Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 244
1.

Количество страниц: 4 с.

Статья посвящена проблеме изучения якутских сказок о животных. Цель исследования: рассмотреть классификации сказок о животных по Аарне-Томпсону, В. Я. Проппу, Е. А. Костюхину, а также на основе исследования классификации сказок о животных классифицировать якутские сказки о животных. Задачи: изучить теоретическую литературу и исследования о классификации сказок о животных, рассмотреть примеры якутских сказок о животных. Методы исследования: анализ нормативной и теоретической литературы, сравнительно-сопоставительный метод. Достигнутые результаты: выявлена типология сюжетов якутских сказок о животных применительно к классификациям Аарне-Томпсона, Е. А. Костюхина, В. Я. Проппа.
The article is devoted to the problem of studying Yakut fairy tales and animals. The purpose of the study is to consider the classification of fairy tales about animals according to Aarne-Thompson, V.Ya. Propp, E.A. Kostyukhin; to divide the Yakut fairy tales about animals using the classification of fairy tales about animals. The research tasks are to study the theoretical literature and research on the classification of fairy tales about animals, to consider examples of Yakut fairy tales about animals.

Протопопова, М. Ю. Классификация якутских сказок о животных / Протопопова М. Ю., Павлова У. В., Кривошапкина А. Г. ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. - 2022. - N 5 (134). - С. 230-233.

2.

Количество страниц: 3 с.

Рецензия на монографию Илларионова В. В. "Якутская полевая фольклористика 70–90-х годов ХХ века": опыт научной саморефлексии.

Басангова, Т. Г. Рец. на монографию: Илларионов В. В. Якутская полевая фольклористика 70–90-х годов ХХ века: опыт научной саморефлексии. Якутск: Алаас, 2021. 144 с. / Т. Г. Басангова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия "Эпосоведение" - 2022, N 3 (27). - С. 113-115.
DOI: 10.25587/SVFU.2022.74.11.009

3.

Количество страниц: 2 с.

В статье обобщен опыт работы по использованию среди дошкольников гимнастики на укрепление "сюр" - жизненной силы, которая проводится вместо утренней зарядки.Авторами статьи разработаны комплексы утренней гимнастики на учебный год по якутскому календарю. Упражнения подобраны с учетом особенностей определенного месяца.

Федорова, Н. Е. Этно-педагогические методы оздоровления организма детей дошкольного возраста / Н. Е. Федорова, А. А. Шарина ; МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Кэскил" // Народное образование Якутии. - 2022. - N 3 (124). - С. 98-99.

4.

Количество страниц: 16 с.

В статье рассматривается проблема трансформации мифов и легенд о жиганской Аграфене, получившей статус языческого божества и хранительницы Заполярья, дух которой был прикреплен к знаменитой скале на острове Столбы близ Жиганска. В мифах и легендах обнаруживаются древний тунгусский, якутский и русский пласты, возникшие в разное время.

Захарова, А. Е. Кто она, жиганская аграфена? (трансформация мифов и легенд Жиганского улуса Якутии середины XVIII-конца XX вв.) / А. Е. Захарова ; Арктический государственный институт культуры и искусств // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2014. - N 33-2. - С. 107-119.

5.

Количество страниц: 12 с.

Интерес в сегодняшнем эпосоведении вызывают вопросы: являются ли олонхосутами современные образованные сказители, которые сами записывают свое олонхо и исполняют их? Кто они: олонхосуты, исполнители, творцы? Отличается ли их эпическое творчество от традиционного сказительства? В статье исследуются эпические традиции, сохранившиеся в сюжетообразовании современного олонхо К. Н. Никифорова "Хабыр киирсиилээх Хабытта Бэргэн" с целью определения отступлений современного олонхо от канонов традиционного олонхо.

Корякина, А. Ф. Эпические традиции и особенности в сюжете олонхо К. Н. Никифорова "Хабыр киирсиилээх Хабытта Бэргэн" / А. Ф. Корякина, Л. Н. Герасимова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Научно-исследовательский институт Олонхо // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2016. - N 61. - С. 127-136.

