Год выпуска: 2024
- Общественные науки. Образование,
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Якутский язык ,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Литература > Якутская литература,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Фольклор,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Национальные праздники,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- ШКОЛА > Педагогу > Педагогика и психология > Организация и технологии обучения.
Количество страниц: 1 с.
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Утварь,
- Общественные науки. Образование,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- Прикладные науки. Медицина. Ветеринария. Техника. Сельское хозяйство,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь.
Год выпуска: 2017
Количество страниц: 1 с.
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Якутский сосуд чорон,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь.
Год выпуска: 2017
Количество страниц: 1 с.
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Утварь,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь.
Издательство: Дани-Алмас
Год выпуска: 2019
Количество страниц: 62 с.
- В помощь педагогам,
- Творчество и хобби > Моделирование, конструирование,
- Дворец детского творчества им. Ф.И. Авдеевой > Из опыта педагогов Дворца детского творчества,
- Общественные науки. Образование,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Педагогу > Образовательная сфера Республики Саха (Якутия),
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Искусство,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Технология,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- Школа 2 > Предметные подборки > Технология,
- Школа 2 > Педагогу > Педагогические науки. Образование > Дополнительное образование,
- Школа 2 > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Трудовое воспитание,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство.
Издательство: НИИНШ РС(Я)
Год выпуска: 2008
Дата: алтынньы-ахсынньы
Номер (№): 4 (12)
Количество страниц: 84 с.
- Төрүччү - Генеалогия > Время и люди: семейные истории,
- Периодические издания Якутии (конец XIX – XXI вв.) > Журналы > Бастакы үктэл > 2008,
- Издания филиала института родных языков народов РФ > Бастакы үктэл (Первая ступенька),
- Габышева Феодосия Васильевна > Публикации в периодической печати,
- Общий отдел,
- Школа 2 > Педагогу > Организация работы общеобразовательного учреждения. Школоведение > Образовательные технологии обучения,
- Школа 2 > Педагогу > Организация работы общеобразовательного учреждения. Школоведение > Организация обучения,
- Школа 2 > Педагогу > Образование в Республике Саха (Якутия) > Образование и педагогические науки в Республике Саха (Якутия),
- Школа 2 > Педагогу > Педагогические науки. Образование > Начальная школа,
- Школа 2 > Педагогу > Педагогические науки. Образование > Коррекционная (специальная) педагогика,
- Школа 2 > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Трудовое воспитание,
- Школа 2 > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Информационная культура,
- Школа 2 > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Воспитание физической культуры и здорового образа жизни,
- Школа 2 > Педагогу > Внеклассная деятельность > Классный руководитель,
- ШКОЛА > Педагогу > Педагогика и психология > Специальная педагогика,
- ШКОЛА > Педагогу > Образовательная сфера Республики Саха (Якутия),
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Фольклор,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- Школа 2 > Педагогу > Методика преподавания дисциплин > Гуманитарные науки,
- Школа 2 > Периодика > Учебно - методическая > Бастакы үктэл : саха оскуолатын бастакы сүһүөх учууталыгар аналлаах научнай-методическай сурунаал.
- 1. Бастакы үктэл: саха оскуолатын бастакы сүһүөх учууталыгар аналлаах научнай-методическай сурунаал, 2008, №1 (9)
- 2. Бастакы үктэл: саха оскуолатын бастакы сүһүөх учууталыгар аналлаах научнай-методическай сурунаал, 2008, №2 (муус устар - бэс ыйа)
- 3. Бастакы үктэл: саха оскуолатын бастакы сүһүөх учууталыгар аналлаах научнай-методическай сурунаал, 2008, №3 (11) (от ыйа - балаҕан ыйа)
Год выпуска: 2013
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Утварь,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь.
В наиболее компактном виде представления о традиционных народных промыслах якутов дает период, охватывающий XIX и начало XX века. Руками мастеров и мастериц создавались разного рода изделия не только удобные для практического использования, но и красивые по своей конструкции, форме, окраске, фактуре, нанесенному на них узору. Сырьем для мастеров служили природные материалы, природа же подсказывала и необходимые краски и ритмы, арсенал образно-выразительных средств. В женской половине балаҕан преобладали изделия из кожи, меха и конского волоса контрастных цветов, а также берестяные короба (маллаах иһит) круглой или четырехугольной формы для принадлежностей рукоделия – иголок, ниток, наперстков, разных лоскутов.
