Тематические подборки
Картинка коллекции
Ысыах – якутский национальный праздник, олицетворяющий встречу лета и пробуждение природы.
Начавшись с эпических времен, видоизменяясь, праздник дошел до сегодняшних дней в живом бытовании. Ысыах сохранил ритуально-обрядовую форму, круговой хороводный танец осуохай, кумысопитие и конно-спортивные состязания. Во время летнего кумысного праздника особо ярко проявляется национальный характер якутского народа, его своеобразие и самобытность.
Ысыах отличается зрелищностью массовых представлений, богатством песенного и танцевального фольклора, общедоступным характером состязаний и гуляний.
Уникальность ысыаха объясняется, прежде всего, его историческим долголетием, глубинными корневыми истоками.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• Рекорд Гиннесса на Ысыахе Туймаады в Якутске был поставлен 24 июня 2011 года. В здании Государственного цирка Якутии 1 344 хомусиста синхронно исполняли варганную музыку
• Рекорд Гиннесса по самому массовому круговому танцу осуохай, в котором приняли участие 15 293 человека, был зафиксирован 23 июня 2012 года на тюсюлгэ осуохая Алтан-сэргэ в Ус Хатыне
• Рекорд Гиннеса – «Самый большой ритуал кумысопития – Алгыс Туймаады» был установлен 28 июня 2014 года. Участие в рекорде принимали 11 136 человек. Все они были национальных костюмах с чоронами
• Рекорд Гиннесса по количеству людей, собравшихся в одном месте и в один час в якутской национальной одежде, установили жители Якутии в день празднования Ысыаха Туймаады, 24 июня 2017 года в местности Ус Хатын. Общее количество «рекордсменов» в итоге составило 16 620 человек
• В 2020 году впервые Ысыах пройдет в онлайн-режиме. Причина тому – защита здоровья населения в период пандемии коронавируса

В данной подборке представлена литература о ритуале кумысопития, об обряде встречи солнца, обряде очищения, обряде подношения духу огня, алгысах (благословениях), круговом танце осуохай и др. Также в подборку вошли издания, содержащие практические советы по шитью традиционных якутских костюмов и приготовлению блюд национальной кухни.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 10 из 13
1.

Количество страниц: 12 с.

Изучается изготовление нарядной женской безрукавки "тангалай", бытовавшей в якутской культуре XVII-XVIII вв. В ходе исследования выявлено, что производство такого типа одежды было длительным технологическим процессом, состоявшим из нескольких этапов. Сложность изготовления тангалаев отразилась в фольклоре и может свидетельствовать о существовании прослойки швей, занятых производством подобной, дорогой одежды для местной знати, что, в свою очередь, говорит о сложной организации якутского общества рассматриваемого периода.

Петрова, С. И. Якутская одежда тангалай: крой, отделка, технологии / С. И. Петрова, А. Н. Прокопьева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2023. - N 1 (60). - С. 151-162. - DOI: 10.20874/2071-0437-2023-60-1-13
DOI: 10.20874/2071-0437-2023-60-1-13

2.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения населения в течение года кумысом. В работе представлены результаты оценки качественных показателей кумысного напитка на молочной основе из творожной сыворотки. Оценка качественных показателей свидетельствуют о том, что кумысный продукт соответствует нормативным требованиям, предъявляемым к кумысу. Применение технологии кумысного продукта позволит рационально перерабатывать молочное сырья и обеспечит потребительский спрос независимо от сезонности на кумыс в течение года. The article is devoted to the urgent problem of providing the population with kumys during the year. The paper presents the results of assessing the quality indicators of a milk-based kumys drink made from curd whey. The evaluation of qualitative indicators indicates that the koumiss product corresponds to the koumiss in its organoleptic, physico-chemical, microbiological parameters. The use of this technology for the processing of secondary raw materials will not only provide the population with a useful product identical in its properties to koumiss, but also increase the economic efficiency of milk processing at milk processing enterprises.

