Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 11144
1.

Количество страниц: 6 с.

Рассматриваются водные транспортные средства, участвовавшие в формировании хозяйственной спецификации и духовных ценностей бродячих охотничьих и рыболовных племен юкагиров верхней Колымы. Водные ресурсы северных широт предполагали наличие специализированных плавсредств в соответствии с потребностями кочевого быта: легкие в управлении и переноске челноки промысловиков, грузовые и транспортные лодки для перекочевки семей с женщинами, стариками, детьми. Средства перемещения, которые могли быть использованы для военных, меновых и иных целей. Транспортный парк предполагал различия в размерах и конструкциях. Верхнеколымские юкагиры в конце XIX - начале XX в. кочевали на плотах треугольной формы, лодках долбленых и дощатых, одно- и многоместных. Основные сведения по водным транспортным средствам собрал В.И. Иохельсон, дополняют его материалы Ю.Б. Симченко, который обобщил данные по древним каркасным лодкам в арсенале рыболовов и охотников на дикого северного оленя. Каркасные лодки с кожаным покрытием существовали у эвенов Якутии. Следы наличия их у юкагиров тундры выявил Ю.Б. Симченко. Автором настоящей статьи получена информация от американской эскимоски о существовании у них плота треугольной формы с кожаной обтяжной. Напрашивается вопрос: не являются ли треугольные плоты (юкагирский и эскимосский с кожаной обтяжкой] и каркасная лодка эвенов так называемыми культурными окаменелостями, свидетельствами существования многоместных средств передвижения для членов рода в далеком прошлом? Предполагается, что большегрузная лодка лесных юкагиров является комбинированной, соединившей элементы национальных транспортных средств и, возможно, русского карбаса, то есть не рассматривается однозначно как русское заимствование. На протяжении XX в. в связи с серьезными социально-экономическими переменами водный транспорт лесных юкагиров существенно изменился, преимущества получили привозные дюралевые лодки заводского производства. В конце XX - начале XXI вв. у лесных юкагиров р. Ясачной в верховьях Колымы в ограниченном применении сохранился промысловый дощатый челнок из трех досок.
Water vehicles participating in the formation of economic specifications and spiritual values of stray hunting and fishing tribes of the Yukagirs of Upper Kolyma are considered. The water resources of the northern latitudes assumed the availability of specialized watercraft in accordance with the needs of nomadic life: easy shuttle traders and trailers, cargo and transport boats for migrating families with women, old people, and children. Means of conveyance could be used for military, exchange and other purposes. The transport fleet assumed differences in size and construction. Verkhnekolymsk Yukagirs in the late XIX - early XX centuries roamed on rafts of a triangular shape, dugout and boardwalk boats, single and multi-seat. Basic information on water vehicles was collected by V.I. Jochelson, supplemented by his materials Yu. B. Simchenko, who summarized data on ancient frame boats in the arsenal of anglers and wild reindeer hunters. Leather-framed boats existed in the Evens of Yakutia. Traces of their presence among the Tundra Yukagirs were identified by Yu. B. Simchenko. The author of this article received information from the American Eskimo about the existence of a raft of a triangular shape with leather tight. The question arises: are triangular rafts (Yukagir and Eskimo with leather tight) and Even’s frame boat the so-called cultural fossils, evidence of the existence of multi-seat vehicles for members of the clan in the distant past? It is assumed that the heavy boat of the Forest Yukaghirs is combined boat that joins elements of national vehicles and, possibly, Russian karbas, it is not considered unambiguously as Russian borrowing. During XX century in connection with serious socio-economic changes, the water transport of the Forest Yukagirs has changed significantly, the advantages of imported factory-made dural boats. At the end of XX - beginning of XXI centuries Forest Yukagirs Yasachnaya River in the Upper Kolyma in limited use preserved fishing board shuttle of three boards.

Жукова, Л. Н.
Средства передвижения у юкагиров: лодки (традиции и современность) / Жукова Л. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СОРАН, 2020. - С. 89-94. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.014
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.014

2.

Количество страниц: 8 с.

