Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 7696
1.
Автор:
Порядин Афанасий Семенович
Заглавие: Үрүҥ үөдүйээн

Издательство: ХИФУ издательскай дьиэтэ

Год выпуска: 2013

Серия, номер выпуска: Саха олоҥхото

Количество страниц: 368 с.

В книгу вошло ранее не публиковавшееся олонхо одного из известных фольклористов Мегино-Кангаласского улуса А. С. Порядина, которая было написано в 1941 г. Издание снабжено примечаниями, текстологическими комментариями и указателями. Предназначено для специалистов, студентов и учащихся, а также для всех интересующихся якутским фольклором
2.
Автор:
Алексеев Афанасий Николаевич

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2014

Серия, номер выпуска: Саха олоҥхото

Количество страниц: 328 с.

В книгу вошло ранее не публиковавшееся олонхо сказителя из Хангаласского улуса А. Н. Алексеева "Хаҥалас Боотур", по своему основному содержанию и образу главного героя относящееся к типу олонхо о родоначальниках племени ураанхай саха. Издание снабжено примечаниями и текстологическими комментариями
3.
Автор:
Каратаев Василий Осипович

Издательство: Алаас

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 352 с.

В книгу вошло ранее не опубликовавшееся олонхо выдающегося сказателя из Вилюйского улуса В. О. Каратева "Дьирибинэ Боотур", по своему основному содержанию и образу главного героя относящееся к типу олонхо о защитниках племени ураангхай саха. Издание снабжено примечаниями и текстологическими комментариями
4.

Издательство: ИД СВФУ

Год выпуска: 2014

Количество страниц: 288 с.

"Строптивый Кулун Куллустуур" является научной публикацией одного из ярких и самобытных эпических памятников якутского народа. Русский читатель сможет получить представление о содержании и художественно-поэтической системе этого своеобразного жанра якутского фольклора
5.

Количество страниц: 12 с.

Статья посвящена исследованию концепта УРЭ ‘гора’ в языковой картине мира эвенков. Основной целью исследования является анализ языковых репрезентаций указанного ментального образования в эвенкийском языке. Анализ данного концепта показал, что для эвенкийской лингвокультуры гора является объектом поклонения. Для эвенков гора - благополучное место для содержания оленей в летнее время и охоты. Автор пришел к выводу, что концепт УРЭ ‘гора’ сформировался под влиянием охотничье-кочевого образа жизни эвенков в сочетании с анимистическими воззрениями на природу и входит в структуру концепта БУГА ‘мир’.
The main purpose of the study was to analyze the lexical units involved in the representation of the URE ‘mountain’ concept in the language picture of the world of the Evenks. The identification of word meanings involved the examination of bilingual dictionaries of the Evenk language and field records of authentic texts narrated by informants who knew the Evenk and Russian languages well. According to the source study, the lexemes ure , a , and are the most commonly used representations of the concept URE in the Evenks’ world picture. The analysis revealed the meaning of lexemes ure , a , and allowed their semes to be identified. The ure lexeme was found to have the semes: ‘overgrown with trees,’ ‘low hill,’ ‘inhabited by moose, bears, and other wild animals,’ and ‘master spirit of the mountain.’ The following semes were found for the lexeme : ‘stony,’ ‘covered with grass or reindeer moss,’ ‘inhabited by wild deer,’ ‘suitable for residence in summer,’ suitable for roaming,’ ‘suitable for deer grazing in summer,’ and ‘a good place for hiding deers from wolves.’ The lexeme is characterized by the semes: ‘rocky,’ ‘high,’ ‘made of stones,’ ‘cool place,’ and ‘inhabited by bighorn sheep, tarbagans, and musk deer.’ A conclusion is made that the URE ‘mountain’ concept formation was influenced by Evenks’ hunting and nomadic lifestyle combined with their animistic views on nature. The URE ‘mountain’ concept is a part of the BUGA ‘world’ concept structure.

