Борисова Наталья Владимировна

Место работы автора, адрес/электронная почта: Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Медицинский институт ; 677013, г. Якутск, ул. Ойунского, 27 ; e-mail: nv.borisova@s-vfu.ru ; https://www.s-vfu.ru

Ученая степень, ученое звание: д-р мед. наук

Область научных интересов: Экология, адаптация, здоровье человека

ID Автора: SPIN-код: 1145-3607, РИНЦ AuthorID: 639207

Деятельность: С 2000 г. работает в ЯГУ.

Документы 1 - 10 из 36
1.
Авторы:
Антонов Иван Юрьевич, Аргунов Валерий Георгиевич, Апросимова Екатерина Петровна, Барахова Вера Васильевна, Барашкова Анастасия Спиридоновна, Башкиров Михаил Борисович, Баишева Саргылана Макаровна, Борисова Наталья Владимировна, Бортник Александра Федоровна, Бурянина Надежда Сергеевна, Боескоров Василий Степанович, Бястинова Луиза Михайловна, Васильев Владимир Николаевич, Велижанина Марина Юрьевна, Величенко Валерий Владимирович, Вольперт Яков Лейзерович, Гаврильева Людмила Дмитриевна, Голиков Алексей Иннокентьевич, Гордячкова Ольга Витальевна, Горохов Алексей Николаевич, Григорьева Елена Эдуардовна, Гриценко Софья Евгеньевна, Гуляев Петр Владимирович, Гольдман Альбина Абрамовна, Гололобова Анна Григорьевна, Данилов Василий Алексеевич, Данилов Петр Петрович, Данилова Лариса Ивановна, Давыдова Парасковья Васильевна, Дегтева Жанна Федоровна, Делахова Анна Михайловна, Егоров Николай Егорович, Егорова Аида Июньевна, Егорова Татьяна Поликарповна, Заморщикова Людмила Софроновна, Захарова Александра Ивановна, Иванов Евгений Васильевич, Иванов Василий Васильевич, Каратаева Тамара Александровна, Карсанаев Сергей Валерьевич, Киприянова Надежда Сидоровна, Ксенофонтова Марта Ивановна, Константинова Татьяна Николаевна, Ковров Григорий Сидорович, Колодезников Василий Егорович, Кононов Александр Васильевич, Королюк Юрий Федорович, Корнилов Юрий Вячеславович, Кудинова Зия Артемовна, Кылбанова Елена Семеновна, Легостаева Яна Борисовна, Лукина Валентина Сергеевна, Левина Сардана Николаевна, Макаров Виктор Семенович, Макарова Аграфена Петровна, Максимов Трофим Христофорович, Максимова Дарьяна Дмитриевна, Маркова Сардана Валерьевна, Миронова Светлана Ивановна, Назарова Галина Владимировна, Находкин Василий Васильевич, Находкин Николай Александрович, Неустроев Николай Дмитриевич, Неустроева Анна Николаевна, Николаев Анатолий Николаевич, Николаева Алла Дмитриевна, Николаева Ирина Валентиновна, Никифоров Анатолий Гаврильевич, Никифорова Валентина Васильевна, Ноговицын Роман Романович, Максимова Надежда Романовна, Нюкканов Аян Николаевич, Пестрякова Людмила Агафьевна, Пестерева Кюннэй Айдааровна, Петрова Пальмира Георгиевна, Петров Алексей Анатольевич, Пестерев Афанасий Прокопьевич, Попова Людмила Витальевна, Подойницына Ирина Ивановна, Панина Светлана Викторовна, Павлова Светлана Никандровна, Писарева Лариса Юрьевна, Постникова Кюннэй Юрьевна, Поисеева Саргылана Иннокентьевна, Романова Елена Валерьевна, Романова Елена Романовна, Саввинов Дмитрий Дмитриевич, Саввинов Григорий Николаевич, Саввинова Антонина Николаевна, Сидоров Михаил Михайлович, Сибилева Елена Валерьевна, Сивцева Татьяна Владимировна, Сидорова Туйаара Никифоровна, Собакина Ирина Григорьевна, Соломонов Михаил Прокопьевич, Старостин Егор Вячеславович, Степанова Любовь Владимировна, Сукнева Светлана Александровна, Слепцова Снежана Спиридоновна, Тимофеев Леонид Федорович, Тарасова-Сивцева Оксана Михайловна, Терютина Марианна Михайловна, Тихонов Николай Николаевич, Турантаев Степан Гурьевич, Тяптиргянов Матвей Матвеевич, Уларова Ольга Алексеевна, Ушницкая Лена Алексеевна, Чирикова Надежда Константиновна, Чоросова Ольга Марковна, Шадрина Елена Георгиевна, Федоров Александр Николаевич, Федорова Лариса Лукинична, Юзмухаметов Ришат Нургалиевич, Элякова Изабелла Дамдиновна

