Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 13
1.
Автор:

Год выпуска: 2013

The article is devoted to the celebration of the ritual of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East. The author examines in detail the ritual symbolism of the Even ethno-cultural groups residing in the Republic of Sakha (Yakutia). In the celebrations and ceremonies Evens manifest the ancient cultures of the people associated with the worship of Mother Nature, Fire, sacred animals
Статья посвящена празднично-обрядовой деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Автор подробно рассматривает символику обрядовой деятельности эвенской этнокультурной группы, проживающей в Республике Саха (Якутия). В праздниках и обрядах эвенов проявляются древние культуры этого народа, связанные с почитанием Матери-природы, духа-огня, священных животных
2.
Автор:
Savvinov Anatoly I.

Год выпуска: 2016

The Dolgans is the northernmost small-numbered Turkic speaking people, mainly living in the North of the Krasnoyarsk Territory, as well as in Anabar ulus of the Republic of Sakha (Yakutia). Dolgans’ traditional activities are reindeer herding, hunting and fishing. The number of Taimyr and Anabar Dolgans according to the latest population census of 2010 is 7885 people. Typological features of traditional Dolgan clothing are studied in the article. Despite its indigenous basis, in Dolgan clothing, as well as in Dolgan culture as a whole, the presence of different ethnic traditions can be quite clearly traced. According to the comparative analysis undertaken, the archaic elements of the traditional Dolgan clothing are closely related to the ancient Tungus tradition. The closest typological and artistic parallels are found with the traditional clothing of the Evens. The presence of archaic Tungus elements in the traditional Dolgan clothing is largely determined by the ancient ethnogenetic ties of the Dolgans’ ancestors with the Tungus world. This article is merely an attempt to address such a serious issue of comparative study of typological features of the traditional clothing of the peoples of the North, which has not been sufficiently studied yet
Долганы – самый северный малочисленный тюркоязычный народ, в основном проживающий на Севере Красноярского края, а также в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Традиционными занятиями долган являются оленеводство, охота и рыболовство. Численность таймырских и анабарских долган, по данным последней переписи населения 2010 года составляет 7885 чел. В статье рассматриваются типологические особенности традиционной одежды долган. Несмотря на самобытную основу в долганской одежде, как и в целом в культуре долган, достаточно ярко прослеживаются некоторые напластования различных этнических традиций. Как показывает предпринятый сравнительный анализ, архаичные элементы традиционной одежды долган тесно связаны с древней тунгусской традицией. Наиболее близкие типологические и художественные параллели обнаруживаются с традиционной эвенской одеждой. Наличие архаичных тунгусских элементов в традиционной одежде долган во многом объяснимо древними этногенетическими связями предков долган с тунгусским миром. Данная статья является лишь попыткой затронуть столь глубокую проблему сравнительного изучения типологических особенностей традиционной одежды народов Севера, которая еще недостаточно изучена
3.
Автор:
Vinokurova Antonina A.

Год выпуска: 2014

This article analyzes the philosophical lyrics of Lebedev’s poems. Lebedev’s poems are imbued with philosophical thoughts. In the creative work of Lebedev we have identified about 20 poems of philosophical lyrics, the themes of which are very diverse: in these verses the poet reflects on life, the past, the future, the purpose of life, death
В данной статье анализируется философская лирика поэзии В. Лебедева. Лебедевские стихи пронизаны философскими раздумьями. В творчестве В. Лебедева нами выявлено около 20 стихотворений философской лирики, тематика которой весьма разнообразна: в этих стихах поэт размышляет о жизни, о прошлом, о будущем, о предназначении жизни, о смерти
4.
Автор:
Varavina Galina N.

