Тематические подборки
Картинка коллекции
Марфусалова Венера Петровна – доцент кафедры педагогики начального обучения Педагогического института СВФУ им. М.К. Аммосова, научный руководитель школы "Арктика", первый представитель из малочисленных народов Севера Якутии, защитившая диссертацию по педагогической проблематике, научный сотрудник НИИ НШ РС (Я), организатор лаборатории эвенкийского языка и культуры в г. Нерюнгри, сотрудниками которой созданы экспериментальные учебно-методические комплекты по эвенкийскому языку и работает сеть экспериментальных эвенкийских школ Южной Якутии.

С 2004 В Педагогическом институте СВФУ им. М.К. Аммосова вела курсы по эвенкийскому языку, по методике преподавания русского языка и по дидактическим системам развивающего обучения. Ею разрабатывались образовательные программы по ФГОС высшей школы. Она являлась экспертом республиканского конкурса инновационных школ, членом ассоциации педагогов-экспериментаторов РС (Я), руководителем республиканских конференций по языкам и культуре малочисленных народов Севера.
Основные направления научно-педагогической деятельности: обновление и реализация образовательных программ в начальной школе, образовательная система в школах Арктики КМНС, Разработаны все программы по дисциплинам учебной нагрузки, которые размещены в системе ЭОР. Имеет свыше 80 публикаций, из них три монографии и 5 учебных пособий. Опубликованы статьи в SKOPUS (в соавторстве)-3, ВАК-9. Участвовала в научных грантах РФ. Эксперт в конкурсах педагогов, обучающихся в разработке программ и проектов «Молодой педагог Заречья», «Самсоновские чтения», «Шаг в будущее» и т.д. Награждена знаками отличия «Отличник просвещения РСФСР», «Учитель учителей Республики Саха (Якутия)», «Почетный ветеран педагогического труда Республики Саха (Якутия)». Отмечена сертификатами, грамотами и благодарственными письмами.
Венера Петровна родилась 29 мая 1953 г. в селе Томмот Якутской АССР. Она, как выпускница Магаданского педагогического института и Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова, трудовую деятельность начала в 1974 году в Курбусахской школе-интернате Усть-Алданского района в качестве учителя русского языка и литературы. В 1980-1984 годы работала завучем в Хатыстырской средней школе Алданского района. В 1989 году в НИИ национальных школ РСФСР (г. Москва) защитила диссертацию на степень кандидата педагогических наук. С 1988-92 годы работала ассистентом и старшим преподавателем кафедры русского языка в национальной школе филологического факультета Якутского госуниверситета. В эти годы выступила с инициативой и стала организатором создания кафедры северной филологии. С открытием кафедры в стенах Якутского госуниверситета началось систематическое изучение языков малочисленных народов Севера и подготовка специалистов по этим языкам. Также при ее участии на этой кафедре создан профиль «Педагогическое образование и языки малочисленных народов Севера».
В 1999 году под ее руководством была организована республиканская школа-интернат народов Севера «Арктика», в которой в течение свыше двадцати лет обучаются дети из отдаленных арктических улусов. Венера Петровна является научным руководителем и автором инновационных проектов данной школы. Школа стала победителем V Московской международной выставки (2000 г.), республиканского конкурса инновационных проектов (2006 г.), всероссийского конкурса ПНПО «Образование» (2008 г.), получила Знак «Золотая опора России»(2008г). Под научным руководством В.П. Марфусаловой проекты Хатыстырской школы Алданского улуса и детского сада «Золотиночка» с. Иенгра победили в конкурсе инновационных проектов РС (Я) и награждены Грантами Президента за 2006 и 2008 годы, принимала участие в международном проекте ЮНЕСКО.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 10 из 65
4.

Количество страниц: 4 с.

Один из ведущих принципов при обучении младших школьников математике - принцип органического сочетания обучения и воспитания, усвоения знаний и развития познавательных способностей учащихся.

Мыреева, С. Р. Участие родителей в формирование экономического мышления детей младших школьников / С. Р. Мыреева, В. П. Марфусалова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. - С. 284-287.

5.

Количество страниц: 3 с.

