- Книга (5034)
- Газета (30)
- Журнал (272)
- Автореферат диссертации (573)
- Изоиздание (5)
- Аудиоиздание (19)
- Видеоиздание (234)
- Картографическое издание (5)
- Неопубликованный документ (610)
- Нотное издание (16)
- Фотография (18)
- Статья (3336)
- Библиографический указатель (84)
- Словарь (11)
- Календарь (8)
- Брошюра (110)
- Буклет (35)
- Электронное издание (2)
- 3D-модель (15)
- Грампластинка (13)
- Веб-архив (785)
- Бурятский (2)
- Чукотский (8)
- Долганский (2)
- Английский (127)
- Эскимоский (3)
- Эвенкийский (11)
- Эвенский (57)
- Французский (17)
- Немецкий (6)
- Хантыйский (1)
- Киргизский (1)
- Корейский (1)
- Мансийский (1)
- Нанайский (1)
- Ненецкий (4)
- Нганасанский (2)
- Нивхский (1)
- Старорусский (11)
- Польский (5)
- Русский (9496)
- Латинская графика (85)
- Испанский (1)
- Таджикский (1)
- Тунгусский (2)
- Турецкий (5)
- Ульчский (1)
- Узбекский (1)
- Якутский (1351)
- Юкагирский (12)
- Литературно-художественные издания (551)
- Официальные издания (1120)
- Научные издания (4499)
- Научно-популярные издания (1984)
- Информационные издания (1429)
- Справочные издания (57)
- Учебные издания (936)
- Производственно-практические издания (21)
- Массово-политические издания (589)
- Изобразительное издание (29)
Количество страниц: 15 с.
Dobzhanskaya, O/ E. The Living Has Sound. The Dead Is Silent / Oksana E. Dobzhanskaya ; Moscow State University // Anthropology & archeology of Eurasia. - 2016, Т. 55, N 1. - С. 7-21. - DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10611959.2016.1263485
DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10611959.2016.1263485
Год выпуска: 2017
В статье сообщается о результатах полевых исследований, проведенных в Сибирской Арктике в период с 2010 по 2015 год. Полевые исследования проводились в местах компактного проживания коренных народов: эвенков, долган, нганасан, чулымцев, ненцев и селькупов. Помимо полевых исследований применялись методы экспертного интервью, где в качестве экспертов выступали представители коренных народов Сибирской Арктики: ученые, лидеры общин, представители бизнес-сообщества, представители органов местного самоуправления. В исследовании использовались статистические данные о демографических показателях, местах проживания, занятости и религиозных пристрастиях коренных народов Сибирской Арктики. Этническая и культурная идентичность коренных народов зависит от религиозной принадлежности. В постсоветский период произошла стремительная трансформация религиозной идентичности коренных народов. Шаманизм, традиционная религия коренных народов Сибирской Арктики, приобретает новые формы; он адаптируется к рыночной экономике, массовой культуре и глобальным изменениям
Год выпуска: 2014
Представлены результаты форсайт-исследования – сценирования будущего Республики Саха (Якутия), ее коренных народов. Обсуждаются выделенные экспертами как перспективные и реалистичные образы будущего республики. Представлено поле сценариев будущего Республики Саха (Якутия) в горизонте времени до 2050 г., обсуждаются сценарные условия и факторы. Описан базовый сценарий формирования многоукладных экономики и общества, сочетающих традиционный уклад, развитый индустриальный и постиндустриальный (когнитивный). В рамках базового сценария воспроизводство идентичности, культуры и языков коренных народов республики будет обеспечиваться специальной культурной политикой, культурными и образовательными практиками. Обозначены сценарии, альтернативные базовому: "корпоративная колонизация", "демографическая и культурная диссипация", "соблазн общества потребления", "культурный прорыв". Обсуждаются возможности "открытия Севера" для всего человечества, аналогично тому как в ХХ столетии происходило "открытие Востока". Условиями этого могут стать аккумуляция культурного наследия северных народов на основе использования современных информационных технологий; консолидация северных народов и перевод их культуры с уровня локальных этнических культур на уровень особого рода "северной цивилизации". Особой должна стать роль Северо-Восточного федерального университета как стратегического субъекта, организующего разработку и реализацию новых культурных, образовательных, здравоохранительных практик, необходимой культурной политики
Год выпуска: 2018
В статье рассматривается один из аспектов культурогенеза народов Севера Красноярского края. Описывается взаимное влияние коренных народов Севера Средней Сибири и русского населения в области материальной и духовной культуры. Христианизация аборигенного населения соседствует с проникновением шаманизма в верования русских. Долгане и кеты заимствуют у русских новые типы транспорта и жилищ. Автохтонное население передает русскому суперэтносу свои способы хозяйствования, одежду, заимствуя, в свою очередь, предметы промышленного производства и продукты питания. Распространяется табакокурение и алкоголь. Чересполосное проживание аборигенных народов приводит к заимствованию у соседей погребальных обрядов, бытовых предметов и украшений, способов охоты и рыболовства, а также оленеводства
Год выпуска: 2022
