Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 48
1.
Автор:
Alekseeva Sardaana A.

Год выпуска: 2016

This article is devoted to regards the actual problems of cultural livelihoods of Indigenous Peoples of the North-East of Russia, in particular, the traditional practice of reindeer herding of the Tongues, contemporary consideration of adaptive coping strategies and new opportunities in the context of globalization. The work on the basis of the method of expeditionary field work subjected to scientific analysis of the specifics of nomadic reindeer culture of the peoples of the North (for example, the Evens and Evenki), which marked the structural uniformity of phenomena such as the trajectory of continuous movement “feeding the landscape” (pet or wild animal), the cycle paths of movement of human groups within the range of nomadic and economic structure-phenological calendar. Space-time representation, captured in the traditional calendar, and structural uniformity of the economic cycle, the structure of livelihoods and culture are reflected in the picture of the world of the studied ethnic groups. Reindeer hunters, that move during the hunting year, within a closed circle route, developed a “circular” model of life in contrast to the “linear” type of culture of life support (semi-settled fishermen, whose route ran along the main feeding substance - river). Today we can talk about more or less sustainable model of cultural livelihoods of Indigenous Peoples, which is characterized by a combination and synthesis of modern (urban) elements and archaic (northern) cultures. Installing problem identified the following three main lines of research: traditional and modern practices in the conduct of reindeer hunting and fishing in life-support system of the peoples of the Tungus; the main options for the economic models of life of the peoples of the North; reconstruction of ethnolocal options for livelihoods of the Tungus. Currently, different ethnolocal groups of indigenous peoples has developed a range of livelihood strategies, which are important not only historical and cultural meanings, but also social and economic factors
Статья посвящена изучению актуальной проблемы культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Северо-Востока России, в частности традиционной практики ведения оленеводства у тунгусов, рассмотрению современных адаптивных стратегий выживания и новых возможностей в условиях глобализации. В работе на основе использования метода экспедиционных полевых работ подвергнута научному анализу специфика кочевой ется структурной однородностью таких явлений, как траектория непрерывного движения "кормящего ландшафта" (домашнего или дикого животного), путей цикличного передвижения человеческих коллективов в пределах ареала кочевания и строения хозяйственно-фенологического календаря. Пространственно-временные представления, запечатленные в традиционном календаре, также структурно однородны хозяйственному циклу, строению культуры жизнеобеспечения и отражены в картине мира изучаемых этносов. Оленеводы-охотники, кочевавшие в течение промыслового года по замкнутому круговому маршруту, выработали "круговую" модель жизнедеятельности в отличие от "линейного" типа культуры жизнеобеспечения (полуоседлые рыболовы, промысловые пути которых тянулись вдоль главной кормящей субстанции – реки). Сегодня можно говорить о более-менее устойчивой модели культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, характерной чертой которой является комбинация и синтез элементов современной (урбанизированной) и архаичной (северной) культур. Проблемная установка определила следующие три основные исследовательские линии: традиционные и современные практики ведения оленеводства в охотничье-промысловой системе жизнеобеспечения у тунгусов, основные варианты хозяйственных моделей жизнедеятельности народов Севера и реконструкция этнолокальных вариантов жизнеобеспечения у тунгусов. Выявлено, что в настоящее время в разных этнолокальных группах коренных малочисленных народов Севера сложился целый спектр стратегий жизнеобеспечения, в котором важное значение имеют не только историко-культурные, но и социально-экономические факторы
2.
Авторы:
Pitukhina Maria A. , Belykh Anastasia D.

Год выпуска: 2023

Article deals with two sociological survey results of foreign labour migrants and indigenous peoples communities in 2020 in Chukotka. Survey results of foreign labour migrants made it possible to update a foreign labour migrant profile in Chukotka. It turned out that Chukotka attracts highly qualified migrants into labour market segment “production and distribution of electricity, gas and water”. Chukotka is also known as the territory of traditional residence of indigenous small-numbered peoples of the North (ISPN).Survey results of indigenous peoples’ communities made it possible to understand labour market perspectives for indigenous peoples. Thus, survey results have shown that indigenous peoples in Chukotka are mainly engaged in traditional occupations for indigenous peoples (75 %), while other 25 % work in occupations of social sector. Survey results also provided information on perspective occupations for indigenous peoples such chum keeper, fish processor, smoker, foam machine operator, and refrigerator service master. Demographic trends analyses also showed that 2 out of 7 municipalities – Pevek and Chukotsky municipality – are facing a serious out- migration while Anadyr is getting more attractive for senior citizens rather that youth. Both survey results as well as statistic data helped us to update picture of both natural (birth rate) and mechanical movements (migration) of people in Chukotka
Статья посвящена анализу результатов двух социологических опросов, проведенных в 2020 году на Чукотке, среди зарубежных трудовых мигрантов и общин коренных малочисленных народов. Результаты опроса зарубежных трудовых мигрантов позволили определить профиль трудового мигранта на Чукотке. Оказалось, что Чукотка привлекает высококвалифицированных мигрантов из Украины в ВЭД "производство и распределение электроэнергии, газа и воды".Чукотка также известна как территория традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Результаты опроса шести общин коренных народов и десяти малых унитарных предприятий позволили оценить перспективы рынка труда для коренных народов Севера. Так, результаты опроса продемонстрировали, что коренные народы Чукотки в основном заняты в традиционных секторах – оленеводство, рыбоводство, охота (75 %), остальные 25 % работают в профессиях социальной сферы – воспитатель, учитель, медицинский персонал. Результаты опроса также предоставили информацию о перспективных профессиях для коренных народов, таких как чумработница, обработчик рыбы, коптильщик, оператор пеногенератора и мастер по обслуживанию холодильников. Анализ демографических тенденций также показал, что 2 из 7 муниципальных образований – Певек и Чукотский муниципальный округ – сталкиваются с серьезным оттоком населения, в то время как Анадырь становится всё более привлекательным. И результаты опроса, и статистические данные помогли нам актуализировать картину как естественного (рождаемость), так и механического движения (миграция) населения на Чукотке
4.
Автор:
Petrov Alersander A.

