- Книга (1541)
- Газета (36)
- Журнал (166)
- Автореферат диссертации (43)
- Изоиздание (1)
- Аудиоиздание (53)
- Видеоиздание (323)
- Неопубликованный документ (2)
- Нотное издание (10)
- Фотография (12)
- Статья (262)
- Библиографический указатель (50)
- Словарь (79)
- Календарь (1)
- Брошюра (25)
- Буклет (7)
- Электронное издание (2)
- 3D-модель (2)
- Грампластинка (6)
- Веб-архив (231)
- Чукотский (26)
- Долганский (11)
- Английский (29)
- Эскимоский (3)
- Эвенкийский (71)
- Эвенский (228)
- Французский (1)
- Немецкий (1)
- Хантыйский (2)
- Корякский (4)
- Мансийский (2)
- Нанайский (7)
- Ненецкий (5)
- Нганасанский (1)
- Нивхский (14)
- Старорусский (4)
- Русский (2151)
- Латинская графика (4)
- Тунгусский (8)
- Якутский (228)
- Юкагирский (51)
Год выпуска: 2016
- Оленевод - хранитель тундры > Современное состояние оленеводства,
- Сохранение семейных традиций коренных малочисленных народов > Домашнее оленеводство в семейных традициях,
- Общественные науки. Образование,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор.
Статья посвящена изучению актуальной проблемы культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Северо-Востока России, в частности традиционной практики ведения оленеводства у тунгусов, рассмотрению современных адаптивных стратегий выживания и новых возможностей в условиях глобализации. В работе на основе использования метода экспедиционных полевых работ подвергнута научному анализу специфика кочевой ется структурной однородностью таких явлений, как траектория непрерывного движения "кормящего ландшафта" (домашнего или дикого животного), путей цикличного передвижения человеческих коллективов в пределах ареала кочевания и строения хозяйственно-фенологического календаря. Пространственно-временные представления, запечатленные в традиционном календаре, также структурно однородны хозяйственному циклу, строению культуры жизнеобеспечения и отражены в картине мира изучаемых этносов. Оленеводы-охотники, кочевавшие в течение промыслового года по замкнутому круговому маршруту, выработали "круговую" модель жизнедеятельности в отличие от "линейного" типа культуры жизнеобеспечения (полуоседлые рыболовы, промысловые пути которых тянулись вдоль главной кормящей субстанции – реки). Сегодня можно говорить о более-менее устойчивой модели культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, характерной чертой которой является комбинация и синтез элементов современной (урбанизированной) и архаичной (северной) культур. Проблемная установка определила следующие три основные исследовательские линии: традиционные и современные практики ведения оленеводства в охотничье-промысловой системе жизнеобеспечения у тунгусов, основные варианты хозяйственных моделей жизнедеятельности народов Севера и реконструкция этнолокальных вариантов жизнеобеспечения у тунгусов. Выявлено, что в настоящее время в разных этнолокальных группах коренных малочисленных народов Севера сложился целый спектр стратегий жизнеобеспечения, в котором важное значение имеют не только историко-культурные, но и социально-экономические факторы
Год выпуска: 2023
Статья посвящена анализу результатов двух социологических опросов, проведенных в 2020 году на Чукотке, среди зарубежных трудовых мигрантов и общин коренных малочисленных народов. Результаты опроса зарубежных трудовых мигрантов позволили определить профиль трудового мигранта на Чукотке. Оказалось, что Чукотка привлекает высококвалифицированных мигрантов из Украины в ВЭД "производство и распределение электроэнергии, газа и воды".Чукотка также известна как территория традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Результаты опроса шести общин коренных народов и десяти малых унитарных предприятий позволили оценить перспективы рынка труда для коренных народов Севера. Так, результаты опроса продемонстрировали, что коренные народы Чукотки в основном заняты в традиционных секторах – оленеводство, рыбоводство, охота (75 %), остальные 25 % работают в профессиях социальной сферы – воспитатель, учитель, медицинский персонал. Результаты опроса также предоставили информацию о перспективных профессиях для коренных народов, таких как чумработница, обработчик рыбы, коптильщик, оператор пеногенератора и мастер по обслуживанию холодильников. Анализ демографических тенденций также показал, что 2 из 7 муниципальных образований – Певек и Чукотский муниципальный округ – сталкиваются с серьезным оттоком населения, в то время как Анадырь становится всё более привлекательным. И результаты опроса, и статистические данные помогли нам актуализировать картину как естественного (рождаемость), так и механического движения (миграция) населения на Чукотке
Издательство: Просвещение
Год выпуска: 1983
Количество страниц: 280 с.
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Языкознание > Языки КМНС > Иные языки,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Языкознание > Русский язык,
- ШКОЛА > Предметные подборки > Справочная литература > Словари,
- КНИГАКАН > Все народы > Коряки (палеоазиатская группа языков) > Языкознание.
Издательство: Судаарыстыба үөрэх пэдэгиэгикэ кинигэтин пэчээтэ
Год выпуска: 1937
Серия, номер выпуска: Орто оскуола гиэгирээпийэ туһунан бибилэтиэкэтэ
Количество страниц: 50 с.