Год выпуска: 2018

Based on the ethnographic and field data in the context of the semiotic approach and the geospatial theory, the article analyzes the ornamental culture of the northern Tungus, namely the Evens and the Evenks. It is shown that ethno-local models of the northern landscape are represented through visual-imagery perception (art, ornamentation). An ornament is considered a symbolic “language” associated with a wide range of “texts” – beliefs and rituals. It acts as a special kind of the “language” of the world outlook, a mental worldview and the culture of the ethnos. The ornamental language of the Evens and the Evenks acts as a symbolic formation, where the symbols of Nature, Mother Earth, fertility, the symbolism of the ancestral tree (“unity of the genus”), water, fire, the symbol of the cyclic life and a spatial code function
В статье на основе этнографических и полевых материалов в контексте семиотического подхода и геопространственной теории анализируется орнаментальная культура северных тунгусов – эвенов и эвенков. Показано, что через визуально-образное восприятие (искусство, орнамент) репрезентируются этнолокальные модели северного ландшафта. Орнамент считается как символический "язык", связанный с широким кругом "текстов" – верований и ритуалов. Он выступает как особый род "языка" мировоззрения, ментальной картины мира и культуры этноса. Орнаментальный язык эвенов и эвенков выступает в качестве знакового образования, где функционируют символика Природы, Матери-Земли, плодородия, символика родового дерева ("единство рода"), воды, огня, символ цикличности жизни, а также пространственный код
5.
Автор:
Varavina Galina N.

Год выпуска: 2016

The present research studies the ornamental traditions of the indigenous peoples of the Arctic. It suggests a general typological characteristic of the traditional ornament of the Northern Tungus, Evens and Evenki. Since the dawn of time, they have been unique representatives of the Northern nomadic peoples, representing the Northeast division of the Tungus, belonging to Siberian-Manchurian ethnogenetic branch. In the course of long historical development, the Northern peoples created a number of works of decorative art, forming a unique cultural heritage of the circumpolar region, and making a cumulative contribution into the world culture treasury. Circumpolar culture of the nomads has developed a complicated system for harmonious existence of nature and man. This knowledge of the Northern nomads has been passed on from father to son, transmitted through the works of culture and art, being unique models of arts and crafts of the ethnos. The figurative “language” of the ornament of the Northern peoples is rich and multi-faceted, incorporating experience of interaction between nature and man. The Tungus ornament is one of the phenomena of the Even and Evenki national culture, reflecting its originality and peculiar features. The Tungus ornament is specific for expressing the nomadic culture, traditional way of life and peculiar picture of the world. It is distinguished with artistic and stylistic features along with the sacral and semantic content. The ornamental motives have been considered sacral, as they serve as a protective amulet. It should be noted that the ornament art is one of the most original elements of ethnic culture, vulnerable to changes much less than the routine objects they decorate. However, the Tungus ornament, and that of the Evens and Evenki in particular, remains an understudied area which has not undergone a comprehensive and deep analysis, especially on the semiotic and linguistic levels. For this reason, the present research drives a really acute problem. Besides, with the currently growing interest to the culture of autochthonic ethnicities, their stories and values, the traditional ornament may be classified as “raw material of the future”. Today, the scope of using forms, compositions, and elements of the traditional ornament in various areas of culture is extending such as to the design of trademark, decoration etc. So, Buryat Institute of Natural Science is working on a computer database of the traditional ornaments of the Mongol speaking peoples, which becomes a peculiar encyclopaedia of symbols, which may be used for creating new patterns based on the existing prototypes. For this reason, at the present stage the traditional ornament continues its development today. It is important to note that the traditional ornamental culture of the small-numbered indigenous peoples of the North and Siberia, based on mythological thinking, the fundamentals of their philosophy and nomadic world outlook, will always remain a hot topic
В статье рассматриваются орнаментальные традиции коренных народов Арктики. Дается общая типологическая характеристика традиционного орнамента северных тунгусов – эвенов и эвенков. Они испокон веков уникальные представители северных кочевых народов, являют собой северо-восточное подразделение собственно тунгусов, относятся к сибирско-маньчжурской этногенетической ветви. В процессе длительного исторического развития северные народы создали множество памятников декоративного искусства, составляющих в настоящее время часть уникального культурного наследия циркумполярного региона, внесших совокупный вклад в сокровищницу мировой культуры. Циркумполярная культура кочевников развила разветвленную систему гармоничного существования природы и человека. Эти знания северных кочевников передавались из поколения в поколение через памятники культуры и искусства, которые являются уникальными образцами декоративно-прикладного искусства этноса. Образный "язык" орнамента северных народов богат и многогранен, вобрал в себя опыт взаимодействия человека с природой. Тунгусский орнамент – одно из явлений национальной культуры эвенов и эвенков, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Специфика тунгусского орнамента заключается в том, что он выражение их кочевой культуры, традиционного образа жизни и своеобразной картины мира. Он отличается художественно-стилистическими особенностями и сакрально-семантическим содержанием. Их орнаментальные мотивы считались сакральными, они были призваны выполнять функции оберега. Следует отметить, что орнаментика является одним из наиболее самобытных элементов этнической культуры, который подвержен изменениям в намного меньшей степени, чем предметы повседневного использования. Однако тунгусский орнамент, в частности эвенов и эвенков Якутии, остается малоизученной областью, которая не получила всестороннего и глубокого анализа, особенно в семиотическом и лингвистическом планах, поэтому эта работа поднимает действительно актуальную проблему. Кроме того, в условиях растущего интереса к культуре автохтонных этносов, их истории и ценностям традиционный орнамент возможно отнести к "сырьевым ресурсам будущего". В настоящее время широко распространяется сфера применения форм, композиций и элементов традиционной орнаментики в различных областях культуры. Например, при создании товарных знаков, в дизайнерских и оформительских работах и т.д. Так, в Бурятском институте естественных наук создается компьютерная база данных традиционного орнамента монголоязычных народов, которая становится своеобразной энциклопедией символов, и с помощью которой можно будет моделировать новые узоры, используя существующие прототипы. Поэтому традиционная орнаментика на современном этапе не исчерпала возможностей дальнейшего развития и сегодня. Важно отметить, что традиционная орнаментальная культура коренных малочисленных народов Севера и Сибири, в основе которой лежит мифологическое мышление, мировоззрение кочевников, всегда остается актуальной темой
6.
Автор:
Sirina Anna A.