Ответственность: Ноговицын Роман Романович (Редактор), Заровняев Борис Николаевич (Прочие), Степанова Надежда Алексеевна (Прочие)

Издательство: ИП Колмогоров И. А.

Год выпуска: 2019

Количество страниц: 652 с.

В коллективной монографии представлены результаты оценки ресурсного потенциала Западной экономической зоны Республики Саха (Якутия), полученные в рамках Программы комплексных научных исследований в Республике Саха (Якутия), направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016-2020 годы (Государственный контракт N 5327 от 02.08.2017). В проведении научно-исследовательской работы "Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Западной экономической зоны Республики Саха (Якутия)" было задействовано большое количество специалистов различных отраслей знаний. В качестве основной методологии использовался комплексный ретроспективный анализ социально-экономических процессов развития территории. В результате анализа выявлены ключевые проблемы региона, дана оценка изменения и текущего состояния его ресурсного потенциала, представлены перспективы дальнейшего развития Западной экономической зоны Республики Саха (Якутия). Монография может быть полезна специалистам министерств и ведомств, занимающихся разработкой перспективных планов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и других субъектов Северо-Восточного региона Российской Федерации, а также всем исследователям, изучающим проблемам развития и размещения производительных сил региона

Производительные силы Западной Якутии : результаты комплексных научных исследований 2017 года : монография / [И. Ю. Антонов, В. Г. Аргунов, Е. П. Апросимова и др.]. – Барнаул : ИП Колмогоров И. А., 2019. – 647 с.

2.

Количество страниц: 8 с.

Статья посвящена роли комплексных исследований, проводившихся на территории Якутии в разные периоды развития республики, в определении первоочередных задач в сохранении здоровья коренных народов Севера, формировании сети лечебно-профилактических учреждений для борьбы с широко распространенными и социально опасными заболеваниями, организации здравоохранения как государственной структуры первостепенной важности и в обеспечении его высококвалифицированными медицинскими научными кадрами. Показано, что научные данные способствуют успешному взаимодействию между наукой, образованием и практическим здравоохранением, и ключевую роль в этом процессе должны играть фундаментальные исследования как основа для развития прикладных исследований, внедрения высоких технологий, повышения уровня системы здравоохранения в целом
The article is devoted to the role of multi-faceted studies conducted in Yakutia at different stages of the republic's development, in order to identify priority tasks in preserving health of the indigenous peoples of the north; to deploy a network of medical and preventive institutions to combat widespread and socially dangerous diseases; to establish the healthcare as a state structure of the top priority and to staff it with qualified medical professionals.It is shown that scientific data contribute to the successful interaction between science, education and practical healthcare, and a fundamental role in this process should be played by fundamental research as the basis for the development of applied research, the introduction of high technologies, and the improvement of the health system as a whole

Роль экспедиционных исследований в изучении здоровья населения Арктики / П. Г. Петрова, Н. В. Борисова, Ф. А. Платонов, Л. К. Туркебаева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 2 (07). — С. 28-35.

3.

Количество страниц: 6 с.

