Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 45
1.

Количество страниц: 4 с.

Рассматриваются материалы ученых России, занимавшихся в разное время изучением истории и культуры эвенков Якутии. Благодаря этим исследованиям, сегодня современное поколение ученых продолжает работу в этом направлении, подтверждая уже имеющиеся выводы, вводя в научный оборот архивные материалы, собственные исследования и т.п., обогащая этнокультурную картину одного из северных народов Якутии – эвенков.
Materials of the scientists of Russia who were engaged at different times in studying of history and culture of the Evenks of Yakutia are considered. Thanks to these studies, today the modern generation of scientists continues work in this direction, confi rming already available conclusions, introducing into scientifi c circulation archival materials, own researches, etc., enriching an ethno-cultural picture of one of the Northern people of Yakutia – Evenks.

Белянская, М. Х. История и культура эвенков Якутии в исследовательских материалах ученых России / М. Х. Белянская // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2015. — N 4 (13). — С. 27-30.

2.

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 1 с.

Чорон, выдолбленный из дерева березы, с резным орнаментом. Форма чорона - кубок на одной ноге. Украшен богатой геометрической резьбой. Резьба располагается в виде ярусов. Для придания цвета пропитан отваром коры лиственницы и обмазан растопленным коровьим нутряным жиром. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
3.
Заглавие: Чорон

Год выпуска: 2020

Чорон (якут. Чороон) — национальный якутский сосуд для потребления кумыса. Это деревянные кубковидные сосуды, предназначенные для сакральных обрядов и ритуальных церемоний. Типичной формой является кубок на одной или трёх ножках. Традиционно изготавливается из дерева, преимущественно из берёзы, и украшается богатой геометрической резьбой. Существует несколько гипотез происхождения якутских чоронов. Одной из гипотез является предположение, высказанное А.П. Окладниковым в середине XX века, о связи чорона с древними бронзовыми котлами. Племена бронзового века Якутии имели широкие культурные связи с племенами культур Южной Сибири, Забайкалья, Китая. В Якутии "скифские" котлы могли иметь довольно широкое распространение. Конструкция и форма чоронов, как полагал А.П. Окладников, имеет близкое сходство с круглодонными удлинённо-яйцевидными глиняными сосудами раннего железного и бронзового веков.
Иную гипотезу происхождения якутских чоронов предлагает В. А. Кисель. Чороны на конических поддонах он считает имитацией в дереве драгоценных кубков, изготовленных из золота или серебра и бытовавших у кочевников древнетюркской и ордынской эпох. Архаические чороны имеют несколько лишённую цельности грубоватую форму. Тулово украшал крупный пояс "тоногос-ойуу" (позвонок-узор), который мог быть соединительной линией нижней и верхней частей.
Существует два вида чоронов: на поддоне и сосуды на трёх ножках. Наиболее ранние чороны на поддоне датированы XVII веком, появление трёхногих относят к середине XVIII века. Размеры сосудов разные, от небольших до очень крупных, высота некоторых чоронов достигает почти метра.
Многие мотивы геометрического орнамента и формирование его основного композиционного принципа (пояс, ряд) связаны с керамикой неолитической эпохи. Для чоронов преобладающим остаётся геометрический орнамент. S-образные мотивы, лира, орнамент в виде муравья, растительные мотивы, сердцевидный орнамент, "бараньи рога", завитки следует отнести к редко встречаемым.
К основным орнаментам чоронов можно отнести следующие: широко применяемый линейный орнамент (быа ойуу, дьуора ойуу), простая линия, длинная, короткая. Линии могут быть одинарные, двойные и более, им принадлежит существенная роль в композиционном строе сосудов. Линия выделяет, ограничивает пространство, подчёркивает или отделяет друг от друга орнаментальные пояса.
Гребенчатый орнамент (тарах ойуу, хабарга ойуу, от ойуу) образует короткие параллельные линии, штрихи, чаще обрамлённые бесконечной линией. Он располагается у верхнего края и на поддоне чоронов, имеет множество вариантов.
Орнамент в виде косых линий (охторуу ойуу, тыал ойуу), образованный наклонными параллельными линиями, имеет различные подвиды, наклонные четырёхугольники, кривые, заострённые линии и т.д.
Позвоночный орнамент (тоногос ойуу) более характерен для архаичных сосудов. Орнамент помещался, как правило, на выпуклой, широкой части сосуда, являлся основным для сопутствующих орнаментальных поясов.
Арочный орнамент (сарбынньах ойуу) на чоронах получил широкое распространение в XIX веке. Бордюр, состоящий из арок, включает два элемента, парные параллельные друг другу арки, в месте соединения переходящие в крестовидные, ромбовидные, звездчатые отростки, - добавления или зубцы. В целом семантическое содержание якутского орнамента отражает универсальные значения. Мотив гребёнки, треугольники, косые кресты связаны с идеей размножения, плодовитости. Арочный орнамент, как один из "небесных" декоров, символизировал небесный свод. Близкие арочному варианты узора "кобылий сосок" (биэ эмийэ) были связаны с культом почитания лошади.
На протяжении многих веков, сохраняя свою пластику и сакральное назначение, традицию изготовления из дерева и каноническую орнаментацию, чорон воспринимается не просто как историческая, но, главным образом, как духовная реликвия, символический хранитель и продолжатель обычаев, обрядов и традиций народа саха. С особой любовью, очень красочно и уважительно чорон воспет в фольклоре, поэзии и литературе, музыкальном и изобразительном искусстве якутского народа.
По материалам: Алексеев А. Н. Якутский чорон ; Петрова А.Г. Кумысные сосуды чороны XVIII-XIX вв.
4.
Заглавие: Нож якутский

