Тематические подборки
Картинка коллекции
Долганы – один из малочисленных народов Севера в Российской Федерации. Свое название долганы получили по имени одного из эвенкийских родов долган, которое и стало этнонимом для всего народа. Сами себя и соседних эвенков называют тыа или тыа-кихи, то есть «лесные люди» или «кочевые люди».
Долганы проживают в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе, расселены в основном в Хатангском районе и на территории Дудинской администрации. Значительная группа долган живет в Анабарском районе Республики Саха (Якутия). По результатам Всероссийской переписи населения 2010 года численность долган в республике составляет 1906 человек.
Долганы говорят на особом диалекте якутского языка (тюркская языковая группа). Впервые язык долган подробно рассматривался в диссертации Е.И. Убрятовой «Язык норильских долган» в 1940 году. В 1985 году Е.И. Убрятова опубликовала свою диссертацию в виде книги «Язык норильских долган». В последние годы, в связи с введением преподавания долганского языка в школе и в вузе, стала издаваться учебно-методическая литература. Долганы до последнего времени были бесписьменным народом. Лишь в 1973 г. были разработаны основы долганской письменности, а в 1984 году издан первый «Букварь».
Фольклор долган относится к числу малоизученных. В фольклоре долган можно заметить мотивы якутских олонхо, эвенкийских сказаний и русских сказок. В 2000 году в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» в Новосибирске вышел 19 том «Фольклор долган» (составитель П.Е. Ефремов).
Устное народное творчество долган отражено в произведениях Огдо Аксеновой. Она выпустила ряд поэтических сборников на долганском и русском языках.

В тематической подборке «Долганы – северные кочевники Заполярья» представлены исторические, этнографические, лингвистические исследования, а также труды по фольклору, традиционной культуре и литературе долган.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 10 из 24
2.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1985

Количество страниц: 220 с.

Книга является первым и единственным исследованием долганского языка, возникшего в результате взаимодействия якутского и эвенкийского. Сложные пути формирования долганского языка обусловили метод исследования: наряду с синхронным описанием широко применяется сравнительно-исторический метод для определения путей образования языка долган, его отношения к якутскому и эвенкийскому языку, языку древних памятников
3.

Издательство: Якутское книжное издательство

Год выпуска: 1984

Количество страниц: 232 с.

Монография представляет собой систематическое описание анабарского, оленекского, булунского и жиганского говоров якутского языка, бытующих в северо-западных районах Якутии. Из-за пределов республики охвачен есейский говор, а также в сравнительном плане использованы материалы долганского диалекта. В работе обобщены данные одной из самобытных диалектных зон якутского языка
4.

Издательство: Книжное издательство

Год выпуска: 1983

Количество страниц: 182 с.

Я. И. Линденау - участник Второй Камчатской экспедиции (1799-1743 гг.) провел большую самостоятельную этнографическую работу по изучению отдельных народов Сибири и Северо-Востока. Его историко-этнографические материалы представляют большую научную ценность, как свидетельство очевидца, опытного собирателя народных преданий, умело использовавшего архивные источники и опросные показания. Большая часть этих материалов публекуется впервые.
5.

Издательство: Северовед

Год выпуска: 2001

Количество страниц: 180 с.

В сборнике отражены основные вопросы экономики, социальных и демографических проблем коренных малочисленных народов Якутии в условиях рыночных отношений. В статьях раскрываются основные причины продолжающихся кризисных ситуаций в оленеводстве, рыболовстве и охотпромысловых отраслях, приводящих к ухудшению социальных проблем коренных народов, а также вносятся научно-обоснованные предложения по их возрождению и дальнейшему развитию
6.

Издательство: ИГИ АН РС(Я)

Год выпуска: 2005

Количество страниц: 88 с.

Коллективная работа якутских историков посвящена памяти видного представителя немецкого народа, выдающегося исследователя Сибири Г. Ф. Миллера (1705-1783), обретшего новою родину в России. Как и многие талантливые выходцы из Германии, он внес большой вклад в российскую историю. Авторы книги представили материалы, в которой показана роль немцев в истории и культуре Северо-Востока России
7.

Издательство: Национальное книжное издательство Республики Саха (Якутия)

Год выпуска: 1992

Серия, номер выпуска: Т. 2

Количество страниц: 328 с.

Автор данного исследования Гавриил Васильевич Ксенофонтов, известный историк, этнограф и фольклорист, в 1938 году по ложному обвинению был расстрелян, поэтому его книга не дошла до широкого читателя. В книге на основе данных языка, фольклора якутов исследуются южное происхождение якутов, пути их переселения на Лену
8.

Издательство: РГАТА

Год выпуска: 1995

Количество страниц: 162 с.

В работе проводится социологическое обобщение изменения быта малочисленных этносов Севера России в XX веке и предпринимается попытка рассмотрения их будущего. Монография подготовлена на кафедре социологии Рыбинской государственной авиационной технологической академии, в секторе методологии и прогнозирования Якутского института проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Она рассчитана на студентов, аспирантов, научных сотрудников, преподавателей, всех кто интересуется судьбой этносов Севера России
9.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1971

Количество страниц: 318 с.

Работы, включенные в предлагаемый вниманию читателей сборник, посвящены описанию и исследованию религиозных представлений и обрядов народов Сибири, а также их шаманских костюмов
10.

Издательство: Наука

Год выпуска: 1977

Количество страниц: 258 с.

Монография посвящена анализу культуры северных якутов-оленеводов - своеобразной группы якутского народа, сложившейся в XVII-XIX вв. на северо-западе Ленского края. Исследование особенностей традиционного хозяйства, быта, семейных отношений, обычаев, обрядов, фольклора, верований северных якутов позволило автору показать изменение облика культуры якутского этноса в условиях Крайнего Севера и осветить специфику взаимодействия эвенкийской и якутской культур