В статье рассматривается опыт довузовской профориентации школьников в Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета (СВФУ). Качество профессиональной подготовки врача и провизора во многом зависит от отбора и довузовского образования будущих студентов. Профориентационная подготовка особенно важна для будущих врачей и провизоров. Профессия врача требует не только хорошей базовой подготовки, но и определенных личностных качеств. В 1993 г. была создана Малая медицинская академия (ММА) - профориентационно-подготовительные курсы для учащихся средних школ г. Якутска, а с 1998 г. география учащихся ММА расширена за счет открытия филиалов ММА в сельских районах. Основная цель ММА: стать профориентационно-подготовительным центром для школьников Республики Саха (Якутия), в том числе проживающих в труднодоступных регионах республики, для обеспечения доступности дополнительного образования медико-биологической направленности и равных образовательных возможностей для желающих поступить в медицинские вузы. Среди основных задач, которые ставит перед собой ММА: обеспечение непрерывности обучения на довузовском и вузовском этапах подготовки врачебных и фармацевтических кадров; проведение более качественной подготовки выпускников средних общеобразовательных школ к поступлению в вузы; повышение общекультурной и профессиональной компетенции будущих студентов. Все эти мероприятия направлены на ознакомление школьников со спецификой медицинской профессии, содержанием врачебной деятельности, перспективами развития специальностей. Так, школьники знакомятся с различными специальностями медицинского и фармацевтического профиля, сложностями обучения, различными специализациями, сроками обучения. В результате при поступлении абитуриенты из числа выпускников ММА четко нацелены на определенную специальность
The article deals with the experience of pre-university career counseling of schoolchildren at the Medical Institute of North-Eastern Federal University (NEFU). The quality of training doctors and pharmacists in many respects depends on the selection and pre-university education for future students. Career guidance training is important for future doctors and pharmacists. The medical profession requires not only good basic training, but also certain personal traits. In 1993 there was created the Small Medical Academy (SMA) - career guidance, training courses for secondary school students of Yakutsk City; in 1998 the geography of SMA for schoolchildren expanded by opening SMA branches in rural areas. The main purpose of the SMA: to become a professional orientation-training center for students of the Sakha Republic (Yakutia), including those living in remote regions of the republic, to ensure the availability of additional education biomedical orientation and equal educational opportunities, seeking admission to medical schools. Among the main tasks set by the SMA, there are the following: to ensure continuity of education at pre-university and university stages of preparation of medical and pharmaceutical staff; to conduct better training of graduates of secondary schools for admission to higher education; raising the general cultural and professional competence of future students. All these activities are aimed at familiarizing students with the specifics of the medical profession, the nature of medical activities, the prospects of development of specialties. Thus, students are introduced to a variety of special medical and pharmaceutical profiles, learn about difficulties, different specializations, terms of training. As a result, SMA graduates make good applicants with the clear vision of their future specializationy

Довузовская профориентация в Медицинском институте СВФУ / И. Ш. Малогулова, О. Н. Колосова, Н. В. Борисова [и другие] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 1 (06). — С. 106-111.

4.

Количество страниц: 6 с.

Проведен анализ заболеваемости за период 2007-2016 гг. (в возрастном аспекте - с 1992 г.) в Западной экономической зоне Республики Саха (Якутия), куда вошли такие районы/улусы, как Верхневилюйский, Вилюйский, Ленский, Мирнинский, Нюрбинский, Олекминский и Сунтарский. По медико-географическому зонированию эти муниципальные образования в основном входят в вилюйскую группу районов. При этом рассматривали общую и первичную заболеваемость, как всего населения, так и в возрастном разрезе - у взрослого и детского (0-14 лет) населения. Анализ данных официальной и ведомственной статистики проводили по персентильному методу, сначала в целом по республике, затем и по выбранным улусам. Тем самым уровень заболеваемости по этим улусам позиционируется в сравнении с показателями всех административно-территориальных образований Республики Саха (Якутия). Выясняется, что из всех улусов/районов, входящих в Западную экономическую зону, благоприятная обстановка по общей и первичной заболеваемости, в том числе и в зависимости от возрастных групп, выявлена лишь в Верхневилюйском улусе. Однако справедливости ради необходимо отметить, что нет и улусов с критическими значениями этих показателей. Более того, ряд из них имеют неплохие позиции по тем или иным видам заболеваемости, например, Ленский, Олекминский или Сунтарский улусы
The analysis of the incidence rate for the period 2007-2016 was carried out. (in the age aspect - since 1992) in the western economic zone of the Sakha Republic (Yakutia), which included such districts as Verkhnevilyuysky, Vilyuysky, Lensky, Mirninsky, Nyurbinsky, Olekminsky, and Suntarsky. According to the medical and geographical zoning, these municipalities are mainly included in the Vilyuy group of districts. At the same time, the general and primary morbidity of both the general population and the age range was considered in adults and children (0-14 years) of the population. According to the official and departmental statistics, the analysis was carried out following the percentile method, first as a whole in the republic, then on the selected districts. Thus, the incidence rate for these districts is positioned in comparison with the indicators of all administrative-territorial entities of the Sakha Republic (Yakutia). It turns out that of all the districts within the western economic zone, a favorable situation for general and primary morbidity, including depending on age groups, was found only in Verkhnevilyuysky District. However, for the sake of justice, it should be noted that there are no districts with critical values of these indicators. Moreover, a number of them have good positions for various types of morbidity, for example, Lensky, Olekminsky or Suntarskiy Districtc

