарственным устойчивым (МЛУ) туберкулезом легких. В статье представлены результаты исследования, проведенного по данным 40 пациентов с соответствуюшим диагнозом. Анализ спектра ЛУ показал, что наиболее часто выявлялась ЛУ к следующим препаратам: изониазиду, стрептомицину, канамицину, этамбутолу, оксофлоксацину, рифампицину, этионамиду - 29 (72,5 %); ЛУ к изониазиду регистрировалась у 42,5 % пациентов; к рифампицину - у 5 %; к комбинации изониазида и стрептомицина - 7,5 %, к изониазиду, стрептомицину, канамицину, этамбутолу, оксофлоксацину, рифампицину, капреомицину, протионамиду - в 12,5 % случаях. Эффективность лечения больных в ГБУ РС (Я) НПЦ ҺФтизиатрияһ после внедрения приказа МЗ РФ ө 951 повысилась, так, прекращение бактериовыделения отмечено у 60 % наблюдаемых I группы в 2014 г. и у 85 % больных II группы в 2015 г. Положительный рентгенологический эффект, закрытие полостей распада наблюдался у пациентов после 90 доз в 15 % ( n =3) случаях в I группе, 35 % ( n =7) - во II группе
In 2015, the RF began implementing the order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 951 “Methodological recommendations for improving the diagnosis and treatment of pulmonary tuberculosis.” The aim of the study was to examine the effectiveness of complex chemotherapy after the introduction of modern treatment regimens and fast methods of microbiological diagnosis of pulmonary tuberculosis patients with multiple drug resistant (MDR). The article presents a study of 40 patients with drug-resistant pulmonary tuberculosis. The analysis of the DR spectrum showed that the most frequently drug resistance developed to the following drugs: isoniazid, streptomycin, kanamycin, ethambutol, oxofloxacin, rifampicin, ethionamide - 29 (72.5 %); DR to isoniazid was recorded in 42.5 % of the patients; to rifampicin - in 5 %; to the combination of isoniazid and streptomycin - 7.5 %; to isoniazid, streptomycin, kanamycin, ethambutol, oxofloxacin, rifampicin, capreomycin, protionamide - 12.5 % cases. The effectiveness of treating patients in the Sakha Republic’s Phthisiology Center after the introduction of the order increased, so the reduction of bacterial excretion was noted in 60 % of the observed group I in 2014 and in 85 % of patients in group II in 2015. Positive radiological effect, decay, was observed in patients after 90 doses in 15 % (n = 3) cases in group I, 35 % (n = 7) in group II

Эффективность лечения больных туберкулезом легких с множественной лекарственной устойчивостью на современном этапе (на примере РС(Я)) / Н. И. Иванов, А. Ю. Воронина, И. И. Находкин [и другие] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 4 (09). — С. 46-50.

9.

Количество страниц: 4 с.

Обеспечение высокого качества образования на основе соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства - важнейшая задача российской образовательной политики. Статья посвящена одному из самых важных вопросов современного образования - развитию самостоятельной деятельности студентов на курсе фтизиатрии кафедры ИБФиД МИ СВФУ. Проведен анализ образовательных технологий внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Одной из целей курса фтизиатрии кафедры ИБФиД является внедрение образовательных технологий и дифференцированных критериев самостоятельности студентов в зависимости от специальности и вида деятельности. В статье освещены применяемые образовательные технологии. Одна из них - решение разноуровневых задач. Задачи, составленные по разделам учебной программы по дисциплине ҺФтизиатрияһ, относятся к задачам реконструктивного уровня, позволяют оценивать и диагностировать умения, а также синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей и творческого уровня, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, контролировать успеваемость и обеспечивать оценивание хода освоения дисциплины. Контекстное обучение - это технология, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. Такое обучение применяется на курсе в виде чтения студентами лекций по профилактике туберкулеза различным возрастным группам, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста до студентов старших курсов университета. Предметная олимпиада: здесь решаются не только теоретические вопросы истории фтизиатрии, этиологии и патогенеза, но и проводится полный разбор истории болезни больного с обсуждением вопросов выявления туберкулеза, дифференциальной диагностики, лечения и профилактики. Такие методы самостоятельной внеаудиторной работы студентов на курсе фтизиатрии способствуют высокой мотивации к обучению, поддержанию темпа обучения, к социальной и академической интеграции, к развитию познавательных навыков
Providing high quality education based on matching the current needs of the individual, the society and the state is the most important task of the Russian educational policy. The article is devoted to one of the most important issues of modern education - the development of independent activity of students on the course of Phthisiology at the Department of IDTD MI NEFU. It analyzes the educational technology of out-of-class independent work of students. One of the goals of the course of Phthisiology at the department IDTD is the introduction of educational technologies and differentiated criteria for independence of students depending on the specialty and type of activity. The applied educational technology is: the solution to multi-level tasks (tasks correspond to the sections of the curriculum on the course of Phthisiology, and classify as the reconstructive type tasks, allowing to evaluate and diagnose skills, and also to synthesize, analyze, summarize the factual and theoretical material with the formulation of specific conclusions, finding cause-and-effect relationships and creative level, allowing to evaluate and diagnose skills to integrate knowledge of various fields, to argue their own point of view). The set tasks allow monitoring of progress and to evaluate the progress in studying the course. Contextual learning is a technology designed for use in high school focused on vocational training of students and implemented by the system using the professional context, the gradual saturation of the educational process for professional activities. This training is applied during the course in the form of lectures on prevention of tuberculosis in the various age groups, from primary school age to university students of senior courses). Contests in the subject (addressing not only theoretical questions of history of tuberculosis, etiology and pathogenesis, but also a full analysis of a specific patient with discussion of diagnosis, differential diagnosis, treatment and prevention). Such methods of independent extracurricular work of students on the course of phthisiology lead to high motivation for learning, the maintenance of pace of learning, social and academic integration, and development of cognitive skills

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов на курсе фтизиатрии кафедры инфекционных болезней, фтизиатрии и дерматовенерологии / Н. А. Гуляева, М. В. Егорова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 1 (06). — С. 87-90.

10.

Количество страниц: 6 с.

Гуляева, Н. А. Влияние гендерного фактора на течение инфильтративного туберкулеза (на примере РС(Я)) / Н. А. Гуляева, Г. Н. Кочкорбаева, В. Д. Адамова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2020. — N 3 (20). — С. 15-20.— DOI: 10.25587/SVFU.2020.19.3.001
DOI: 10.25587/SVFU.2020.19.3.001