Тематические подборки
Издания подборки 1 - 10 из 67
1.
Автор:
Alekseeva Sardaana A.

Год выпуска: 2016

This article is devoted to regards the actual problems of cultural livelihoods of Indigenous Peoples of the North-East of Russia, in particular, the traditional practice of reindeer herding of the Tongues, contemporary consideration of adaptive coping strategies and new opportunities in the context of globalization. The work on the basis of the method of expeditionary field work subjected to scientific analysis of the specifics of nomadic reindeer culture of the peoples of the North (for example, the Evens and Evenki), which marked the structural uniformity of phenomena such as the trajectory of continuous movement “feeding the landscape” (pet or wild animal), the cycle paths of movement of human groups within the range of nomadic and economic structure-phenological calendar. Space-time representation, captured in the traditional calendar, and structural uniformity of the economic cycle, the structure of livelihoods and culture are reflected in the picture of the world of the studied ethnic groups. Reindeer hunters, that move during the hunting year, within a closed circle route, developed a “circular” model of life in contrast to the “linear” type of culture of life support (semi-settled fishermen, whose route ran along the main feeding substance - river). Today we can talk about more or less sustainable model of cultural livelihoods of Indigenous Peoples, which is characterized by a combination and synthesis of modern (urban) elements and archaic (northern) cultures. Installing problem identified the following three main lines of research: traditional and modern practices in the conduct of reindeer hunting and fishing in life-support system of the peoples of the Tungus; the main options for the economic models of life of the peoples of the North; reconstruction of ethnolocal options for livelihoods of the Tungus. Currently, different ethnolocal groups of indigenous peoples has developed a range of livelihood strategies, which are important not only historical and cultural meanings, but also social and economic factors
Статья посвящена изучению актуальной проблемы культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Северо-Востока России, в частности традиционной практики ведения оленеводства у тунгусов, рассмотрению современных адаптивных стратегий выживания и новых возможностей в условиях глобализации. В работе на основе использования метода экспедиционных полевых работ подвергнута научному анализу специфика кочевой ется структурной однородностью таких явлений, как траектория непрерывного движения "кормящего ландшафта" (домашнего или дикого животного), путей цикличного передвижения человеческих коллективов в пределах ареала кочевания и строения хозяйственно-фенологического календаря. Пространственно-временные представления, запечатленные в традиционном календаре, также структурно однородны хозяйственному циклу, строению культуры жизнеобеспечения и отражены в картине мира изучаемых этносов. Оленеводы-охотники, кочевавшие в течение промыслового года по замкнутому круговому маршруту, выработали "круговую" модель жизнедеятельности в отличие от "линейного" типа культуры жизнеобеспечения (полуоседлые рыболовы, промысловые пути которых тянулись вдоль главной кормящей субстанции – реки). Сегодня можно говорить о более-менее устойчивой модели культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, характерной чертой которой является комбинация и синтез элементов современной (урбанизированной) и архаичной (северной) культур. Проблемная установка определила следующие три основные исследовательские линии: традиционные и современные практики ведения оленеводства в охотничье-промысловой системе жизнеобеспечения у тунгусов, основные варианты хозяйственных моделей жизнедеятельности народов Севера и реконструкция этнолокальных вариантов жизнеобеспечения у тунгусов. Выявлено, что в настоящее время в разных этнолокальных группах коренных малочисленных народов Севера сложился целый спектр стратегий жизнеобеспечения, в котором важное значение имеют не только историко-культурные, но и социально-экономические факторы
2.

Год выпуска: 2023

Якутия проводит первый Международный чемпионат по традиционному оленеводству. К соревнованиям присоединились команды из 13 оленеводческих регионов России, Монголии, Китая, Гренландии и Исландии
3.

Год выпуска: 2023

Финал "Арктической стартап-экспедиции: Дальний Восток и Арктика России" (АСЭ ДАР) по конкурсному направлению "Кино" состоялся в Мурманске на площадке Международного кинофестиваля "Северный характер". В конкурсе победил проект "Таба суолунан" ("По пути оленей") Дианы Худаевой и Сардааны Барабановой из РС (Я). Фильм о возрождении оленеводства в селе Кюсюр
4.

Год выпуска: 2023

На праздник приехали эвенки из пяти регионов: Забайкальского края, Республики Саха, Бурятии, Амурской и Иркутской областей. Организаторами выступили ассоциации коренных малочисленных народов Севера Якутии и Севера Забайкалья, Ассоциация эвенков Якутии, администрации Каларского округа и Тянского наслега Олекминского улуса Якутии. Провели Круглый стол "Проблемы таежного оленеводства и развитие территорий традиционного природопользования", соревнования, выставки декоративно-прикладного искусства
5.
Автор:
Бусыгина Анна

Год выпуска: 2024

Оленеводство - это не только древнейший промысел народов Севера, а настоящее искусство. К счастью, в отличие от многих стран, где за стадом наблюдают по GPS, у нас еще жив традиционный уклад кочевников. Они ведут кочевой образ жизни, стойко переносят экстремальный холод и отлично умеют готовить пищу на костре. Примером тому является семейная династия оленеводов из общины им. С. В. Сидорова
6.

Год выпуска: 2022

Композиция "Оленья упряжка" выполнена из бивня мамонта в технике рельефной и объемной резьбы по кости. В центре композиции - житель малочисленных народов Севера, едущий на упряжке с двумя оленями и с собакой. Под фигурой размещена пластина коры бивня мамонта естественного цвета с сохранённой природной фактурой поверхности. Автор косторез Петров Николай Николаевич. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
7.

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 1 с.

Композиция "Прыжок через нарты" выполнена из бивня мамонта в технике рельефной и объёмной резьбы по кости. В центре композиции - житель малочисленных народов Севера, совершающий прыжок через нарты. Под фигурой размещена пластина коры бивня мамонта естественного цвета с сохранённой природной фактурой поверхности. Автор - косторез Постников Гаврил Гаврильевич. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
8.

Год выпуска: 2021

Количество страниц: 1 с.

У эвенков была очень популярна парка (утепленная куртка) – верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу. Носили ее и мужчины и женщины. Женскую верхнюю одежду шили из ровдуги (тонко выделанная оленья шкура в виде замши), хлопчатобумажных и шелковых тканей. В старину изготавливали также меховой кафтан ворсом внутрь и украшали всевозможными кистями, аппликацией. Основным материалом для верхней эвенкийской одежды служила шкура оленя серо-коричневого цвета, темно-белого цвета, реже – белого цвета. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
9.

Количество страниц: 4 с.

Баишева, А. Ю. Этология домашнего оленя эвенской породы / А. Ю. Баишева ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Научный электронный журнал Меридиан. - 2018. - N 5 (16). - C. 18-20.