Количество страниц: 13 с.
Добжанская, О. Э. Шаманские фоноинструменты самодийских народов: типология в контексте ритуального функционирования / О. Э. Добжанская ; Арктический государственный институт культуры иискусств // Традиционная культура. - 2009, N 3 (35). - С. 92-104.
Количество страниц: 12 с.
Shaman music is the main part of musical culture of Samoyed peoples (Nganasans, Nenets, Enets, Selkups). In the lastquarter of XX century it became a subject of ethnomusicological research by I. Bogdanov, O. Dobzhanskaya, T.Dorozhkova, J. Niemi, N. Skvortsova, Ju. Shejkin. Shaman Music is conditioned by ritual functions and goals, all elements of shaman music (such as melody, rhythm,tempo, key etc.) are dependent on ritual purposes. The main features of Samoyed shaman music are the following: 1. Shaman singing is accompanied by the drum, which is the main ritual shaman’s attribute. 2. Shaman singing is a type collective responsorial singing: the solo part (performed by the shaman) alternates with the ensemble (or chorus) part, performed by the shaman’s helpers. 3. The basis of the shaman texts is 8-syllable verses. It is contrasted to 6-syllables verses, which were associated with secular genres of Samoyed music. 4. This 8-syllable pattern is materialized in the rhythm of shaman songs through certain rhythmical formulas. 5. Each shaman melody is a tune of the shaman’s helper-spirit, who has animal-like form. That is why the onomatopoeic sounds play a very important role in the musical composition of shaman rituals – the sounds of voices of a reindeer, a swan, a goose, a loom, a bear, a wolf are available to hear on recordings. 6. The musical form of shaman ritual is like a medley (or like beaded melodies of shaman’s helper-spirits). The musical form doesn’t have any fixed structure, it depends on the purpose and the plot of the ritual. Present research is based on author’s field materials of 1980-1990s and also on published and archive sources.
Добжанская, О. Э. Музыка шаманского обряда как языковая система = The music of shamanistic rite as a language system : (на примере самодийских народов) : (on the example of Samoyed languages / О. Э. Добжанская // Вопросы филологии. Урало-алтайские исследования. - 2009, 1/УА(1). - С. 31-42.
Количество страниц: 7 с.
Добжанская, Оксана Эдуардовна.
Шаманские обряды самодийских народов: к проблеме взаимосвязи музыки и ритуала / О. Э. Добжанская. - (Фольклор) // Гуманитарные науки в Сибири. - 2007. - N 4. - С. 102-105. Библиогр.: с. 105 (15 назв.).
Количество страниц: 6 с.
Добжанская, Оксана Эдуардовна.
Шаманский обряд как синкретическое явление: к вопросу о роли ритуальной музыки / О. Э. Добжанская. - (Гуманитарные науки. Искусствоведение) // Вестник ТГУ. - 2007. - Вып. 9 (53). - С. 257-262. Библиогр.: с. 262 (18 назв.).
Издательство: АПЕКС
Год выпуска: 2008
Количество страниц: 276 с.
- Религия. Теология,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- КНИГАКАН > Искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- КНИГАКАН > Все народы > Нганасаны (самодийская группа языков) > Искусство,
- КНИГАКАН > Все народы > Нганасаны (самодийская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- КНИГАКАН > Все народы > Ненцы (самодийская группа языков) > Искусство. Спорт,
- КНИГАКАН > Все народы > Ненцы (самодийская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- КНИГАКАН > Все народы > Энцы (самодийская группа языков) > Искусство,
- КНИГАКАН > Все народы > Энцы (самодийская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- КНИГАКАН > Все народы > Селькупы (самодийская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- КНИГАКАН > Все народы > Селькупы (самодийская группа языков) > Искусство.
Издательство: Типография Министерства Путей Сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К.)
Год выпуска: 1910
Количество страниц: 20 с.
Год выпуска: 2013
- Эвенский язык > Научные труды по эвенскому языку,
- Учимся говорить на языках народов Севера > Эвенский язык > Языкознание,
- Языки народов Якутии > Эвенский язык > Научные труды по эвенскому языку,
- Религия. Теология,
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Языкознание.
Статья посвящена исследованию диалектов эвенского языка, их классификации. Рассматриваются наиболее актуальные исследования эвенского языка. Ставится практическая задача сохранения редких языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Год выпуска: 2022
Целью и задачами статьи является выявление основных способов перевода на русский текста якутского героического эпоса олонхо "Ала-Булкун", осуществленного якутским лингвистом и писателем Г.В. Баишевым-Алтан-Сарын (1898-1931). В качестве материала исследования были выбраны глаголы движения и некоторые основные эпические формулы, использованные в данном олонхо. Анализ способов перевода на русский язык якутских глаголов движения показывает, что эти глаголы переведены на русский язык способом замены. Подобный факт свидетельствует о том, что переводчик стремился точно передать семантику якутских глагольных форм на русский язык. Это, свою очередь, обусловлено тем, что глагольные формы как предикативные структуры являются вершинами тех или иных предикативных конструкций – зависимых или независимых. Эпические формулы переведены при помощи синтаксической замены – параллелизмами, а также расчленением предложения на несколько предложений. Кроме того, встречаются лексические и синтаксические повторы для расширения контекста с целью более медленного раскрытия передаваемой информации. Установлено, что в рассмотренном переводном тексте имеют место элементы авторизованного перевода. Изучение особенностей подобных переводов олонхо, ориентированных на воспроизведение стилистических и поэтических особенностей данного жанра якутского фольклора, имеет как практическое, так и теоретическое значение
Издательство: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета
Год выпуска: 2006
Количество страниц: 672 с.
Издательство: Наука, Сибирское отделение
Год выпуска: 1987
Количество страниц: 124 с.