Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 605
1.

Количество страниц: 13 с.

Бытование сюжета, состоящего из нескольких сюжетных звеньев, является распространенным явлением в сказочном фольклоре тунгусо-маньчжурских народов. Подобное явление характерно и для сказочного фольклора эвенов. В данной статье анализируются сюжеты, представляющие собой своеобразный набор сюжетных эпизодов (сюжетных ситуаций), которые в ряде случаев могут компоноваться в разной последовательности.
The presence of the plot, consisting of several story links, is common in fairy tale folklore of the Tungus Manchurian peoples. A similar phenomenon is true for the fairy tale folklore of the Evens. This article explores stories that represent a specific set of story episodes (subject situations), which in certain cases can be arranged into different sequences. The story of the Fox can be given a special place, although, note that the Fox is a signature character not only of Siberian, but also of East Slavic and Western European fairy-tale animal epics. This story shows the interaction of different ethnic groups, where ethnocultural contacts had a significant impact on their epic traditions. Consequently, the comparison of the Even plots with the plots of similar fairy tales of other peoples opens up additional opportunities not only for establishing typological analogies, but also for detecting direct borrowings as a result of cultural contacts.

Петрова, В. А.
Бытование и трансформация сказочного сюжета, состоящего из нескольких сюжетных звеньев (на примере эвенской сказки о Лисе) / Петрова В. А. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2025. - N 1 (50). - С. 199-211. - DOI: 10.25693/SVGV.2025.50.1.015
DOI: 10.25693/SVGV.2025.50.1.015

3.

Год: 1982

Из наслега Андрюшкино, что находится в Нижнеколымском улусе, пришло звуковое письмо от заслуженного работника культуры Якутии, Эдуарда Клепечина. В этом письме он посвящает нас в тонкости исполнения песни "Һэдьэ". Эдуард Клепечин представляет свое произведение — песню "В тундре", созданную им самим, включая мелодию и слова. Народная артистка РФ Маргарита Суворова играет на хомусе и исполняет песню "Тундра". Запись из журнала "Кругозор" 1982 №3 (216)
4.

Год: 2025

В Тикси, небольшом северном посёлке, состоялось интервью с полярным исследователем Игорем Даниловичем Свонкиным, сибирячкой Анной Петровной Кузьминой, ульяновцем Виктором Мельниковым и москвичом Иваном Васильевичем Шушориным о Севере, об арктическом поселке Тикси
5.

Год: 2023

Писатель, отличник образования, учитель высшей категории М. П. Федотова пишет сказки, которые отражают все, что есть в нашей повседневной жизни, и помогают отличать хорошее от плохого, добро от зла. Сказка развивает фантазию, учит смекалке, умению преодолевать трудности
6.

Год: 2023

Мария Федотова-Нулгынэт автор двадцати книг, пишет на эвенском, якутском и русском языках. Сказка "Олененок, который ищет молоко" в 2000 году заняла I место в республиканском закрытом конкурсе имени К. Туйарского. Эта замечательная и трогательная сказка не оставит равнодушным ни одного маленького читателя
7.

Количество страниц: 4 с.

Кузьмина, А. А. Всероссийская научно-практическая конференция "Коренные народы Северо-Западной Якутии и Таймыра: фольклорное наследие и проблемы этнокультурной идентичности" / В. В. Ушницкий ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2014, N 1 (8). - С. 117-119.

9.

Количество страниц: 7 с.

Статья посвящена описанию образования и грамматических функций одной из малоисследованных форм глагола тундренного диалекта юкагирского языка – причастия. Причастия тундренного диалекта рассматривались такими исследователями, как Е.А. Крейнович, Г.Н. Курилов. На основании обзора особенностей образования и функционирования причастий в тундренном диалекте можно выделить шесть причастных форм на =л, =йэ (=й), =чэ, =дьэ, эл +V =сьоон (=чуон), =мэ (=млэ /=мэлэ). Автор приходит к выводу, что причастия тундренного диалекта юкагирского языка имеют формы настоящего, прошедшего и будущего времени; являясь глагольной формой, образовываются от производных глагольных основ вида или залога; субстантивируются.
The article is devoted to the description of formation and grammatical functions of participle, one of the unexplored forms of the verb of tundra dialect of the Yukaghir language. The participles of the tundra dialect were considered by such researchers as E.A. Kreinovich and G.N. Kurilov. On the basis of a survey of the peculiarities of the formation and functioning of participles in the tundra dialect, six participial forms can be distinguished: =l =ie (=i), =che, = die, el + V =sioon (=chuon), =me (=mle / =mele ). The author comes to the conclusion that the participles of the tundra dialect of the Yukaghir language have the forms of the present, past and future tenses; being a verbal form, is formed from derivatives of verbal foundations of a kind or a pledge; substantivate.

Прокопьева, А. Е. Морфологические типы и грамматические функции причастий тундренного диалекта юкагирского языка / А. Е. Прокопьева ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточныйгуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 97-103.

10.

Количество страниц: 12 с.

Анализируются в сравнительном плане юкагирский и древнекитайский мифы о создании человека. Обнаруживается структурное и семантическое сходство; рассматриваются фольклорно-мифологические образы первопредков юкагиров по женской и мужской линии, претерпевшие под влиянием христианизации и затем, в конце XX в., существенные трансформации. Особое внимание обращено на реконструирование древнего растительнозооантропоморфного образа прародительницы по женской линии. Объясняется присутствие в древнекитайском мифе единоличного образа матери-прародительницы, богини Нюйвы, а в юкагирском – двух мужских демиургов-антагонистов: Христа и его антипода из арсенала юкагирского пантеона – чёрта Острая Голова.
Analyzed in comparative terms are the Yukagir and ancient Chinese myths about the creation of man. There is a structural and semantic similarity. The folklore and mythological images of the Yukagir ancestors are considered along the female and the male lines, under the influence of Christianization and then, at the end of the XX century, significant transformations. Special attention is paid to the reconstruction of the ancient plant-zoo-anthropomorphic image of the ancestress in the female line. It explains the presence in the ancient Chinese myth of the sole image of the mother ancestor, the goddess Nyuva, and in the Yukagir - the two male demiurgic antagonists: Christ and his antipode from the arsenal of the Yukagir pantheon - a feature Sharp Head.

Жукова, Л. Н. Древнекитайский и юкагирский мифы о сотворении человека: сюжетное и структурное сходство / Л. Н. Жукова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Северо-Восточный гуманитарный вестник. - 2017, N 2 (19). - С. 28-39.