Год выпуска: 2023
Исследуется изучение лингвофольклористики на материале фактов духовной культуры долган: малых жанров фольклора и олонхо. Реалии устного народного творчества долган позволяют исследовать языковые данные в русле традиций лингвофольклористики. В настоящее время, в условиях промышленного освоения Арктики, язык и традиционная культура долган находятся на грани исчезновения, и потому изучение фольклора одного из этносов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в этнолингвистическом плане представляется актуальной задачей гуманитарной науки для поколений россиян и мирового сообщества. Сегодня отсутствуют исследования, посвящённые анализу языка фольклора долган – одного из коренных малочисленных народов Севера России. Поэтому в статье впервые предпринята попытка анализа фольклорного материала долган как предмета лингвофольклористики. Источниками исследования послужили опубликованные в России и за рубежом материалы устного народного творчества долган.Фольклор, язык и традиционная культура долган Таймыра и Республики Саха (Якутия), несмотря на трансформации и инновационные процессы, продолжают сохраняться в их новых формах, адаптированных в условиях многонационального и поликультурного общества, и в этом значительную роль играют такие современные направления языкознания, как этнолингвистика и лингвофольклористика. Долганы устойчиво сохраняют в своей духовной культуре такие жанры устного народного поэтического творчества, как пословицы, поговорки, загадки, приметы, сказки, героические сказания – олонхо. Учитывая малоисследованность темы почти во всех жанрах устного народного творчества, дальнейшие изыскания в этой интереснейшей области научного знания представляются весьма актуальными и перспективными
Год выпуска: 2013
Этническое самосознание долган характеризуется отграничением от близкородственных якутов и определением себя в качестве особой самостоятельной этнической единицы. Однако наряду с основным этнонимом "долганы" в старшем поколении используются и иные этнонимы – "саха", "тыа", "хака".В составе долганского этноса сохраняется несколько этнотерриториальных групп, имеющих особенности в языке и культуре. Для языковых процессов характерно начало языковой ассимиляции, особенно заметной в детской возрастной группе. В территориальном плане языковая ассимиляция сильнее проявляется в западной части Таймыра, на востоке полуострова ситуация благополучная. В настоящее время свободно владеют долганским языком немного более половины долган
Год выпуска: 2013
- Национальная культура, обряды, праздники коренных малочисленных народов Севера > Традиционные обряды, праздники, искусство коренных малочисленных народов Якутии > Эвены,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор,
- iYakutia > Хранители традиций > Эвены.
Статья посвящена празднично-обрядовой деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Автор подробно рассматривает символику обрядовой деятельности эвенской этнокультурной группы, проживающей в Республике Саха (Якутия). В праздниках и обрядах эвенов проявляются древние культуры этого народа, связанные с почитанием Матери-природы, духа-огня, священных животных
Год выпуска: 2016
Многие исследователи объясняют общность алтайских языков как результат языковых контактов. В статье рассматриваются связи между эвенкийской и якутской лингвокультурами. В результате многовековых контактов и соседства у этих народов сформировалась единая концептуальная система мировосприятия. В мифологической картине мира основу мироздания составляет триада небо-человек-земля. В эпической поэзии Саха Вселенная представлена в виде исполинского дерева Аал Луук Мас, на котором расположены три среды существования человека, верхний, средний и нижний миры. Небо является средой обитания не только небо-жителей, но и некоторых злых духов. В среднем мире обитают люди айыы. Нижний мир населяют племена абааhы (злые духи). Жизнь на Земле зависит от расположения небесных духов, а от обитателей нижнего мира исходит угроза для жизни людей. Земля и небо составляют единое целое, небо как духовное начало, а земля как материальная сущность, зависящая от неба. В эвенкийском эпосе вселенная Буга состоит из трех уровней: верхний мир Угу Буга, средний мир Дулин Буга (или Сивир), нижний мир Хэргу Буга. Верхний мир описывается как страна вечного лета, тепла и благополучия. В нем обитает божество Сэвэки – творец среднего мира. Богатыри среднего мира в поисках невест поднимаются на верхний мир, где обитают дочери Солнца (Дылача Хунадин), Луны и созвездий (Бега Хунадин). Буга означает также верховное существо, управляющее силами природы, жизнью тайги, животных и человеческого рода
Год выпуска: 2018
В статье рассматриваются традиционные социологические-культурные практики воспроизводства культур коренных народов и определяются критерии их анализа. Исследуется современное состояние традиционной культуры селькупов, ненцев и ессейских якутов с акцентом на погребальную обрядность этих этнических групп проведено. Авторы пытаются выявить факты способствующие сохранению традиционной культуры. Высказывается предположение, что наиболее правильным шагом для сохранения уникальности культур коренных народов может быть сохранение их современного состояния, которая должна быть начата как можно раньше, пока не наступили необратимые изменения, вызванные глобализацией, и полностью поглотили традиционные культуры
Год выпуска: 2016
Долганы – самый северный малочисленный тюркоязычный народ, в основном проживающий на Севере Красноярского края, а также в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Традиционными занятиями долган являются оленеводство, охота и рыболовство. Численность таймырских и анабарских долган, по данным последней переписи населения 2010 года составляет 7885 чел. В статье рассматриваются типологические особенности традиционной одежды долган. Несмотря на самобытную основу в долганской одежде, как и в целом в культуре долган, достаточно ярко прослеживаются некоторые напластования различных этнических традиций. Как показывает предпринятый сравнительный анализ, архаичные элементы традиционной одежды долган тесно связаны с древней тунгусской традицией. Наиболее близкие типологические и художественные параллели обнаруживаются с традиционной эвенской одеждой. Наличие архаичных тунгусских элементов в традиционной одежде долган во многом объяснимо древними этногенетическими связями предков долган с тунгусским миром. Данная статья является лишь попыткой затронуть столь глубокую проблему сравнительного изучения типологических особенностей традиционной одежды народов Севера, которая еще недостаточно изучена