Юкагиры - один из древнейших и малочисленных народов северо-востока Сибири (1603 чел. согласно переписи 2010 г.), представленный сегодня двумя локальными группами - юкагирами тундры (вадулы) и тайги (одулы). Статья посвящена оленеводческой лексике тундровых юкагиров, проживающих в Нижнеколымском районе Республики Саха (Якутия) и хозяйственная деятельность которых связана с оленеводчеством, охотой, рыбалкой и собирательством. Актуальность предпринятого исследования определяется не только статусом юкагирского языка как исчезающего и недостаточно исследованного (менее 40 носителей), но также необходимостью уточнения степени исконности и разработанности лексики оленеводства, что позволит несколько изменить ранее предписанные представления о юкагирах лишь как заимствующей культуре в этой отрасли. В рамках темы, посвященной лексике традиционной хозяйственной деятельности юкагиров, автор рассматривает лексику, связанную с названиями оленей в языке тундровых юкагиров. Выявленные лексемы ранжированы по девяти лексико-семантическим группам по признаку пола, масти, рогов, нрава, физиологического состояния, хозяйственного применения отдельной особи или характеристики стада в целом, значимости в упряжке и мировоззренческих традициях. Проведен семантический и морфологический анализ рассматриваемых лексем. Выявлены исконные и привнесенные главным образом из тунгусских языков оленеводческие термины.
The Yukaghirs are the most ancient and minority people of northeastern Siberia (1603 people according to All-Russian population census in 2010). Nowadays there are two local groups of Yukaghirs, presented by Tundtra (wadul) and Taiga one (odul). The paper considers the reindeer vocabulary in Tundra Yukaghir. The Tundra Yukaghirs live in the Lower Kolyma region of Sakha Republic (Yakutia) and are occupied in reindeer breeding, hunting, fishing and gathering. The significance of the research is highlighted by not only a status of the Yukaghir language as endangered and poorly studied (less 40 speakers), but also a need to clarify a native and diversified degree of the reindeer vocabulary, thereby allowing to change the prescribed views on the Yukaghirs as a borrowing culture in this economic activity. Under the research theme devoted to the economic activities lexicon in Tundra Yukaghir the author analyzes lexemes related to reindeer names. The lexemes are ranked in nine lexical and semantic groups by gender, color, antler, character, physiological state, household use of an animal or herd characteristics, place in a team and worldview traditions. The semantic and morphological analysis is carried out. In addition to native lexemes, reindeer terms transferred from Tungusic languages are also identified.

Курилова, С. Н.
Наименования оленя в языке тундровых юкагиров / Курилова С. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СОРАН, 2020. - С. 82-89. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.013
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.013

3.

Количество страниц: 5 с.

В статье на основе собственных полевых материалов рассматриваются традиционные календарные обряды и обычаи северных тунгусов - эвенов и эвенков. Анализируются основные ритуалы календарных праздников: очистительные обряды, а также обряд приобщения к родовому огню. Данные обряды рассматриваются в связи с образом "холода". Многомерный образ "холода" и рецепции "переживания" им стали важными концептами культурного наследия северных сообществ, как сложная многофункциональная система: это и символическая практика, и уникальные экологические традиции, связанные с холодом, и "жизненные и природные сценарии". Традиционное мировоззрение, ментальная картина мира коренных народов Севера формировались в тесной связи с окружающей его экологической системой. Веками выработанные ментальные ценности и установки, связанные с северной экосистемой, выступают как символическая коммуникация освоения суровых пространств. Эти нормы экологической этики являются одними из самых важных составляющих жизнедеятельности и культуры коренных народов и соотносятся с общими этическими принципами взаимодействия с окружающей средой. Эти уникальные знания и локальные верования до сих пор сохраняются в повседневной и сакральной практике коренных народов Севера. В статье в рамках когнитивной семиотики автором проанализированы ценностные установки и знаково-символическая программа коммуникативных и поведенческих стратегий тунгусов, которые выступали как этническая составляющая образа "северного человека" и "холодного мира". Выявлено, что именно концепты, связанные с холодом сформулировали основные постулаты культуры гостеприимства. Так, выявляется как антипод "холодного мира”- "теплое" гостеприимство, в котором основными константами выступают ритуалы встречи и почитания гостя. Анализ локальных текстов культуры (знаковые места, праздники и обряды, ритуал, фольклор и др.) показывает семантическую связь мифоритуального мира с природным ландшафтом, который основывается на этических нормах поведения и обладает ориентирующим и регулирующим потенциалом.
The article, based on its own field materials, examines the traditional calendar rites and customs of the northern Tungus - Evens and Evenks. The main rituals of calendar holidays are analyzed: cleansing rites, as well as the rite of admission to the birth fire. These rites are considered with the image of "cold.” The multidimensional image of "cold” and the reception of "experience" he became important concepts of the cultural heritage of northern communities, as a complex multifunctional system: this is both symbolic practice and unique ecological traditions associated with cold, and "life and natural scenarios." The traditional worldview, the mental picture of the world of the indigenous peoples of the North was formed in close connection with the environmental system surrounding it. For centuries, the developed mental values and attitudes associated with the northern ecosystem have acted as a symbolic communication for the development of harsh spaces. These standards of environmental ethics are one of the most important components of indigenous peoples’ lives and cultures and relate to the general ethical principles of interaction with the environment. These unique knowledge and local beliefs are still preserved in the daily and sacred practices of the indigenous peoples of the North. So, on the basis of modern field observations, etiquette settings in the festive space, as well as a culture of hospitality among Evens and Evenks, are considered. In the article in the framework of cognitive semiotics, the author analyzed the value settings and the sign-symbolic program of communicative and behavioral strategies of the Tungus, which acted as an ethnic component of the image of the "northern person" and the "cold world." It was revealed that it was the concepts associated with the cold that formulated the main postulates of the culture of hospitality. So, it is revealed as an antipode of the "cold world” - "warm” hospitality, in which the main constants are the rituals of meeting and honoring the guest. Analysis of local texts of culture (iconic places, holidays and rites, ritual, folklore, etc.) shows the semantic connection of the mythoric world with the natural landscape, which is based on ethical standards of behavior and has guiding and regulatory potential.

