Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 30
1.

Количество страниц: 8 с.

Предметом данного исследования являются содержание и форма сохранения, трансляции традиционной культуры как наиболее важного маркера этнической идентичности арктических народов. В статье приводятся результаты проведенных в 2020-2022 гг. полевых исследований в Анабарском национальном (долгано-эвенкийском) улусе Республики Саха (Якутия), в т.ч. в с. Юрюнг-Хая, которое является единственным местом компактного проживания долган в Якутии. Культурный ландшафт данного региона, включающий этно- и лингвокультуры долган, эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев, характеризуется взаимовлиянием длительных этнокультурных контактов и отображением их в культурных традициях. Анализ результатов социологического анкетирования показал, что большинство респондентов (60,2%) считают, что выбор национальности определяют: во-первых, культура и традиции, во-вторых, родной язык (26,9%), в-третьих, история и территория (10,4%). По результатам количественных и качественных социологических исследований (анкетирование, неформализованное интервью, психолингвистический эксперимент) и на основании анализа современных научных исследований делается вывод о лидирующих позициях культуры и традиций в качестве наиболее важных этноидентификаторов и определяющей роли традиционной хозяйственной и культуротворческой видов деятельности в процессе этнической самоидентификации коренных народов.

Местникова, А. Е. Традиционная обрядовая и праздничная культура арктических народов (на примере Анабарского национального (долгано-эвенкийского) улуса Республики Саха (Якутия)) / А. Е. Захарова, Н. Е. Захарова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Историко-культурное наследие российской деревни: сохранение и развитие : [сборник статей IX Всероссийской (XVII средневолжской) конференции историков-аграрников, археологов, этнографов Евразии, Казань, 05-07 октября 2022 г. / редакторы: Р. М. Валеев, И. А. Гилязов, А. Г. Иванов и др.]. - Казань : Институт Татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ, 2023. - С. 81-88.

2.

Ответственность: Афанасьева Анна Егоровна (Научный руководитель)

Количество страниц: 5 с.

Баишева, А. Ю. Особенности игры детей в кочевых семьях эвенов-оленеводов / А. Ю. Баишева ; научный руководитель А. Е. Афанасьева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - N 6 (17). - C. 9-11.

3.

Количество страниц: 3 с.

В статье приведено описание приобщения к эвенкийской культуре младших школьников. Анализируется процесс исследования приобщения к своей культуре младших школьников посредством народных игр.

Кычкина, Е. И. Исследование процесса приобщения к эвенкийской культуре младших школьников посредством народных игр / А. П. Семенова, В. П. Марфусалова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - N 3 (14). - C. 135-137.

4.

Количество страниц: 8 с.

Бурыкин, А. А. Сказки эвенов в записи 60-х годов XIX века / А. А. Бурыкин, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИЛИ РАН // Якутский архив. – 2003. – N 3-4 (11). – С. 96-102.

5.

Количество страниц: 2 с.

Мыреева, А. Н. Ленинград и интеллигенция Севера / А. Н. Мыреева, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник сектора тунгусо-маньчжурской филологии ИПМНС СО РАН // Якутский архив : историко-документальный научно-популярный иллюстрированный журнал. — 2003. — N 1 (9). — C. 84-85.

6.

Количество страниц: 6 с.

Гоголев, А. И. Этногенез чукчей и проблема формирования северо-восточных палеоазиатов / А. И. Гоголев // Наука и образование. – 2004. – N 3 (35). – С. 46-51.

7.

Количество страниц: 10 с.

Алексеева, Г. Г. К вопросу о происхождении долган / Г. Г. Алексеева, кандидат искусствоведения, главный специалист Министерства культуры и духовного развития РС (Я) // Анабарский улус : История. Культура. Фольклор. – Якутск : Бичик, 2005. – С. 52-61.

8.

Количество страниц: 6 с.

В статье анализируются материалы по обрядовому фольклору лесных юкагиров, собранные в XXI в. Делается основной вывод о том, что особенности функционирования обрядового фольклора юкагиров в настоящее время обусловлены бытованием их традиционных занятий – охоты и рыболовства. В обрядовой практике современных юкагиров прослеживаются как традиции, так и явления новационного характера.
The article analyzes materials on the ritual folklore of the Forest Yukaghirs collected in the 21st century. The main conclusion is that the specifics of the functioning of the ritual folklore of Yukaghirs nowadays are conditioned by the prevailing of their traditional activities - hunting and fishing. In the ritual practice of modern Yukaghirs one can trace traditions as well as innovative phenomena.

Прокопьева, П. Е. Обрядовый фольклор лесных юкагиров в XXI в.=Ritual folklore of the Forest Yukaghirs in the 21st century / П. Е. Прокопьева // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2012. – N 2 (5). – С. 120-125.

9.

Количество страниц: 4 с.

Статья посвящена не исследованной вплоть до настоящего времени проблеме юкагиро-якутских взаимовлияний в различных жанрах традиционной песенной культуры. В круговых песнях-танцах обнаруживаются соответствия в использовании внесмысловых слов. Звукоподражательная культура, используемая в различных нарративах, также имеет многие сходные черты.
The article is devoted to the previously unexplored problem of Yukaghir-Yakut mutual influences in different genres of traditional song culture. In round song-dances we find correspondences in using meaningless words. Onomatopoeic culture used in different narratives also has many features in common.

Ларионова, А. С. Юкагиро-якутские параллели в традиционной песенной культуре=Yukaghir-Yakut parallels in traditional song culture / А. С. Ларионова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2012. – N 2 (5). – С. 116-119.

10.

Количество страниц: 6 с.

Статья посвящена традиционным способам захоронений лесных юкагиров в конце XIX - начале XX века. Самые древние имеют аналоги у финноугорских народов Западной Сибири: трупоположение на земле (в легких шалашах), на дереве. От тунгусов заимствованы воздушные захоронения на столбах. Грунтовые могилы появились с принятием христанства. Автор обнаруживает аналогии в похоронных обрядах юкагиров, финноугорских народов Западной Сибири и тунгусов.
In the late 19-th - early 20-th centuries, the Oduls (the Forest Yukagirs from Upper Kolyma) knew several methods of burying dead bodies. The most ancient ones have analogies with the Finno-Ugric peoples of Western Siberia: dead body is put on land (in light cabins), on wood. They borrowed from Tungusic peoples the air burials on pillars. The subsoil burials apppeared together with the adoption of Christianity.

Жукова, Л. Н. Этнография и фольклор одулов (лесных юкагиров) о древних формах погребений=The Odul (the Forest Yukagir from Upper Kolyma) folklore anad ethnography about ancient forms of burials / Л. Н. Жукова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2011. – N 1 (2). – С. 30-34.