Тематические подборки
Николай Иванович Спиридонов—Тэки Одулок (1906-1938). Писатель, зачинатель юкагирской литературы, видный общественный деятель Севера.
БИОГРАФИЯ:
Родился 22 мая 1906 года в урочище Оттур-Кюель недалеко от юкагирского стойбища Нелемное, находящегося на берегу реки Ясачная на Колыме одиннадцатым ребенком в семье охотника. Вечная нужда родителей вынудила отдать мальчика в батраки богатому купцу из г. Среднеколымска. Смышленого, любознательного мальчика определили в церковно-приходскую школу. Здесь он освоил грамоту, пристрастился к чтению, а политические ссыльные приобщили его к идеям социализма. Он стал организатором первой комсомольской ячейки в улусе.
Впоследствии Тэки Одулок этот период своей жизни ярко описал в рассказе «Имтехай у собачьих людей», напечатанном в 1937 году в журнале «Пионер».
В 1924 он уезжает в Якутск, где поступает учиться на советско-партийную школу. В 1925 г. Николай Спиридонов вступает в партию большевиков и получает направление на учебу в Ленинградский университет. Здесь он занимается под руководством известного ученого, этнографа и исследователя Севера Владимира Германовича Богораза-Тана, который оказал немаловажную помощь в литературном творчестве, особенно при создании романов «Союз молодых» и «Воскресшее племя».
После второго курса Николай Спиридонов по заданию комитета Севера в рамках деятельности комиссии АН СССР по изучению Якутской АССР едет в составе экспедиции на Колыму и Чукотку, где собирает материалы для своих будущих работ. Вернувшись осенью 1928 года в Ленинград, Спиридонов взялся за монографию о быте и культуре юкагиров. Однако комиссия Академии наук по изучению производительных сил Якутии, сославшись на отсутствие денег, издавать его работу наотрез отказалась.
В 1931 году окончил этнографическое отделение Ленинградского университета. По совету Владимира Богораза поступил в аспирантуру Института народов Севера по специальности «экономическая география».
В 1934 году защитил диссертацию на учёную степень кандидата экономических наук по теме «Торговая эксплуатация юкагиров в дореволюционное время».
В 1934—36 гг. Тэки работает секретарем Аяно-Майского райкома партии, заведующим национальным сектором Хабаровского отделения Союза писателей.
В 1936 году он возвращается в Ленинград для защиты докторской диссертации.
Он был членом Якутского Комитета Севера, в составе оргкомитета Дальневосточного крайисполкома принимал участие в создании Чукотского национального округа. Возглавлял национальный сектор Хабаровского отделения Союза писателей, сотрудничал в Ленинградском отделении Союза писателей. Умер в 1938 г.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Начал печататься ещё в 1927 году. За короткий срок своей литературной деятельности Николай Спиридонов написал несколько книг, которые не забыты и в наши дни: «Жизнь Имтеургина старшего», «Имтехай у собачьих людей», «На Крайнем Севере» и немало журнальных статей. В этих произведениях Тэки Одулок, открыл читателям совершенно новый мир, о котором они имели лишь смутное представление.
Опубликовал ряд научных и художественных работ, в том числе статьи в первом издании Большой советской энциклопедии — «Юкагиры», «Юкагирский язык». В 1930 году в журнале «Советский Север» было опубликовано его первая историко-этнографическое исследование «Одулы (юкагиры) Колымского округа». В 1933 году был напечатан географо-этнографический очерк «На Крайнем Севере», в котором автор описал одну из поездок на Камчатку, Чукотку и Колыму. В ней содержится большой познавательный материал о юкагирах и их взаимоотношениях с соседними народностями.
Также под впечатлением поездки на Чукотку в 1934 году Тэки Одулок написал известное произведение — повесть «Жизнь Имтеургина-старшего» о жизни чукчей в царской России.
Творчеством первого писателя-юкагира интересовались многие видные советские писатели. Повесть «Жизнь Имтеургина старшего» получила высокую оценку Алексея Толстого и Александра Фадеева. Об этой же повести тепло отзывался Максим Горький.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
• Основоположник юкагирской литературы
• Тэки Одулок, в переводе с юкагирского означает «Маленький юкагир»
• «Жизнь Имтеургина старшего» переведена на английский язык и увидела свет в Лондоне под названием «Снежные люди», а также издавалась в Праге и некоторых других крупных городах Европы
• Первый юкагир, получивший ученую степень кандидата экономических наук
• Ученый-северовед, участник этнографических экспедиций на Чукотку и Колыму • С 1925 г. член КПСС
• В честь Тэки Одулока названа улица в Якутске, пос. Зырянка (Якутия) и в его родном с. Нелемное
• В 1996 году имя Тэки Одулока было присвоено первой юкагирской национальной школе в Нелемном.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
При оформлении использована фотография из сайта Бикипиэдьийэ
БИОГРАФИЯ:
Родился 22 мая 1906 года в урочище Оттур-Кюель недалеко от юкагирского стойбища Нелемное, находящегося на берегу реки Ясачная на Колыме одиннадцатым ребенком в семье охотника. Вечная нужда родителей вынудила отдать мальчика в батраки богатому купцу из г. Среднеколымска. Смышленого, любознательного мальчика определили в церковно-приходскую школу. Здесь он освоил грамоту, пристрастился к чтению, а политические ссыльные приобщили его к идеям социализма. Он стал организатором первой комсомольской ячейки в улусе.