Варавина, Г. Н.
Календарная культура северных общностей: традиции, обрядность, символика (на примере эвенов и эвенков) / Варавина Г. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СОРАН, 2020. - С. 70-74. - DOI: 10.25693/VasiIevich.2020.011
DOI: 10.25693/VasiIevich.2020.011

4.

Количество страниц: 4 с.

В статье рассматривается вклад Г. М. Василевич в изучении тунгусского кафтана, типологизации его вариантов по этническим группам, выявлении устойчивых признаков раскроя кафтана, характерных для определенных регионов: конструктивные особенности раскроя кафтана, используемый материал и его предназначение.
The article considers the contribution of G.M. Vasilevich to the study of the Tungussky caftan, typology of its variants by ethnic groups, identification of stable signs of caftan cutting characteristic of certain regions: design features of the caftan cutting, material used and its purpose.

Акимова, В. С.
Вклад Г. М. Василевич в типологизацию эвенкийского (тунгусского) кафтана / Акимова В. С. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей /ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 67-70. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.010
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.010

6.

Количество страниц: 7 с.

Исследование посвящено осмыслению интеллектуального наследия выдающегося ученого-североведа Г.М. Василевич. Она была одной из тех, кто формировал тренды российской этнографии, определял проблемное поле тунгусоведения. Необходимо подчеркнуть, что в центре научного творчества Г. М. Василевич на протяжении десятилетий стояли вопросы этногенеза и этнической истории эвенкийского сообщества Сибири, сопряженные с глобальной проблемой заселения Северной Азии. Опираясь на модель культурогенеза Северной Азии археолога А. П. Окладникова, этнограф и фольклорист Г.М. Василевич развивала оригинальную концепцию этногенеза тунгусов. Так, она считала далекими предками эвенков ("прототунгусами") охотников эпохи раннего неолита Забайкалья; выделяла в тунгусском этногенезе несколько этапов; утверждала, что в начале н.э., когда к Байкалу вышли тюрки - скотоводы, тунгусы были разделены на две группы - расселившиеся к западу от Байкала и к востоку до Тихого океана. В эту эпоху произошло формирование прямых предков эвенов и эвенков, их основных диалектных групп. В XX в. формировались иные подходы к оценке эвенкийского (тунгусского) этногенеза, при этом концепция Г. М. Василевич - А. П. Окладникова оставалась одной из наиболее авторитетных и до настоящего времени востребованных в среде специалистов. Исследования Г. М. Василевич отличались междисциплинарным подходом с использованием данных археологии, лингвистики, этнографии, фольклористики, визуальной антропологии. Стационарные полевые исследования в местах компактного проживания эвенков способствовали более глубинному постижению их духовности. Она уделяла большое внимание различным "текстам" культуры: комплексный анализ вербальных, вещественных, визуальных и др. источников позволил расширить оценку творческого потенциала тунгусского мира. Творчество, вобравшее лучшие традиции российской этнографии, дало мощный импульс развитию отечественного сибиреведения, обозначило векторы его дальнейшего развития.
The research is devoted to under standing the intellectual heritage of the outstanding Northern scientist G. M. Vasilevich. She was one of those who shaped the trends of Russian Ethnography and defined the problem field of Tungusic studies. It should be emphasized that the focus of G.M. Vasilevich’s scientific work for decades has been on the issues of ethnogenesis and ethnic history of the Evenk community of Siberia, which are associated with the global problem of settlement in North Asia. Based on the model of cultural genesis of North Asia by archaeologist A. P. Okladnikov, ethnographer and folklorist G.M. Vasilevich developed the original concept of the ethnogenesis of the Tungus. So, it is believed the ancestors of the Evenks (the "prototungus”) she identified several stages in the Tungusic ethnogenesis; claimed that at the beginning of the AD, when the Turki - pastoralists came to lake Baikal, the Tungus were divided into two groups - settled to the West of lake Baikal and to the East to the Pacific Ocean. During this era, the direct ancestors of the Evens and Evenks, their main dialect groups, were formed. G.M. Vasilyevich’s research was distinguished by an interdisciplinary approach using data from archeology, linguistics, ethnography, folklore studies, and visual anthropology. Stationary field research in places of compact residence of Evenks contributed to to reveal the psychomental world of Tunguska society. She paid great attention to various "texts” of culture: a comprehensive analysis of verbal, material, visual and field sources allowed us to expand the spatial and cultural boundaries of the Tungus world and consider the ethno-genesis of the Evenks in the mode of time extension, similarly, in the XXth century, other approaches to the assessment of the Evenk (Tungus) ethno-genesis were formed, while the concept of G.M. Vasilevich - A. P. Okladnikov remained one of the most authoritative and still in demand among specialists in Tungusic studies. Her work, which incorporated the best traditions of the St. Petersburg school of Ethnography, gave a powerful impetus to the development of Russian Siberian studies, outlined the vectors of his further development.

Романова, Е. Н.
Тренды российской этнографии XX в.: Г. М. Василевич и ее вклад в методологию этнографического сибиреведения / Романова Е. Н., Октябрьская И. В. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Институт археологии и этнографии СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 24-30. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.003
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.003