Год выпуска: 2017

Количество страниц: 1 с.

Якутский нож из стали и дерева. Рукоять ножа из капа, покрыт лаком. На клинке изображение деревьев, дикого оленя и гравировка "Саха сирэ". Ножны из дерева с декоративной отделкой. Автор народный мастер РС(Я) из с. Ытык-Кюель Таттинского улуса Васильев Леонид Степанович. Изделие хранится в Национальном центре народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
5.

Издательство: Наука, Сибирское предприятие

Год выпуска: 1998

Количество страниц: 152 с.

В монографии одежда народа саха конца XVII-середины XVIII в. рассматривается в контексте изучения истории зарождения и формирования народных художественных традиций, уходящих корнями в глубь полиэтнических культур центрального и юго-восточного районов Азии. В работе использован значительный объем архивных и литературных источников, археологических и этнографических экспонатов, а также собственных полевых материалов автора
7.

Издательство: Издательский дом СВФУ

Год выпуска: 2018

Количество страниц: 304 с.

В монографии изложена проблема происхождения якутского народа. Написана на основе привлечения археологических, этнографических, фольклорных, языковых и исторических данных. Также в книге сделана попытка проследить вопросы становления основ общей традиционной культуры якутов
8.

Ответственность: Перфильявская Д. И. (Редактор)

Издательство: Из глубин

Год выпуска: 1992

Количество страниц: 132 с.

Григорьева, Александра Михайловна.
Народная медицина якутов : Медико-биологический аспект народного врачевания в Якутии ХVII-ХIХ вв. / Григорьева Александра Михайловна ; научный редактор Д. И. Перфильявская. - Москва : Из глубин, 1992. - 128 с.

9.

Ответственность: Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая РАН; отв. ред. Ю. Б. Симченко, В.А. Тишков, С.В. Чешко

Издательство: [б. и.]

Год выпуска: 1996

Количество страниц: 188 с.

Научная медицина развивалась, опираясь на народную медицину, черпая знания и опыт, сложившиеся на протяжении многих веков в практическом врачевании. народная медицина включает в себя эмпирические знания и практические приемы диагностики, способы и средства предотвращения и устранения нарушений здоровья человека, основанные на использовании в целительстве уникальных возможностей естественной окружающей среды и природных ресурсов человеческого организма.

Григорьева, Александра Михайловна.
Народное врачевание в Якутии (XVII-XX вв.) / А. М. Григорьева. - Москва : [б. и.], 1996. - 184 с.

10.
Автор:
Захарова Агафья Еремеевна

Издательство: Наука

Год выпуска: 2004

Количество страниц: 312 с.

В монографии предпринята попытка реконструкции архаической ритуально-обрядовой символики народа саха на материалах якутского героического эпоса - олонхо. Предназначена для фольклористов, этнографов, лингвистов, историков