Ушницкая, Н. Ю. Репрезентация концепта УРЭ ‘гора’ в языковой картине мира эвенков / Н. Ю. Ушницкая ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Сибирский филологический журнал. - 2023. - N 4. - С. 287-298. - DOI: 10.17223/18137083/85/21
DOI: 10.17223/18137083/85/21

6.
Автор:
Шепилов Д

Издательство: Типография Якутгосиздата

Год выпуска: 1928

Количество страниц: 34 с.

7.

Количество страниц: 16 с.

Анализируются песенные вставки в сказочном фольклоре лесных юкагиров, их содержание, функции и генезис. В основном такие вставки наблюдаются в сказках о животных, о Сказочном Старике-людоеде, в бытовых сказках. Песенные эпизоды преимущественно репрезентируют монологи, реже - диалоги героев. Для них свойственно наличие лексических повторов. Песенные вставки характеризуются как магические песни, обращения к другому лицу, рассказы о себе или настоящей личной ситуации. Происхождение вставок связано с представлениями о шаманской силе, магических способностях и песенном типе рассказывания.
This paper analyzes the song inclusions in the tales of Forest Yukaghirs, the content of such pieces, their purposes, and origin. Song segments are found in animal tales, including mythological ones, fairy tales about a Fabulous Old Man-eater, and everyday fairy tales. The song inclusions mostly convey the monological speech of the characters and include lexical repetitions. The song inclusions considered are mainly the magical appeal of one hero to another, a personal story, or a real personal situation. Some of them can be characterized as personal songs. Characters endowed with supernatural powers use the song as a magical ritual. These characters include heroes with shamanic powers and the ogre giant, the Fabulous Old Man. The magical potential of the song, aimed at summoning and embodying something, can also be evoked by ordinary people, even unintentionally. Songs-appeals of some characters to others are performed in magical situations, facilitating their manifestation. The fairy tales provide indirect indications of the shamanic power of the singing characters. Alternatively, the songs addressed to other persons can be performed by ordinary characters, usually represented by animals. Songs as personal narratives or real personal situations can be found mainly in the tales about animals. The song inclusions are based on the representations of shamanic activity, magical abilities, and the song type of storytelling, as evidenced by the existence of both non-fairy and fairy tale Yukaghir prose.

Прокопьева, П. Е. Песенные вставки в сказочном фольклоре лесных юкагиров / Е. П. Прасковья ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Сибирский филологический журнал. - 2023. - N 2. - С. 19-34. - DOI: 10.17223/18137083/83/2
DOI: 10.17223/18137083/83/2

8.
Заглавие: Они живут рядом

Издательство: Сайдам

Год выпуска: 2010

Количество страниц: 168 с.

В книге собрана информация о ветеранах Великой Отечественной войны, живущих в городе Якутске
9.

Издательство: Ахсаан

Год выпуска: 2012

Серия, номер выпуска: Серия "Математика и математики"

Количество страниц: 184 с.

Книга содержит сведения из истории кафедры алгебры и геометрии Института математики и информатики Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. В ней освещены традиции кафедры, достижения ее преподавателей и выпускников
10.
Автор:
Данилов Владимир Дмитриевич

Издательство: [б. и.]

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 172 с.

Публикуемое олонхо В. Д. Данилова "Батыйа Бэр Бухатыыр" относится к типу олонхо о защитниках племени ураангхай саха. Основная сюжетная линия - борьба богатыря Батыйа Бэрт с богатырями Нижнего мира. Призванный на помощь Батыйа Бэрт выступает не только защитником своих соплеменников, но и устанавливает дружественные, родственные отношения с эвенкийским богатырем Джолума Джэргэстэй. Научный аппарат книги содержит подробные сведения о стилистических особенностях современного эпоса олонхо, в комментариях и словаре дается толкование мифологических и эпических персонажей, этнографических реалий, диалектизмов и эвфемизмов