Впоследствии Тэки Одулок этот период своей жизни ярко описал в рассказе «Имтехай у собачьих людей», напечатанном в 1937 году в журнале «Пионер».
В 1924 он уезжает в Якутск, где поступает учиться на советско-партийную школу. В 1925 г. Николай Спиридонов вступает в партию большевиков и получает направление на учебу в Ленинградский университет. Здесь он занимается под руководством известного ученого, этнографа и исследователя Севера Владимира Германовича Богораза-Тана, который оказал немаловажную помощь в литературном творчестве, особенно при создании романов «Союз молодых» и «Воскресшее племя».
После второго курса Николай Спиридонов по заданию комитета Севера в рамках деятельности комиссии АН СССР по изучению Якутской АССР едет в составе экспедиции на Колыму и Чукотку, где собирает материалы для своих будущих работ. Вернувшись осенью 1928 года в Ленинград, Спиридонов взялся за монографию о быте и культуре юкагиров. Однако комиссия Академии наук по изучению производительных сил Якутии, сославшись на отсутствие денег, издавать его работу наотрез отказалась.
В 1931 году окончил этнографическое отделение Ленинградского университета. По совету Владимира Богораза поступил в аспирантуру Института народов Севера по специальности «экономическая география».
В 1934 году защитил диссертацию на учёную степень кандидата экономических наук по теме «Торговая эксплуатация юкагиров в дореволюционное время».
В 1934—36 гг. Тэки работает секретарем Аяно-Майского райкома партии, заведующим национальным сектором Хабаровского отделения Союза писателей.
В 1936 году он возвращается в Ленинград для защиты докторской диссертации.
Он был членом Якутского Комитета Севера, в составе оргкомитета Дальневосточного крайисполкома принимал участие в создании Чукотского национального округа. Возглавлял национальный сектор Хабаровского отделения Союза писателей, сотрудничал в Ленинградском отделении Союза писателей. Умер в 1938 г.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Начал печататься ещё в 1927 году. За короткий срок своей литературной деятельности Николай Спиридонов написал несколько книг, которые не забыты и в наши дни: «Жизнь Имтеургина старшего», «Имтехай у собачьих людей», «На Крайнем Севере» и немало журнальных статей. В этих произведениях Тэки Одулок, открыл читателям совершенно новый мир, о котором они имели лишь смутное представление.
Опубликовал ряд научных и художественных работ, в том числе статьи в первом издании Большой советской энциклопедии — «Юкагиры», «Юкагирский язык». В 1930 году в журнале «Советский Север» было опубликовано его первая историко-этнографическое исследование «Одулы (юкагиры) Колымского округа». В 1933 году был напечатан географо-этнографический очерк «На Крайнем Севере», в котором автор описал одну из поездок на Камчатку, Чукотку и Колыму. В ней содержится большой познавательный материал о юкагирах и их взаимоотношениях с соседними народностями.
Также под впечатлением поездки на Чукотку в 1934 году Тэки Одулок написал известное произведение — повесть «Жизнь Имтеургина-старшего» о жизни чукчей в царской России.
Творчеством первого писателя-юкагира интересовались многие видные советские писатели. Повесть «Жизнь Имтеургина старшего» получила высокую оценку Алексея Толстого и Александра Фадеева. Об этой же повести тепло отзывался Максим Горький.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
• Основоположник юкагирской литературы
• Тэки Одулок, в переводе с юкагирского означает «Маленький юкагир»
• «Жизнь Имтеургина старшего» переведена на английский язык и увидела свет в Лондоне под названием «Снежные люди», а также издавалась в Праге и некоторых других крупных городах Европы
• Первый юкагир, получивший ученую степень кандидата экономических наук
• Ученый-северовед, участник этнографических экспедиций на Чукотку и Колыму • С 1925 г. член КПСС
• В честь Тэки Одулока названа улица в Якутске, пос. Зырянка (Якутия) и в его родном с. Нелемное
• В 1996 году имя Тэки Одулока было присвоено первой юкагирской национальной школе в Нелемном.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
При оформлении использована фотография из сайта Бикипиэдьийэ
Издания подборки 1 - 2 из 2
Автор:
Количество страниц: 6 с.