В статье рассматриваются вопросы семейного воспитания в современном обществе, в котором происходят изменения в тактиках воспитания в разные возрастные периоды, в частности в младшем школьном возрасте

Аянитова, К. И. Семейное воспитание детей младшего школьного возраста в современном обществе / К. И.Аянитова, В. П. Марфусалова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. - С. 269-271.

6.

Количество страниц: 3 с.

В статье раскрываются особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством народных традиций

Васильева, Н. Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных традиций / Н. Г. Васильева, В. П. Марфусалова // Экософияэтнической культуры в духовно-нравственном становлении личности детей ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. - С. 83-85.

7.

Количество страниц: 5 с.

Автор раскрывает педагогическую деятельность Ф.И. Васильева, проработавшего много лет директором в школах Усть-Алданского улуса. В статье приводятся факты, раскрывающие подвижническую работу педагога на заре становления системы образования в Якутской АССР

Марфусалова, В. П. Педагог эпохи формирования образования в Якутии / В. П. Марфусалова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. - С. 9-13.

8.

Количество страниц: 3 с.

Марфусалова, В. П. Интерактивные технологии в обучении языкам КМНС / В. П. Марфусалова // Женщины и вызовы современности [Электронный ресурс] : сборник статей научно-практической конференции с международным участием, 1-3 марта 2017 г., г. Якутск ; отв. ред. Н. В. Саввина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2018. - С. 399-401.

9.

Количество страниц: 3 с.

Марфусалова, В. П. Интерактивные технологии в изучении языков малочисленных народностей Севера в вузе / В. П. Марфусалова // Женщины и вызовы современности [Электронный ресурс] : сборник статей научно-практической конференции с международным участием, 1-3 марта 2017 г., г. Якутск ; отв. ред. Н. В. Саввина. - Якутск : Издательский дом СВФУ, 2018. - С. 62-64.

10.
Предметом исследования является традиционная одежда эвенков - коренного этнического сообщества Севера. Эвенки имеют большую территориальную расселенность, связанную с традиционной жизнедеятельностью и кочевым образом жизни. При этом народ продолжает сохранять устойчивый этнокультурный пласт, объединяющий его как один народ. В статье рассматриваются комплектация зимней одежды эвенков. Делается анализ функциональности его элементов, декоративности и эстетики. Она состоит из шести частей, скрепляемых между собой при помощи узких ремешков-завязок. Предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий. Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в современной жизнедеятельности. Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды. Методом и методологией исследования является анализ литературных источников, изучение объекта исследования с точки зрения историко-этнографической ценности, практической целесообразности и эстетической ценности. Основными выводами исследования являются следующие: - Практичность и функциональное предназначение одежды кочевых народов Севера является важными факторами, которые требуют всестороннего и системного анализа в целях его использования в современных условиях жизнедеятельности в арктическом регионе; - Эвенкийская одежда прежде всего предназначается для сохранения тепла и создавалась для удобства во время охоты и трудовых действий; - Эту функциональную значимость эвенки сохранили и продолжают развивать в современной жизнедеятельности; - Декор одежды раньше имел сакральное значение и нес особую информационную нагрузку, которую необходимо учитывать при изготовлении современной традиционной одежды.
The subject of this research is traditional garments of the Evenki - an indigenous ethnic community of the North. The Evenki are widely scattered due to the nomadic lifestyle. At the same time, they preserve the sustainable ethnocultural cluster united as a single nation. The article examines winter outfitting of the Evenki, as well as analyzes the functionality of its elements, decorativeness and aesthetics. The classic winter garment consists of six parts fastened between each other with leather laces. It is meant for keeping them warm, and was created for convenience during the time of hunting or other activities. The Evenki retained and continue to develop such functional significance in their current daily activities. The clothing embroidery used to have sacred meaning and carried a specific information load that must be considered in making the modern traditional clothing. The research methodology is based on the analysis of literary sources, examination of the object of research from the perspective of historical-ethnographic value, practical implication and aesthetic value. The following conclusions were made: the functionality of garments of the nomadic peoples of the North is an important factor that requires comprehensive and systemic analysis for the purpose of its utilization in the current living conditions in Arctic region; traditional clothing of the Evenki is first and foremost meant for heat conservation and convenience during hunting and other activities; this functional significance is being preserved in the modern life activities; the décor used to carry sacred meaning, which must be taken into account in making the modern traditional garments.