Год выпуска: 2019

The article discusses three significant innovations that have occurred in the culture of the nomad Evens of the Magadan region over the past 80 years: sledge (1930s), reindeer dogs (1940–50s) and tractors (1960s — 1970s). The causes and sources of these borrowings are traced, as well as the resulting systemic cumulative effect. Active innovations were associated with the adaptation of Even reindeer herders to the natural and ethnic environment, which began with their entry into the territory of the Northeast. The forced innovations were caused by the influence of the state, which set a goal to transfer part of the nomads to sedentary life, and invested significant resources and energy in the modification of reindeer husbandry as an agricultural sector. As a result of adaptation to the realities of the post-Soviet economy, a wide variety of local cultural options appeared again, complicated by borrowings and tied to the matrix of the state, but with retention of backup options in case of technical breakdowns. Innovations are regarded in the article, on the one hand, as a consequence of changing social conditions, and on the other, as a mechanism of cultural shift
В статье рассматриваются три знаковых инновации, которые появились в культуре неоседлых эвенов Магаданской области за последние 80 лет: нарты (1930-е годы), оленегонные собаки (1940–50-е годы) и трактора (1960‑1970-е годы). Прослеживаются причины и истоки этих заимствований, а также вызванный ими системный кумулятивный эффект. Активные инновации были связаны с адаптацией эвенов-оленеводов к природной и этнической среде, начавшиеся с их выхода на территорию Северо-Востока. Форсированные инновации были вызваны влиянием государства, поставившего целью перевести часть кочевников на оседлость, а также вкладывавшего значительные ресурсы и энергию в модификацию оленеводства как отрасли сельского хозяйства. В результате адаптации к реалиям постсоветской экономики вновь появилось большое разнообразие локальных вариантов культуры, усложненной заимствованиями и привязанной к матрице государства, однако сохраняющей запасные варианты на случай отказа технологических устройств. Инновации рассматриваются в статье, с одной стороны, как следствие процессов пересечения разных темпоральных режимов в результате этносоциальных контактов и влияния государства, а с другой, как механизм культурного сдвига
7.
Авторы:
Petrov Alexander A. , Razumovskaya Veronica A.

