Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 48
1.

Количество страниц: 7 с.

Статья посвящена описанию образования и грамматических функций одной из малоисследованных форм глагола тундренного диалекта юкагирского языка – причастия. Причастия тундренного диалекта рассматривались такими исследователями, как Е.А. Крейнович, Г.Н. Курилов. На основании обзора особенностей образования и функционирования причастий в тундренном диалекте можно выделить шесть причастных форм на =л, =йэ (=й), =чэ, =дьэ, эл +V =сьоон (=чуон), =мэ (=млэ /=мэлэ). Автор приходит к выводу, что причастия тундренного диалекта юкагирского языка имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени; являясь глагольной формой, образовываются от производных глагольных основ вида или залога; субстантивируются.
The article is devoted to the description of formation and grammatical functions of participle, one of the unexplored forms of the verb of tundra dialect of the Yukaghir language. The participles of the tundra dialect were considered by such researchers as E.A. Kreinovich and G.N. Kurilov. On the basis of a survey of the peculiarities of the formation and functioning of participles in the tundra dialect, six participial forms can be distinguished: =l =ie (=i), =che, = die, el + V =sioon (=chuon), =me (=mle / =mele ). The author comes to the conclusion that the participles of the tundra dialect of the Yukaghir language have the forms of the present, past and future tenses; being a verbal form, is formed from derivatives of verbal foundations of a kind or a pledge; substantivate.

Прокопьева, А. Е. Морфологические типы и грамматические функции причастий тундренного диалекта юкагирского языка / А. Е. Прокопьева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточныйгуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 97-103.

2.

Количество страниц: 12 с.

Анализируются в сравнительном плане юкагирский и древнекитайский мифы о создании человека. Обнаруживается структурное и семантическое сходство; рассматриваются фольклорно-мифологические образы первопредков юкагиров по женской и мужской линии, претерпевшие под влиянием христианизации и затем, в конце XX в., существенные трансформации. Особое внимание обращено на реконструирование древнего растительнозооантропоморфного образа прародительницы по женской линии. Объясняется присутствие в древнекитайском мифе единоличного образа матери-прародительницы, богини Нюйвы, а в юкагирском – двух мужских демиургов-антагонистов: Христа и его антипода из арсенала юкагирского пантеона – чёрта Острая Голова.
Analyzed in comparative terms are the Yukagir and ancient Chinese myths about the creation of man. There is a structural and semantic similarity. The folklore and mythological images of the Yukagir ancestors are considered along the female and the male lines, under the influence of Christianization and then, at the end of the XX century, significant transformations. Special attention is paid to the reconstruction of the ancient plant-zoo-anthropomorphic image of the ancestress in the female line. It explains the presence in the ancient Chinese myth of the sole image of the mother ancestor, the goddess Nyuva, and in the Yukagir - the two male demiurgic antagonists: Christ and his antipode from the arsenal of the Yukagir pantheon - a feature Sharp Head.

Жукова, Л. Н. Древнекитайский и юкагирский мифы о сотворении человека: сюжетное и структурное сходство / Л. Н. Жукова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 28-39.

3.

Количество страниц: 7 с.

Образ каннибала уходит своими корнями в древние слои фольклора; каннибализм находится в тесной зависимости от малопродуктивного хозяйства древних полубродячих охотников. Борьба с людоедством и поиск эффективности средств защиты от него являются одной из главных тем сказочного фольклора одулов.
The cannibal type has its roots in the archaic layers of folklore; cannibalism is in close dependence on a lowyielding husbandry of ancient semi-vagrant hunters. Struggling with cannibalism and searching for the effective means of protection from it is one of main topics of the Odul fairytale folklore.

Жукова, Л. Н. Каннибализм и мечта о счастливой жизни в сказочном фольклоре одулов : (лесных юкагиров верхней Колымы) / Л. Н. Жукова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2010. - N 1 (1). - С. 77-82.

4.

Количество страниц: 7 с.

Курилова, С. Н. Специфика репрезентации субконцепта "Снежность" в языке тундровых юкагиров / С. Н. Курилова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Научный электронный журнал Меридиан. - 2019. - N 2 (20). - C. 60-62.

5.

Количество страниц: 4 с.

Мифологизм и фольклоризм в литературных произведениях начинает развиваться большими темпами в 70-е годы XX века. Они стали не только чертой советской, но и всей мировой литературы. Включение мифа, сказки, легенды в произведения является одним из признаков обращения к фольклору писателей. Эти обращения имеют самые разные черты: как средство раскрытия темы, психологии героев, философичность и т.д.

Атласова, Э. С. Фольклорные мотивы в произведениях юкагирских писателей / Э. С. Атласов ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 2 (2). - C. 76-81.