Подборки
- Тэки Одулок-Спиридонов Николай Иванович > Публикации в периодической печати,
- Языкознание. Филология. Художественная литература > Литература. Литературоведение > Теория литературы. Изучение литературы. Литературная техника > Художественная литература на отдельных языках > Якутская (саха) литература,
- НАУКА ЯКУТИИ > ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ФИЛОЛОГИЯ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА > Литература. Литературоведение.
Цель исследования - выявить признаки и особенности автобиографического повествования в первых эпических произведениях северной литературы Якутии (юкагирской повести "Жизнь Имтеургина-старшего" Т. Одулока и эвенской повести "Моё детство" Н. Тарабукина). В статье рассматриваются структура и тип повествования, определившие своеобразие жанровой и композиционно-речевой организации данных произведений. Прослеживаются становление и специфичность автобиографических форм нарратива в северной литературе Якутии, развитие сюжета и хронотопа повестей с точки зрения авторского взгляда на себя и историю, а также функционирование автобиографических элементов в текстах. Научная новизна состоит в том, что впервые анализируются формы выражения "авторского я" (автор - автобиографический герой, автор-повествователь, автор как "прототип" главного героя, т.е. биографический автор как "особый предмет изображения", но не равный автору-повествователю), соотношение хронотопов героя и автора, времени и пространства биографического, исторического и субъективного. В результате определяются особенности проявления повествователя, персонажа и автора в повести Т. Одулока и взаимодействие автора, взрослого повествователя и героя-ребёнка в повести Н. Тарабукина.
Бурцева, Ж. В. Специфика первых автобиографических повествований северной литературы Якутии ("Жизнь Имтеургина-старшего" Т. Одулока, "Моё детство" Н. Тарабукина) / Ж. В. Бурцева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2022. – Т. 15, N 12. – С. 3761-3766.
DOI: 10.30853/phil20220673
Автор:
Количество страниц: 10 с.
В статье представлены ранее не публиковавшиеся материалы из архива Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова, в которых отображены первые шаги на научном поприще выдающегося представителя одного из древнейших коренных малочисленных народов Севера - юкагиров, кандидата экономических наук, основоположника юкагирской литературы Николая Ивановича Спиридонова (Тэки Одулока). Начало его яркой, но такой короткой научной деятельности было положено в стенах одного из старейших дальневосточных музеев - Хабаровского краеведческого музея, который в 20-30-х гг. прошлого столетия являлся базовым учреждением, куда для прохождения практики направлялись молодые этнографы из центральных регионов страны. Здесь они получали свои первые задания и отправлялись в экспедиции в отдаленные регионы для сбора информации о быте малоизученных этносов. В числе таких практикантов был студент Института народов Севера - юкагир Николай Иванович Спиридонов, благодаря которому сегодня имеются уникальные этнографические сведения очевидца о жизни юкагиров и чукчей Колымы.
Тhe article contains the unpublished documents from the archive of the Khabarovsk Regional Museum named after 1 Grodekov, in which the beginning of scientific work, one of the famous representative of the Yukaghirs - the eldest indigenous peoples of the North, PhD in Economy, the founder of the Yukagir literature Nicolay Ivanovich Spiridon (Teki Odulok) is shown. His scientific activity started in the one of the oldest Far Eastern museums - the Khabaro-Regional Museum. In the 20-30’s of the XX century it was the institution where young ethnographers from the cen regions of the country’ had they practice. They received their first assignments and went on expeditions to the remote regions to collect information about the life of poorly studied ethnic groups. Among these young ethnographers was the student of the Institute of the Peoples of the North, the Yukagir - Nikolay Ivanovich Spiridonov, thanks to his researches, there are unique ethnographic information about the life of the Yukaghirs and the Chukchi of Kolyma.
Тhe article contains the unpublished documents from the archive of the Khabarovsk Regional Museum named after 1 Grodekov, in which the beginning of scientific work, one of the famous representative of the Yukaghirs - the eldest indigenous peoples of the North, PhD in Economy, the founder of the Yukagir literature Nicolay Ivanovich Spiridon (Teki Odulok) is shown. His scientific activity started in the one of the oldest Far Eastern museums - the Khabaro-Regional Museum. In the 20-30’s of the XX century it was the institution where young ethnographers from the cen regions of the country’ had they practice. They received their first assignments and went on expeditions to the remote regions to collect information about the life of poorly studied ethnic groups. Among these young ethnographers was the student of the Institute of the Peoples of the North, the Yukagir - Nikolay Ivanovich Spiridonov, thanks to his researches, there are unique ethnographic information about the life of the Yukaghirs and the Chukchi of Kolyma.
Осипова, М. В. Н. И. Спиридонов-Тэки Одулок: забытые факты жизни (по материалам архива Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова) / М. В. Осипова // Северо-Восточный гуманитарный вестник. — 2017. — N 4 (21). — С. 24-32.