Тематические подборки
Картинка коллекции
Название народа, принятое в административных документах XIX-XX вв., происходит от самоназвания тундровых чукчей чаучу, чавчавыт – «богатый оленями». Первые упоминания о чукчах встречаются в русских документах 1640-х годов.
Основное население чукчей проживает в Чукотском автономном округе Магаданской области, небольшая часть в Якутии и Камчатской области. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Российской Федерации проживают 15 908 человек этой национальности, из них 670 проживает в Якутии, в основном в Нижнеколымском улусе.
Говорят чукчи на чукотском языке, который относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков. Помимо своего родного языка обращаются на русском.
По основным занятиям чукчи делятся на две группы – тундровые (кочевники-оленеводы) и береговые (оседлые рыбаки и охотники на морского зверя).
Основное занятие тундровых чукчей – кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Береговые чукчи охотятся на морского зверя: зимой и весной – на мелкого тюленя (нерпу) и крупного (лахтака), летом и осенью – на моржа и кита.
Традиционные ремесла – выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин, резьба и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. Для чукотского орнамента характерен мелкий геометрический узор.
Религией чукчей остаются традиционные религиозные верования (шаманство, промысловые и семейные культы). Для традиционного мировоззрения чукчей характерен анимизм – одухотворение всего, что окружает: предметов, растений, животных.
Фольклор чукчей характеризуется разнообразием жанров, сюжетов, образов. В.Г. Богораз выделил следующие его жанры: мифы, сказки, заговоры, песни. Мифология, создаваемая устным творчеством, пережила века и сохранилась до сегодняшних дней.
В советский период в жизни чукчей произошли коренные изменения: построено оленеводство, созданы крупные поселения. Сформировалась национальная интеллигенция. На чукотском языке издается учебная и художественная литература. Широкую известность получили произведения чукотского писателя Юрия Рытхэу. Его книги были изданы во многих странах мира: Франции, Финляндии, Нидерландах, Италии, Германии, Испании, Японии и других.
В данной подборке представлены исторические, этнографические, лингвистические исследования, а также труды по фольклору, традиционной культуре и литературе чукчей.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).

При оформлении использовано фото с https://nlo-mir.ru/palnetazemla/43890-chukchi.html
Издания подборки 1 - 9 из 9
1.

Издательство: Магадаснкая областная библиотека

Год выпуска: 1991

Количество страниц: 84 с.

Это первое биобиблиографическое пособие, наиболее полно отразившее литературу об известном этнографе, лингвисте, писателе и общественном деятеле В. Г. , чья жизнь и творчество были связаны с Колымой и Чукоткой. В указатель вошли книги, авторефераты диссертаций, статьи из сборников, периодических и продолжающихся изданий с 1896—1990 гг.
3.

Количество страниц: 9 с.

Исследование выполнено в русле междисциплинарных когнитивных направлений - когнитивной лингвистики и когнитивной поэтики, одной из актуальных задач которых является моделирование структуры художественных концептов, репрезентированных в художественном тексте. Цель исследования - моделирование художественного концепта холод в авторской художественной картине мира Ю. С. Рытхэу как части концептосферы арктического дискурса. Проведенное исследование является первым этапом в исследовании художественных концептов в арктическом дискурсе Ю. С. Рытхэу. Анализу был подвергнут роман этого чукотского писателя, являющегося представителем северной лингвокультуры. Актуальность данного исследования определяется выбором концепта холод как одного из ключевых дискурсивных концептов Севера и Арктики, а также включенностью его в парадигму лингвокогнитивных исследований и концептологии художественного текста. Методом сплошной выборки было извлечено 456 маркеров - репрезентантов концепта. Маркеры распределены по лексико-тематическим группам (далее - ЛТГ) "Природа" (211), "Воздействие на человека" (142), "Жилище" (44), "Техника" (39), "Снаряжение" (20), интерпретированным как когнитивные признаки концепта. Распределение по ЛТГ производилось по признакам семантико-тематической общности маркеров концепта. Была выявлена следующая структура художественного концепта холод: в ядерной зоне расположился когнитивный признак "Природа" (211 маркеров), в приядерной зоне - "Воздействие на человека" (142 маркера), на ближней периферии находится признак "Жилище", на дальней периферии "Снаряжение" и "Техника". Определены такие когнитивные признаки художественного концепта холод как арктический климат Чукотки, природные явления, связанные с холодом, воздействие холода на человека и его деятельность.
The research is carried out in the context of interdisciplinary cognitive directions - cognitive linguistics and cognitive poetics, one of the actual tasks of which is modeling the structure of artistic concepts represented in the artistic text. The aim of the study is modeling of the artistic concept of cold in the author’s artistic picture of the world of Y. S. Rytkheu as a part of the conceptosphere of the Arctic discourse. This research is the first stage in the study of artistic concepts in the Arctic discourse of Y. S. Rytkheu. The novel of this Chukchi writer, who is a representative of the northern linguoculture, was analysed. The relevance of this study is determined by the choice of the concept of cold as one of the key discursive concepts of the North and the Arctic, as well as its inclusion in the paradigm of linguocognitive research and conceptology of the artistic text. The method of continuous sampling was used to extract 456 markers - representatives of the concept. The markers were distributed into lexico-thematic groups (hereinafter - LTG) “Nature” (211), “Human Impact” (142), “Dwelling” (44), “Technology” (39), “Equipment” (20), interpreted as cognitive attributes of the concept. The distribution into LTGs was made according to the signs of semantic and thematic commonality of the concept markers. The following structure of the artistic concept cold was revealed: in the nuclear zone there is the cognitive attribute “Nature” (211 markers), in the ancillary zone - “Human Impact” (142 markers), in the near periphery there is the attribute “Dwelling”, in the far periphery “Equipment” and “Technics”. Such cognitive features of the artistic concept of cold as the Arctic climate of Chukotka, natural phenomena associated with cold, the impact of cold on people and their activities are defined.