В статье прослеживаются и анализируются современные тенденции развития российского федерализма и их влияние на конституционно-правовое развитие Республики Саха (Якутия) как субъекта Федерации. Дается подробная характеристика изменений конституционного законодательства республики. Целью исследования является определение степени влияния федерального центра на конституционно-правовое развитие республики. В ходе исследования использовались исторический, технико-юридический и сравнительно-правовой методы. В статье современное конституционно-правовое развитие республики разделено на два этапа: с 1990 по 2000 годы и с 2000 года по настоящее время. Первый этап характеризуется относительной свободой республики в формировании своего конституционного пространства, включая государственно- территориальное устройство. Для следующего же этапа характерно последовательное почти полное ограничение ее конституционно-правовой самостоятельности. В современной России происходит довольно жесткое федеральное вмешательство в конституционно-правовое пространство субъектов Федерации, ограничивающее их свободу в определении механизмов взаимоотношений между органами государственной власти и установлении собственных государственно-правовых институтов. По мнению авторов, такое вмешательство оказывает негативное влияние на конституционно-правовое развитие Республики, и современной России, по меньшей мере, требуется самоограничение федеральной власти в сфере федеративных отношений и, как следствие, оптимизация конституционных механизмов разделения общефедеральных и региональных интересов
Год выпуска: 2018
В 1997 и в 2017 годах в Эвенкии были проведены комплексные исследования по современным этническим процессам с использованием метода массового опроса. Выявлены существенные изменения в хозяйстве, в разных областях материальной и духовной культуры. Резко снизилось значение оленеводства, в настоящее время в нем заняты около 1/10 части эвенкийских семей. Лучше сохранились охота и рыболовство, в них занята почти треть мужчин. На любительском уровне охотой и рыболовством занимается подавляющее большинство мужчин, а значительная часть женщин не утеряли навыков шитья и вышивки бисером. Активно идет процесс языковой ассимиляции, дети практически не говорят на языке эвенков и не понимают его, хотя большинство эвенков изучает родной язык в школе. Количество национально-смешанных семей, в основном с русскими, приблизилось к половине всех семей, большинство детей вливаются в эвенкийский этнос. В результате этих браков доля метисов среди эвенков приближается к 2/3, а среди детей их доля достигла 9/10. Эвенки превращаются в группу русскоязычных метисов, но с устойчивым этническим самосознанием и с сохранением элементов традиционной культуры в некоторых областях материальной и духовной культуры
Год выпуска: 2022
Целью и задачами статьи является выявление основных способов перевода на русский текста якутского героического эпоса олонхо "Ала-Булкун", осуществленного якутским лингвистом и писателем Г.В. Баишевым-Алтан-Сарын (1898-1931). В качестве материала исследования были выбраны глаголы движения и некоторые основные эпические формулы, использованные в данном олонхо. Анализ способов перевода на русский язык якутских глаголов движения показывает, что эти глаголы переведены на русский язык способом замены. Подобный факт свидетельствует о том, что переводчик стремился точно передать семантику якутских глагольных форм на русский язык. Это, свою очередь, обусловлено тем, что глагольные формы как предикативные структуры являются вершинами тех или иных предикативных конструкций – зависимых или независимых. Эпические формулы переведены при помощи синтаксической замены – параллелизмами, а также расчленением предложения на несколько предложений. Кроме того, встречаются лексические и синтаксические повторы для расширения контекста с целью более медленного раскрытия передаваемой информации. Установлено, что в рассмотренном переводном тексте имеют место элементы авторизованного перевода. Изучение особенностей подобных переводов олонхо, ориентированных на воспроизведение стилистических и поэтических особенностей данного жанра якутского фольклора, имеет как практическое, так и теоретическое значение
Год выпуска: 2022
Настоящая статья представляет формирование субэтнической группы якутов в исследовательской траектории: ландшафт, история, память и посвящена изучению периферийной этнолокальной группы ессейских якутов, компактно проживающих на озере Ессей Красноярского края с XVIII века. На основе полевых материалов реализованы методы опроса, картографирования, глубинного интервью, введены в научный оборот ранее не опубликованные архивные материалы, нарративные источники
Год выпуска: 2018
В статье рассматривается "сильный" текст якутской культуры - олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" Ойунского. Убедительным свидетельством "силы" текста Ойунского является его неизменная популярность среди носителей языка, устойчивый интерес исследователей к авторской версии эпоса, его высокий образовательный и культурный потенциал, а также регулярная переводимость на языки вербальной и невербальной семиотических систем. Являясь классическим образцом эпической традиции, олонхо демонстрирует тесную связь с реальной жизнью якутов и подлинность описываемых событий, что делает текст Ойунского надежным историко-этнографическим источником сведений о культуре и истории народа саха. Наряду с культурной информацией важное место в сложном информационном континууме олонхо занимает культурная память, возникающая в результате мифологизации и сакрализации прошлого коренного народа саха, имеющая коллективный характер и обеспечивающая культурную идентичность этнической группы. В настоящем исследовании рассматриваются культурная информация и память, отражающие уникальный культурный код "сильного" текста (прежде всего в транслингвистической и транскультурной перспективах), и выявляются эффективные стратегии сохранения во вторичных текстах якутского исторического опыта и родовой памяти. Понимание реципиентами текста олонхо, несмотря на его сложный культурный смысл, и способность продолжать его "жизнь" в "родной" и "чужой" культурах предполагает интерпретацию и адаптацию информации эпического произведения средствами вербальной и невербальной семиотики. Вторичные тексты олонхо различной семиотической природы сохраняют культурную информацию и память об оригинальном тексте, что доказывает универсальность данного типа информации как единицы перевода эпической литературы