Заболеваемость населения в Западной экономической зоне Республики Саха (Якутия) / Л. Ф. Тимофеев, П. Г. Петрова, Н. В. Борисова [и другие] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2018. — N 3 (12). — С. 72-76.

5.

Количество страниц: 6 с.

Ресурсы здравоохранения в Южной экономической зоне Республики Саха (Якутия) / Л. Ф. Тимофеев, П. Г. Петрова, Н. В. Борисова, Л. К. Туркебаева, А. Л. Тимофеева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2019. — N 1 (14). — С. 56-61.— DOI: 10.25587/SVFU.2019.1 (14).27478
DOI: 10.25587/SVFU.2019.1(14).27478

6.

Количество страниц: 8 с.

Антропометрическая характеристика коренного и пришлого женского населения Якутии / П. Г. Петрова, А. Б. Гурьева, В. А. Алексеева [и другие] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2018. — N 1 (10). — С. 34-41.

7.

Количество страниц: 8 с.

Современное высшее медицинское образование своей главной целью ставит реализацию профессиональной составляющей развития личности. Речь идет о подготовке врачей, которые были бы разносторонне и глубоко образованными людьми, высокогуманными, творчески мыслящими и быстро адаптирующимися к новым условиям специалистами. Принципиальным отличием новых стандартов от прежних является увеличение доли практической подготовки в процессе обучения студентов. В отличие от стандартов прошлых она начнется уже с младших курсов, а на старших - особенно усилится. Это позволит студентам сразу после получения диплома быть готовыми к самостоятельной профессиональной деятельности в поликлиническом звене в должности участкового терапевта, участкового педиатра или амбулаторного стоматолога. Одним из направлений совершенствования медицинского образования является развитие междисциплинарных связей - новой дидактической концепции целостного образовательного процесса вуза. Междисциплинарная интеграция базируется на идее комплексного модульного обучения. Одной из наиболее распространенных форм междисциплинарной интеграции являются традиционные интегрированные учебные занятия - лекции, семинары, практические занятия и создание междисциплинарных учебно-методических комплексов. В современной трактовке междисциплинарная интеграция - это объединение знаний и практических навыков на всех этапах подготовки специалиста; взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь содержания различных учебных дисциплин с целью формирования у студентов комплексной, взаимосвязанной и целостной системы научных представлений (или компетенций). При этом в учебном плане необходимо применять модульную систему, с целью составления единого блока дисциплин, объединенного едиными целями и методами
Modern higher medical education has the main goal of implementing the professional component of personal development. We are talking about the training of doctors that would be versatile and deeply educated, highly-humane, creatively-minded and quickly adaptable to new conditions experts. The principal difference of the new standards from the former one is to increase the share of practical training in the learning process of students. Unlike standards of the past, it will start during junior years and even get more intense during senior years of study. This will allow students immediately after graduation to be ready for independent professional activities in polyclinics as a district office physician, pediatrician or outpatient dentist. One of the directions in improving the medical education is the development of interdisciplinary relations - a new didactic concept of the holistic educational process of the university. The interdisciplinary integration is based on the idea of integrated modular training. One of the most common forms of interdisciplinary integration are the traditional integrated academic classes - lectures, seminars, practical sessions, and interdisciplinary teaching methods. In the modern interpretation, the interdisciplinary integration is the combination of knowledge and practical skills in all stages of specialist training. Interdisciplinary integration is a mutual influence, interpenetration and interrelation between the content of different disciplines with the aim of building an integrated, interrelated and coherent system of scientific competencies in students. The curriculum should use a modular system, with the aim of compiling a single block of disciplines, united by a common purpose and methods