Павлов, С. С. Художественный концепт холод в произведении чукотского писателя Ю. Рытхэу "Айвангу" / С. С. Павлов, О. А. Мельничук ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2024. - Т. 21, N 1 (95). - С. 169-177. - DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-169-177
DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-169-177

4.

Количество страниц: 12 с.

Хазанкович Ю. Г. Повесть Ю. Рытхэу "Когда киты уходят": от мифа к сказке / Ю. Г. Хазанкович // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2019. - N 3 (28). - С. 107-117.
DOI: 10.25693/SVGV.2019.03.28.14

5.

Издательство: Литограф

Год выпуска: 1998

Количество страниц: 232 с.

Научно-вспомогательный ретроспективный указатель литературы "Декоративно-прикладное искусство Якутии" представляет читателю возможность сориентироваться в огромном потоке опубликованных сведений, касающихся декоративно-прикладного искусства коренных народов Республики Саха (Якутия): саха (якутов), эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей и долган, с древнейших времен до наших дней
6.

Количество страниц: 5 с.

Впервые был проведен анализ частоты аллелей полиморфизма генов UCP1-rs1800592, UCP2-rs659366 и UCP3-rs2075577 в популяциях якутов (n=281) и чукчей (n=39), проживающих в экстремальных климатических условиях Восточной Сибири. Выявлена повышенная частота аллеля а rs2075577 гена UCP3 в популяциях якутов и чукчей, проживающих в условиях низких температур, что может быть связано со случайными популяционными эффектами или же свидетельствует о наличии адаптационных механизмов, связанных с терморегуляцией.
We revealed the increased frequency of allele A rs2075577 of the UCP3 gene in populations of the Yakuts and Chukchi, living in low temperature conditions, that can be associated with random population effects or indicates the presence of adaptation mechanisms associated with thermoregulation.

Анализ полиморфизма SNP-маркеров генов несократительного термогенеза UCP1 (rs1800592), UCP2 (rs659366) и UCP3 (rs2075577) у якутов и чукчей / fА. А. Никанорова, Н. А. Барашков, Е. Е. Дьяконов, С. С. Находкин, В. Г. Пшенникова, А. В. Соловьев, С. С. Кузьмина, М. И. Томский, Т. Е. Бурцева, С. А. Федорова //Якутский медицинский журнал. – 2018. – N 2 (62). – C. 41-45.

7.

Количество страниц: 5 с.

Новый полевой метод антропологии движения (ПКД - путь - карта - действие) обеспечивает более ясное понимание опыта и ценностей арктических кочевников, меняет их имидж, взгляд на их культурное наследие и обычаи. Если кочевника рассматривать не как тупиковую ветвь, а как естество человека и его потенциала (кстати, человечество и родилось в кочевье), то номадология предстанет направлением, раскрывающим динамику и статику в человеческой истории и культуре, причем как в прошлом, так и в будущем.
New field method of anthropology movement (TMA - tracking-mapping-acting) provides better understanding the Arctic nomads' experience and values, changes the image of nomads, their cultural heritage and customs. If nomads is seen as nature of human (remembering that humankind was bom in migration), rather than archaism, then the nomadology is to be a clue uncovering dynamics and statics in human history and culture, both in past and future.

Головнев, А. В. Арктическая мобильность: технологии и стратегии / А. В. Головнев // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 4 (13). — С. 7-11.