Маллаах иhит – это деревянные, берестяные короба с крышками и без, цилиндрические и конусообразной формы для принадлежностей рукоделия и хранения мелких предметов. Шкатулка является одним из прекрасных творений человечества. Такое творение требует много времени, терпения, поэтому ими занимались мастерицы искусного дела. Именно они знают толк в вышивании и украшении берестяных посуд. Немало берестяных посудных экземпляров осталось с нами, которые были вышиты и изготовлены сто лет назад, являются экспонатами музеев. Многие хранят эти произведения искусства у себя дома. Шкатулка имеет много разных предназначений и размеров в зависимости для чего она используется. Например, для мелких и маленьких вещей используется маленькая шкатулка, для вышивальных принадлежностей используется средняя шкатулка, для хранения ткани использовалась большая шкатулка. В стародавние времена, если девушка из знатной и богатой семьи выходила замуж, то мастерицам заранее делали заказ берестяной шкатулки, которая должна быть большой, красиво украшенной. Шкатулки для невест "Маллаах иhит" с давних времён в день свадьбы родители мужа дарили в подарок невестке шкатулку с разными принадлежностями для рукоделия в знак того, чтобы невестка была хорошей хранительницей домашнего очага. Украшение шкатулки зависело от ее предназначения. Поэтому края и крышку украшали разными орнаментами и узорами. Маллаах иһит также делали и из дерева. Крышка такого короба по окружности имела бортик, который охватывал снаружи верхнюю и нижнюю части предмета. Вся поверхность окрашивалась в черный цвет, и на нее насечкой или контурной резьбой наносился растительный или геометрический узор. Помимо уже известных мотивов можно видеть кружки, спирали, крестообразные фигуры.
По материалам: Семенова С. И. Изготовление якутской сувенирной шкатулки из картона. 2018. https://infourok.ru/izgotovlenie-yakutskoy-suvenirnoy-shkatulki-iz-kartona-2963495.html
Год выпуска: 2020
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Музейные экспонаты,
- 3D объекты культурного наследия Якутии > Якутский сосуд чорон,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь.
Иную гипотезу происхождения якутских чоронов предлагает В. А. Кисель. Чороны на конических поддонах он считает имитацией в дереве драгоценных кубков, изготовленных из золота или серебра и бытовавших у кочевников древнетюркской и ордынской эпох. Архаические чороны имеют несколько лишённую цельности грубоватую форму. Тулово украшал крупный пояс "тоногос-ойуу" (позвонок-узор), который мог быть соединительной линией нижней и верхней частей.
Существует два вида чоронов: на поддоне и сосуды на трёх ножках. Наиболее ранние чороны на поддоне датированы XVII веком, появление трёхногих относят к середине XVIII века. Размеры сосудов разные, от небольших до очень крупных, высота некоторых чоронов достигает почти метра.
Многие мотивы геометрического орнамента и формирование его основного композиционного принципа (пояс, ряд) связаны с керамикой неолитической эпохи. Для чоронов преобладающим остаётся геометрический орнамент. S-образные мотивы, лира, орнамент в виде муравья, растительные мотивы, сердцевидный орнамент, "бараньи рога", завитки следует отнести к редко встречаемым.
К основным орнаментам чоронов можно отнести следующие: широко применяемый линейный орнамент (быа ойуу, дьуора ойуу), простая линия, длинная, короткая. Линии могут быть одинарные, двойные и более, им принадлежит существенная роль в композиционном строе сосудов. Линия выделяет, ограничивает пространство, подчёркивает или отделяет друг от друга орнаментальные пояса.
Гребенчатый орнамент (тарах ойуу, хабарга ойуу, от ойуу) образует короткие параллельные линии, штрихи, чаще обрамлённые бесконечной линией. Он располагается у верхнего края и на поддоне чоронов, имеет множество вариантов.
Орнамент в виде косых линий (охторуу ойуу, тыал ойуу), образованный наклонными параллельными линиями, имеет различные подвиды, наклонные четырёхугольники, кривые, заострённые линии и т.д.
Позвоночный орнамент (тоногос ойуу) более характерен для архаичных сосудов. Орнамент помещался, как правило, на выпуклой, широкой части сосуда, являлся основным для сопутствующих орнаментальных поясов.
Арочный орнамент (сарбынньах ойуу) на чоронах получил широкое распространение в XIX веке. Бордюр, состоящий из арок, включает два элемента, парные параллельные друг другу арки, в месте соединения переходящие в крестовидные, ромбовидные, звездчатые отростки, - добавления или зубцы. В целом семантическое содержание якутского орнамента отражает универсальные значения. Мотив гребёнки, треугольники, косые кресты связаны с идеей размножения, плодовитости. Арочный орнамент, как один из "небесных" декоров, символизировал небесный свод. Близкие арочному варианты узора "кобылий сосок" (биэ эмийэ) были связаны с культом почитания лошади.
На протяжении многих веков, сохраняя свою пластику и сакральное назначение, традицию изготовления из дерева и каноническую орнаментацию, чорон воспринимается не просто как историческая, но, главным образом, как духовная реликвия, символический хранитель и продолжатель обычаев, обрядов и традиций народа саха. С особой любовью, очень красочно и уважительно чорон воспет в фольклоре, поэзии и литературе, музыкальном и изобразительном искусстве якутского народа.
По материалам: Алексеев А. Н. Якутский чорон ; Петрова А.Г. Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв.
Издательство: Медиа-холдинг Якутия
Год выпуска: 2008
Серия, номер выпуска: Сокровища Севера = Treasures of the Nortn
Количество страниц: 176 с.
- Прикладные науки. Медицина. Ветеринария. Техника. Сельское хозяйство,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Традиционный быт, обычаи, верования.