6.

Количество страниц: 5 с.

Автор рассматривает мифологию как основу морального сознания общества. В связи с изменением социальных условий ее влияние трансформировалось в современном мире: мифы, фольклор, устное народное творчество уже не имеют определяющей силы, но лежат в глубокой толще коллективного бессознательного. Поэтому, хотя влияние мифологии не является непосредственным и столь очевидным, но все-таки становится скрытой частью как общественного морального, так и политического группового сознания. Вместе с тем объективизация мифа часто таит в себе немалую опасность.

Старостин, В. П. О влиянии мифологии на моральное сознание современного общества / В. П. Старостин ; Якутская государственная сельскохозяйственная академия // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2013. - N 26. - С. 14-17.

7.

Количество страниц: 5 с.

В статье выявляются основные ценностные характеристики якутского героического эпоса олонхо как шедевра устного и нематериального культурного наследия человечества, получившего данный статус в ЮНЕСКО (25 декабря 2005 года). Сегодня научное изучение, возрождение и популяризация памятников нематериального культурного наследия становится одним из приоритетных направлений культурологии в международном аспекте.

Стрекаловская, З. А. Культурные ценности героического эпоса олонхо как шедевра / З. А. Стрекаловская ; Арктический государственный институт искусств и культуры // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - 2014. - N 33-1. - С. 23-27.

8.

Количество страниц: 8 с.

В данной статье рассматривается история изучения эпического сказания - нимкан, тэлэҥ на современном этапе, исследование фольклорных образцов эпического наследия эвенов, жанры эвенского фольклора, выявленные К. А. Новиковой и Е. Н. Боковой.

Белолюбская, В. Г. Из истории изучения эпического сказания эвенов / В. Г. Белолюбская, А. А. Винокурова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Института языков и культура народов Северо-Востока // Научный электронный журнал Меридиан. - 2016. - N 2 (2). - C. 1-8.

9.

Количество страниц: 3 с.

Цель: раскрыть положение о том, что героический эпос Олонхо народа Саха, являясь шедевром мирового культурного наследия человечества, становится уникальным источником народного воспитания с позиции индигенного подхода, предусматривающего в эпосе Олонхо учение Айыы как философию жизни народа Саха и глубоко отражающего этнические особенности народного воспитания. Выдвигается гипотеза о том, что внедрение идей Олонхо в учебно-воспитательный процесс обеспечивает этнокультурное формирование личности детей как представителей родного народа и граждан России. В исследовании индигенный подход Һвзгляд изнутриһ (inside) рассматривается как методологическое основание, обусловленное традиционным укладом самобытной жизни и деятельности народов Севера, их своеобразной духовной и материальной культурой. При решении задач исследования применялись методы историзма, анализа, синтеза, сравнения и аргументации фактов с целью обоснования поставленной проблемы. Результаты исследования: обеспечивается приобщение детей с малых лет к миру Олонхо, этническая педагогика Олонхо представляется как жизненная традиционная система народного воспитания, формирующая личность детей как носителей языка и культуры родного народа Саха и граждан России.

Неустроев, Н. Д. Эпос олонхо как источник воспитания народа саха / Н. Д. Неустроев, А. Н. Неустроев ; Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова // Глобальный научный потенциал. – 2019. – N9 (102). – С. 17-19.

10.

Количество страниц: 4 с.

В статье рассмотрены второстепенные персонажи мифов творения - это гагара, лягушка, помогавшие творить мир. Общим помощником в мифах творения северных тунгусов является гагара, достающая из вод Мирового океана кусочек глины. Как для эвенков, так и для эвенов гагара является священной птицей, поэтому ее образ запечатлен как один из главных символов в шаманских ритуальных предметах. Образ лягушки свойствен мифам локальной группы амурских эвенков и перенесен шаманами в систему мировосприятия.

Дьяконова, М. П. Образы помощников демиургов в мифологическом цикле творения мира эвенков и эвенов / М. П. Дьяконова ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов севера СО РАН // Научный электронный журнал Меридиан. - 2017. - N 5 (8). - C. 60-62.