
Верхний мир якуты делили на девять ярусов, или небес (халлаан), населяли его как добрыми божествами и духами – айыы, так и злыми – абаасы; там же помещали и большое дерево, в дупле которого получали своё воспитание души шаманов.
Под средним миров подразумевалась наша земля, не имеющая ярусов.
Нижний мир населяли исключительно злые божества и духи – абаасы.
Из великих божеств шаманского пантеона на первом месте стоял могучий и грозный Улуу-Тойон, глава духов Верхнего мира, покровитель шаманов. Ниже Улуу-Тойона располагаются другие божества пантеона, каждое из которых имеет свои имя и эпитет, своё местопребывание и специальность.
Для идеологии шаманизма характерны одушевление всего окружающего мира, населённого духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе, тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Главные функции шаманов состояли в лечении больных людей и животных, а также в предотвращении всяких несчастий. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Во время камлания, по поверью якутов, душа шамана летала к духам или они входили в тело шамана.
Кроме шаманства, существовал у якутов другой культ – промысловый. Главное божество этого культа – Баай Байанай, лесной дух, покровитель охотничьего и рыбного промысла.
Якуты верили, что все животные, деревья, разные явления природы имеют иччи, так же, как и некоторые домашние предметы, например, нож, топор. Чтобы задобрить «хозяев» горы, утёсов, реки, леса и пр., приносили им маленькие жертвы в виде кусков мяса, масла и другой пищи и т.п.
В коллекции представлены труды представителей политической ссылки: Н. А. Виташевского, В. Ф. Трощанского, Э. К. Пекарского, В. И. Ионова, И. А. Худякова, В. Л. Серошевского, Л.Г. Левенталя, В. И. Иохельсона и многих других, внесших значительный вклад в изучение традиционной культуры якутов. Большую ценность представляют собой труды А. Е. Кулаковского, Г. В. Ксенофонтова, Н. А. Алексеева, посвящённые исследованию религиозных верований.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Использованы материалы из статьи В.В. Ушницкого «Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм»
Издательство: Издание института народов Севера ЦИК СССР
Год выпуска: 1932
Количество страниц: 142 с.
Издательство: "Сырдык Аартык" киин
Количество страниц: 20 с.
Издательство: ИЭА РАН
Год выпуска: 1999
Серия, номер выпуска: Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам ; т. 4
Количество страниц: 318 с.
Год: 2006
- Традиционные верования саха > Почитание природы,
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Аудиозал: аудиокниги, аудиофрагменты, подкасты > Музыка,
- Этномузыканты Хатылаевы: Төрүт дорҕоон = Звуки мироздания = The Sounds of Creation > Труды по возрождению и сохранению народной музыки > Музыкальные композиции,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- iYakutia > Традиционные верования > Почитание природы,
- iYakutia > Культура, искусство, спорт Якутии > Музыкальная культура,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Музыкальная культура,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Фольклор народов РС (Я).
Год: 2011
- Традиционные верования саха > Верования якутов,
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Аудиозал: аудиокниги, аудиофрагменты, подкасты > Музыка,
- Этномузыканты Хатылаевы: Төрүт дорҕоон = Звуки мироздания = The Sounds of Creation > Труды по возрождению и сохранению народной музыки > Музыкальные композиции,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- ШКОЛА > Медиатека > Мультимедиа > Аудиозал: аудиокниги, аудиофрагменты, подкасты,
- ШКОЛА > Педагогу > Отдельные направления воспитания школьников > Эстетическое воспитание,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Фольклор народов РС (Я),
- ШКОЛА > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Музыкальная культура,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- iYakutia > Традиционные верования > Календарные обряды.
Год: 2004
- Традиционные верования саха > Почитание природы,
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Аудиозал: аудиокниги, аудиофрагменты, подкасты > Музыка,
- Этномузыканты Хатылаевы: Төрүт дорҕоон = Звуки мироздания = The Sounds of Creation > Труды по возрождению и сохранению народной музыки > Музыкальные композиции,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- iYakutia > Культура, искусство, спорт Якутии > Музыкальная культура,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Музыкальная культура.
Год выпуска: 2016
У всех народов широкой северной полосы Евразии и, в частности, Арктики идея сакральности женского начала богинь-матерей, порождающих всё живое на Земле, была известна с эпохи палеолита и неолита. Вероятно, именно с той поры берёт начало и сибирское шаманство, в основе которого лежали анимистические представления о круговороте душ промысловых зверей, птиц и почитаемых людей, схожим образом хоронимых внутри сырых пещер, что отчётливо видно в медвежьем празднике, генезис которого наблюдается в древнейших памятниках Евразии. В этнографическом прошлом у народов Сибири существовал обычай погребения костей тотемных птиц, зверей и шаманов на ветвях или в дуплах растущих деревьев. Более развитые формы анимизма привели к сооружению саркофагов и воздушных погребений на столбах. В сибирском шаманстве фетиши, связанные с тотемизмом и культом предков, широко применялись до недавних пор. Иногда они в пережиточной, трансформированной форме встречаются в церемониях современных праздников, а также в практике разных городских "шаманов" и экстрасенсов. Но неизменным остаётся то, что одним из самых важных атрибутов всегда выступают бубны и смычковые или струнные инструменты, восходящие к прототипам как охотничьи луки и мешки для хранения духов предков. В более строгом понимании данного феномена эти фетиши в архаических обществах служили родовыми святынями и лишь гораздо позднее превратились в музыкальные инструменты
Издательство: издательство ЯГУ
Год выпуска: 2008
Серия, номер выпуска: Т. 2
Количество страниц: 188 с.
Издательство: Саха судаарыстыбатын кинигэтин бэчээтэ
Год выпуска: 1930
Количество страниц: 38 с.
Издательство: Типография Министерства Путей Сообщения (Товарищества И. Н. Кушнерев и К.)
Год выпуска: 1910
Количество страниц: 20 с.