Занданова, Т. Н. Качественная характеристика кумысного напитка / Т. Н. Занданова, Л. П. Попова, Ж. Ж. Урматова ; Арктический государственный агротехнологический университет // Вестник АГАТУ. - 2023. - N 1 (9). - C. 24-29.

3.

Издательство: Сахаполиграфиздат

Год выпуска: 2004

Номер (№): 4

Количество страниц: 16 с.

6.

Количество страниц: 6 с.

Стрекаловская, З. А. Пути сохранения и возрождения нематериального культурного наследия народа саха в современных социокультурных условиях / З. А. Стрекаловская ; Арктического государственного института искусств и культуры // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – 2013. – N 11 (30), ноябрь. – С. 7-12.

7.
Автор:
Васильева Е. Е.

Количество страниц: 4 с.

Васильева, Е. Е. Якутская национальная одежда в современной моде повседневности (социокультурный проект) / Е. Е. Васильева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока // Евразийский союз ученых. – 2014. – N 8, Ч. 8. – С. 162-165.

8.

Год выпуска: 1992

Номер (№): 6

Количество страниц: 196 с.

На основании решения Якутского бюро ВКП (б) в октябре 1926 г. вышел первый номер журнала "Чолбон", как орган политпросвета Наркомпросздрава ЯАССР и культурно-просветительного общества "Саха омук", на якутском языке. Название несколько раз менялось, сначало на "Кыhыл ыллык" ("Красная тропа"), который выходил с 1930 г. до 1938 г., на альманах "Художественная литература" в 1938-40-е годы, а с 1940 г. на сборник литературы и критики "Хотугу сулус". Эти журнал, альманах, сборник решением заседаний бюро обкома ВКП (б) (13 ноября 1933 г., 19 марта 1938 г.) были четко определены как орган Союза писателей Якутии. На заседаниях бюро рассматривались вопросы освещения развития якутской литературы, о работе среди писателей в республике. Сборник I Съезда писателей Якутии (июль 1939 г.) стал выходить под названием "Хотугу сулус" (с 1940 г.). На заседании бюро Якутского обкома ВКП (б) от 1 марта 1943 г. рассмотрен вопрос "О мерах дальнейшего развития якутской художественной литературы" и разрешено выпускать вместо сборника альманах художественной литературы "Хотугу сулус" с периодичностью один раз в 2 месяца. За 1943-1956 гг. вышло 76 альманахов. А постановлением бюро обкома КПСС от 11 апреля 1956 г. этот альманах реорганизован в литературно-художественный и общественный журнал "Хотугу сулус" – орган Союза писателей Якутии. Журнал выходил 6 раз в год: 4 номера на якутском, 2 номера на русском языках. Потом под одной редакцией наряду с журналом "Хотугу сулус" стал выходить журнал на русском языке "Полярная звезда". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1976 г. за заслуги в развитии многонациональной литературы, в связи 50-летием со дня выхода первого номера, журнал "Хотугу сулус" был награжден орденом "Знак Почета". 6 декабря 1989 г. вышло постановление бюро обкома КПСС "О создании самостоятельных редакцией журналов "Хотугу сулус" и "Полярная звезда", а с 1 января 1999 г. журнал получил свое первоначальное название "Чолбон". Главными редакторами журнала работали виднейшие писатели и опытные журналисты, как А.И. Софронов, Н.Е. Мординов-Амма Аччыгыйа, В.М. Новиков - Кюннюк Урастыров, С.Р. Кулачиков-Эллэй, Н.Г. Золотарев-Николай Якутский, В.С. Яковлев – Далан, Д.В. Кириллин, А.А. Егоров, С.Н. Горохов, П.П. Никитин
9.

Год выпуска: 2017

Номер (№): 6

Количество страниц: 100 с.

10.

Год выпуска: 2014

Дата: ноябрь - декабрь

Номер (№): 6

Количество страниц: 100 с.