Год выпуска: 2021

The article is devoted to the history of the study and teaching of the Even (Lamut) language in Russia in the period from the 17th – to the beginning of the 21st century. Special attention is paid to the problem of linguistic ecology. The fundamental and applied researches in the synchronic and diachronic aspects, as well as issues of teaching the Even language in families, pre-school educational institutions, colleges and higher educational institutions of Russia are studied. Ethnolinguistics is considered as a possible tool of language preservation and development, i. e., the Even language teaching in the close connection with traditional and modern material and spiritual culture. In this way, the role of vocabulary reflecting the song and dance creative activity, decorative and applied art, ceremonies (of life cycle: birth, wedding, funeral) and economy (hunting, fishing, reindeer breeding), taboo and euphemisms, folk knowledge (metrology, meteorology, space orientation, medicine, calendar, food and cuisine, etc.), as well as the words of religious beliefs (animism, shamanism, Christianity) in the formation of a language picture of the world and the Evens’ mentality is being determined. The role of state institutions, civil society organizations, as well as the members of small-numbered ethnic groups per se in the preservation and development of their language and culture is described. The attention is paid to the translation as the tool of a unique language preservation
Статья посвящена истории изучения и преподавания эвенского (ламутского) языка в России в период с XVII– по начало XXI века. Отдельное внимание уделено проблеме лингвоэкологии языка. Рассматриваются фундаментальные и прикладные исследования в синхронном и диахроническом аспектах, а также вопросы преподавания эвенского языка в семье, дошкольных образовательных учреждениях, колледжах и высших учебных заведениях России. Изучаются возможности этнолингвистики для сохранения и развития языка: преподавание эвенского языка в тесной связи с традиционной и современной материальной и духовной культурой. Для этого устанавливается роль лексики, связанной с песенно-танцевальным творчеством, с декоративно-прикладным искусством, обрядовой лексики жизненного цикла (рождение, свадьба, похороны), производственной (охотничьи, рыболовецкие, оленеводческие обряды) лексики; табу и эвфемизмов; лексики, связанной с народными знаниями (метрология, метеорология, ориентация в пространстве, медицина, календарь, питание и кухня и др.), а также слов, отражающих религиозные воззрения (анимизм, шаманизм, христианство) в формировании языковой картины мира и менталитета эвенов. Отмечена роль государственных институтов, общественных организаций, а также самих представителей малочисленного этноса в сохранении и развитии своих языка и культуры. Обращено внимание на перевод как инструмент сохранения уникального языка
8.
Автор:
Sharina Sardana I.

Год выпуска: 2014

The paper attempts to identify some of the features of the language of the Verkhnekolymsky Even people, which have not been previously described in the scientific publications. Verkhnekolymsky sub-dialect demonstrates along with the typical for western sub-dialects differences some peculiar grammatical features that are not typical for other Even dialects. This fact should be taken into account when this sub-dialect is attributed to certain dialects
В статье предпринята попытка выявления некоторых особенностей языка верхнеколымских эвенов, которые не были отмечены ранее в публикациях исследователей. Наряду с характерными для говоров западного наречия отличиями при детальном рассмотрении обнаруживаются и грамматические особенности, нетипичные для других эвенских диалектов, что должно быть учтено при отнесении данного говора к определенным наречиям
9.
Автор:
Sharina Sardana I.

Год выпуска: 2013

The article is dedicated to researching dialects of Even language and their classification. The most relevant researches of Even language are considered. The practical goal is to save rare languages of small-numbered indigenous peoples of the North, Siberia, and Far East
Статья посвящена исследованию диалектов эвенского языка, их классификации. Рассматриваются наиболее актуальные исследования эвенского языка. Ставится практическая задача сохранения редких языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
10.
Авторы:
Fyodorov I. S., Федоров Илья Семенович, Решетникова Мария Ивановна, Reshetnikova M. I.

Издательство: ЯГУ

Год выпуска: 2008

Количество страниц: 80 с.

В данном пособии представлена традиционная культура юкагиров и эвенов в воспитании детей на английском языке. Игра в комплексе с другими воспитательными методами способствует активизации их коллективной творческой деятельности, укрепляет веру в собственные творческие силы, повышает интеллектуальный потенциал, развивает умение управлять своими эмоцианальнами, практическими и физическими сферами жизни. Пособие снабжено рисунками, переводом незнакомых слов и выражений, пояснением правил игр и состязаний - все это будет способствовать легкости восприятия изложенного материала, обеспечит возможность студентам ознакомится с содержанием описываем игр на английском языке