Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 64
1.

Издательство: Магадаснкая областная библиотека

Год выпуска: 1991

Количество страниц: 84 с.

Это первое биобиблиографическое пособие, наиболее полно отразившее литературу об известном этнографе, лингвисте, писателе и общественном деятеле В. Г. , чья жизнь и творчество были связаны с Колымой и Чукоткой. В указатель вошли книги, авторефераты диссертаций, статьи из сборников, периодических и продолжающихся изданий с 1896—1990 гг.
3.

Издательство: Момская ЦРБ

Год выпуска: 2009

Количество страниц: 24 с.

Биобиблиографический указатель "Василий Дмитриевич Лебедев эвенский ученый и поэт", составлен к 75-летию. Этот указатель является продолжением биобиблиографического указателя "Василий Дмитриевич Лебедев" (1934-1982), составленного и изданного Национальной библиотекой, сектором литературы народностей Севера в 1989 году.
4.

Издательство: Момская ЦРБ

Год выпуска: 2014

Количество страниц: 28 с.

Биобиблиографический указатель "Василий Дмитриевич Лебедев эвенский ученый и поэт" составлен к 75-летию, указатель дополнен, переработан к 80-летию ученого, поэта. Этот указатель является продолжением биобиблиографического указателя "Василий Дмитриевич Лебедев" (1934-1982), составленного и изданного Национальной библиотекой РС (Я), Сектором литературы народностей Севера в 1989 году
6.

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 105 с.

В указателе вы познакомитесь с одним из коренных малочисленных народов Кемеровской области - шорцами. Шорцы - основное аборигенное население Кузнецкой тайги, малочисленный тюркский народ, основная масса которого проживает на юге Кемеровской области в Новокузнецком и Таштагольском районах. Указатель включает публикации с 1750 по 2017 гг., в котором представлены различные виды документов. Большую часть составляют работы известных шорских писателей: С. Торбокова, А. Смердова, С. Тотыша, Ф. Чиспиякова. Для поиска необходимой публикации помогут вспомогательные указатели: именной, конференций и художественных текстов. Библиографический указатель адресован исследователям, этнографам, преподавателями студентам гуманитарных вузов, краеведам, учителям и библиотечным работникам
7.

Количество страниц: 9 с.

Исследование выполнено в русле междисциплинарных когнитивных направлений - когнитивной лингвистики и когнитивной поэтики, одной из актуальных задач которых является моделирование структуры художественных концептов, репрезентированных в художественном тексте. Цель исследования - моделирование художественного концепта холод в авторской художественной картине мира Ю. С. Рытхэу как части концептосферы арктического дискурса. Проведенное исследование является первым этапом в исследовании художественных концептов в арктическом дискурсе Ю. С. Рытхэу. Анализу был подвергнут роман этого чукотского писателя, являющегося представителем северной лингвокультуры. Актуальность данного исследования определяется выбором концепта холод как одного из ключевых дискурсивных концептов Севера и Арктики, а также включенностью его в парадигму лингвокогнитивных исследований и концептологии художественного текста. Методом сплошной выборки было извлечено 456 маркеров - репрезентантов концепта. Маркеры распределены по лексико-тематическим группам (далее - ЛТГ) "Природа" (211), "Воздействие на человека" (142), "Жилище" (44), "Техника" (39), "Снаряжение" (20), интерпретированным как когнитивные признаки концепта. Распределение по ЛТГ производилось по признакам семантико-тематической общности маркеров концепта. Была выявлена следующая структура художественного концепта холод: в ядерной зоне расположился когнитивный признак "Природа" (211 маркеров), в приядерной зоне - "Воздействие на человека" (142 маркера), на ближней периферии находится признак "Жилище", на дальней периферии "Снаряжение" и "Техника". Определены такие когнитивные признаки художественного концепта холод как арктический климат Чукотки, природные явления, связанные с холодом, воздействие холода на человека и его деятельность.
The research is carried out in the context of interdisciplinary cognitive directions - cognitive linguistics and cognitive poetics, one of the actual tasks of which is modeling the structure of artistic concepts represented in the artistic text. The aim of the study is modeling of the artistic concept of cold in the author’s artistic picture of the world of Y. S. Rytkheu as a part of the conceptosphere of the Arctic discourse. This research is the first stage in the study of artistic concepts in the Arctic discourse of Y. S. Rytkheu. The novel of this Chukchi writer, who is a representative of the northern linguoculture, was analysed. The relevance of this study is determined by the choice of the concept of cold as one of the key discursive concepts of the North and the Arctic, as well as its inclusion in the paradigm of linguocognitive research and conceptology of the artistic text. The method of continuous sampling was used to extract 456 markers - representatives of the concept. The markers were distributed into lexico-thematic groups (hereinafter - LTG) “Nature” (211), “Human Impact” (142), “Dwelling” (44), “Technology” (39), “Equipment” (20), interpreted as cognitive attributes of the concept. The distribution into LTGs was made according to the signs of semantic and thematic commonality of the concept markers. The following structure of the artistic concept cold was revealed: in the nuclear zone there is the cognitive attribute “Nature” (211 markers), in the ancillary zone - “Human Impact” (142 markers), in the near periphery there is the attribute “Dwelling”, in the far periphery “Equipment” and “Technics”. Such cognitive features of the artistic concept of cold as the Arctic climate of Chukotka, natural phenomena associated with cold, the impact of cold on people and their activities are defined.

Павлов, С. С. Художественный концепт холод в произведении чукотского писателя Ю. Рытхэу "Айвангу" / С. С. Павлов, О. А. Мельничук ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. - 2024. - Т. 21, N 1 (95). - С. 169-177. - DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-169-177
DOI: 10.25587/2222-5404-2024-21-1-169-177

10.

Количество страниц: 5 с.

Якутия - бескрайняя республика со своей самобытной, уникальной, традиционной культурой. Коренные северные народы республики передают свои традиции и культуру из поколения в поколение, несмотря на различные политические и исторические события. На фоне культурного возрождения этнических групп в конце 90-х ХХ в., народы Саха возрождают свою национальную идентичность и кинематограф стал одним из инструментов распространения, актуализирования и сохранения традиционной культуры. Термином "Якутское кино" в данной статье будут обозначаться фильмы, созданные в Республике Саха (Якутия) или создателями фильма выступили представители коренных народов и жители РС (Я).В статье описан краткий исторический дискурс в историю якутского кино, его влияние на мировой кинематограф и роль в сохранении традиционной культуры.

Федорова, Г. А. Якутское кино как средство сохранения традиционной культуры коренных народов РС (Я) / Г. А. Федорова ; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Институт языков и культуры народов Северо-Востока РФ // Культурное наследие народов Северо-Востока РФ: проблемы и перспективы : сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти якутского исследователя-этнографа Платона Алексеевича Слепцова, Якутск, 16 декабря 2022 г. / члены редакционной коллегии: Н. В. Афанасьев, А. М. Захаров. - Якутск : Издательский дом СВФУ им. М. К. Аммосова, 2023. - С. 272-276.