6.

Количество страниц: 3 с.

Автор затрагивает одну и слабо исследованных областей лексики языка тундровых юкагиров - иноязычные слова. В статье рассматриваются лексические единицы из эвенкийского и эвенского языков, их особенности и функции в речи юкагиров тундры. Предлагается количественный принцип разграничения иноязычных лексем на заимствования, переносы и случаи смешения кодов в рамках одного слова.

Курилова, С. Н. Функционирование тунгусизмов в юкагирском языке / С. Н. Курилова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 3 (3). - C. 154-156.

7.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассматривается специфика локальной литературной традиции на примере творчества юкагира Н. И. Спиридонова-Тэки Одулока, эвена А. В. Кривошапкина и эвенкийки Г. И. Варламовой-Кэптукэ, выражающейся в характерных чертах авторского самосознания. Северная литература как северный текст независимо от того, на каком языке пишется, обладает высокой степенью репрезентативности, исходящей, прежде всего, из освоения уникального образа Крайнего Севера как географического пространства и ландшафта и его воздействия на картину мира северного человека, исторически сложившуюся под влиянием экстремальных природно-климатических условий. Определяются возможные параметры Һсеверной идентичностиһ в ее символических и концептуальных проявлениях в художественном тексте. Сосредотачивается внимание на доминантах в определении и описании северных территорий, в связи с чем появляется уникальная модель геопространства. Актуализируется проблема идентичности образа литературного героя - оленевода и кочевника, соотнесение образа героя с ментальным, смысловым, социальным, культурным содержанием.

Бурцева, Ж. В. К вопросу о северной идентичности в литературном тексте: на примере творчества Т. Одулока, А. Кривошапкина, Г. Кэптукэ / Ж. В. Бурцева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Вопросы национальных литератур". - 2022. - N 2 (06). - С. 5-10.
DOI: 10.25587/litteraesvfu.2022.57.63.001

8.

Количество страниц: 8 с.

В статье подведены некоторые итоги исследования по проекту РФФИ "Трансформация социокультурного облика коренных жителей арктического побережья Якутии в условиях модернизации: опыт междисциплинарного исследования". В частности освещается этнокультурная и языковая ситуация жителей Булунского и Усть-Янского районов Республики Саха (Якутия). Отмечается, что в настоящее время одновременно с утратой родного языка и трансформацией традиционной этнической культуры наблюдается определенная устойчивость этнического самосознания и, соответственно, этнической идентичности аборигенных жителей.

Алексеева, Е. К. Этнокультурная и языковая ситуация среди коренных жителей Булунского и Усть-Янского районов Якутии / Е. К. Алексеева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся обществе / редакционная коллегия: С. М. Баишева (автор предисловия), А. Г. Томаска ; рецензенты: У. С. Борисова, Н. И. Данилова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2019. - С. 220-226

9.

Количество страниц: 6 с.

Рассматриваются вопросы общих этнических корней праюкагиров и прачукчей, предположительно берущие начало в сумнагинской раннеголоценовой археологической культуре Якутии. Обобщены результаты исследований по одежде, технике изготовления орудий из камня, сведения из юкагирского фольклора. Предполагается, что пришлые южные предки чукчей ассимилировали аборигенных праюкагиров и заселили арктическую тундру. Позднее пришли в соприкосновение с ними прибывшие из южной Якутии южноюкагирские группы. Привлекаются данные палеоэтнографии, фольклора, архивные материалы.

Жукова, Л. Н. Древние юкагирско-чукотские кросс-культурные контакты / Л. Н. Жукова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся обществе / редакционная коллегия: С. М. Баишева (автор предисловия), А. Г. Томаска ; рецензенты: У. С. Борисова, Н. И. Данилова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2019. - С. 201-206

10.

Количество страниц: 8 с.

В статье рассматриваются материалы фольклорно-лингвистических экспедиций последних лет в места компактного проживания юкагиров, которые свидетельствуют о постепенной утрате родного языка и культуры, современной языковой и этнокультурной ситуации у юкагиров, проживающих в северных районах Республики Саха (Якутия) Российской Федерации. Анализируя собранные материалы, автор приходит к выводу, что языковая и этнокультурная ситуация у тундренных юкагиров – критическая, а у лесных юкагиров – крайне критическая.

Лукина, М. П. Языковая и этнокультурная ситуация у юкагиров по материалам фольклорно-лингвистических экспедиций / М. П. Лукина ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся обществе / редакционная коллегия: С. М. Баишева (автор предисловия), А. Г. Томаска ; рецензенты: У. С. Борисова, Н. И. Данилова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2019. - С. 193-200