Пшенникова, Е. В. Междисциплинарная интеграция в рамках модульного образования в Медицинском институте / Е. В. Пшенникова, Н. В. Борисова, И. Ш. Малогулова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 1 (06). — С. 38-45.

8.

Количество страниц: 8 с.

Состояние здоровья человека зависит от комплекса действующих на организм факторов: наследственности, природно-климатических, социально-экономических, производственных факторов и питания. При промышленном освоении территорийусиливается патогенное воздействие на здоровье населения факторов техногенного и антропогенного загрязнения окружающей среды. Проведено исследование детей и подростков, проживающих в Алданском районе РС (Я), которое включало анализ сведений о числе заболеваний детей и подростков, определение элементного состава в биосубстратах и анкетирование по вопросам питания. Установлено, что у детей и подростков чаще диагностируются заболевания дыхательных путей, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение остроты зрения. Выявлена неравномерная обеспеченность макро- и микроэлементами, что может привести к развитию различной патологии. Питание детей и подростков умеренно рациональное, кроме натуральных продуктов, они потребляют нездоровую пищу. По итогам исследования даны практические рекомендации
Human health depends on a number of the factors affecting the body: heredity, climatic, socio-economic, and inductrialfactors, and nutrition. Under the industrial exploration of a territory, the pathogenic effect of technogenic and anthropogenic pollution of the environmenton human increases. We conducted a survey of children and adolescents living in Aldan District the SR(Ya), which included an analysis of the information about the condition of children and adolescents,an identification of the elemental composition in biological substrates, and a questionnaire on nutrition. We diagnosed that the most common diseases in children and adolescents are those of the respiratory tract, gastrointestinal disorders and visual impairment. It was revealed that inadequate provision of macro- and micronutrients may lead to the development of various pathologies. The nutrition of the children and adolescents is moderately rational; in addition to natural products, they consume unhealthy foods. According to the results we gave practical recommendations

Состояние здоровья детей и подростков южной экономической зоны Республики Саха (Якутия)(на примере Алданского района) / С. В. Маркова, А. М. Аммосова, П. Г. Петрова, Н. В. Борисова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2017. — N 3 (08). — С. 17-22.

9.

Количество страниц: 5 с.

С целью выявления закономерности распространения дисэлементозов и определения элементного профиля патологии исследовано содержание химических элементов в волосах у женщин из различных районов Республики Саха (Якутия).
To reveal the regularity of distribution of diselementoses and the elemental profile of pathology the content of chemical elements in the hair of women from various regions of the Republic of Sakha (Yakutia) was investigated.

Распространение дисэлементозов и элементный профиль патологии у женщин из различных регионов Республики Саха (Якутия) / Н. В. Борисова, Г. А. Колтовская, У. Д. Антипина // Якутский медицинский журнал. — 2018. — N 3 (63). — С. 56-60
DOI: 10.25789/YMJ.2018.63.19

10.

Количество страниц: 8 с.

Физическое и половое развитие девочек в возрасте 11-13 лет, обучающихся в школе-лаборатории СВФУ "Сэргэлээх" г. Якутска / А. М. Аммосова, М. В. Маслова, А. И. Чикитова, М. А. Нохсорова, Н. В. Борисова, Д. В. Дагбаева // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Медицинские науки.— 2020. — N 3 (20). — С. 8-14.
DOI: 10.25587/SVFU.2020.20.3.011