Год выпуска: 2023

The article examines the problem of studying the issues of linguo-folklore on the material of the facts of Dolgan spiritual culture: small genres of folklore and olonkho. The realities of Dolgan oral folk art allow us to explore linguistic data in line with the traditions of linguo-folklore studies. At present, in the conditions of the industrial development of the Arctic, the language and traditional culture of Dolgans are on the verge of extinction, and therefore the study of the folklore of one of the ethnic groups of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation in ethnolinguistic terms seems to be an urgent task of the humanities for the generations of Russians and the world community. Today, there are no studies devoted to the analysis of the folklore language of Dolgans, one of the indigenous peoples of the North of Russia. Therefore, in the article, for the first time, an attempt was made to analyze Dolgan folklore material as a subject of linguo-folklore studies. Purpose of the work: To study the language of Dolgan folklore as a component of the cultural component of Dolgan spiritual life in connection with ethnolinguistics as a direction of linguistics. The sources of the study were the materials of Dolgan oral folk art published in Russia and abroad. The following research methods were used in the work: descriptive, comparative, methods of continuous sampling of factual material and statistical analysis. Folklore, language and traditional culture of Dolgans living in Taimyr and the Republic of Sakha (Yakutia), despite transformations and innovative processes, continue to be preserved in their new forms, adapted to the conditions of a multinational and multicultural society and in this such modern areas of science of linguistics as ethnolinguistics and linguo-folkloristics play a significant role. Dolgans steadily preserve in their spiritual culture such genres of oral folk poetry as proverbs, sayings, riddles, signs; fairy tales, heroic tales – olonkho. Taking into account the insufficiently explored topic in almost all genres of oral folk art, further research in this most interesting area of scientific knowledge seems to be very relevant and promising
Исследуется изучение лингвофольклористики на материале фактов духовной культуры долган: малых жанров фольклора и олонхо. Реалии устного народного творчества долган позволяют исследовать языковые данные в русле традиций лингвофольклористики. В настоящее время, в условиях промышленного освоения Арктики, язык и традиционная культура долган находятся на грани исчезновения, и потому изучение фольклора одного из этносов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в этнолингвистическом плане представляется актуальной задачей гуманитарной науки для поколений россиян и мирового сообщества. Сегодня отсутствуют исследования, посвящённые анализу языка фольклора долган – одного из коренных малочисленных народов Севера России. Поэтому в статье впервые предпринята попытка анализа фольклорного материала долган как предмета лингвофольклористики. Источниками исследования послужили опубликованные в России и за рубежом материалы устного народного творчества долган.Фольклор, язык и традиционная культура долган Таймыра и Республики Саха (Якутия), несмотря на трансформации и инновационные процессы, продолжают сохраняться в их новых формах, адаптированных в условиях многонационального и поликультурного общества, и в этом значительную роль играют такие современные направления языкознания, как этнолингвистика и лингвофольклористика. Долганы устойчиво сохраняют в своей духовной культуре такие жанры устного народного поэтического творчества, как пословицы, поговорки, загадки, приметы, сказки, героические сказания – олонхо. Учитывая малоисследованность темы почти во всех жанрах устного народного творчества, дальнейшие изыскания в этой интереснейшей области научного знания представляются весьма актуальными и перспективными
5.
Автор:
Krivonogov Victor P.

Год выпуска: 2013

Ethnic identityof the Dolgans is characterized by separation from the closely related Yakuts and identification as the separate independent ethnic group. However, together with the main ethnonym “the Dolgans”, the older generation uses other ethnonyms, such as “Sakha”, “Tia”, “Hakha”. In the Dolgans’ ethnos there are several ethno-territorial groups with peculiarities in the language and culture. The language processes are characterized by beginning of assimilation of languages, which is most noticeable in childhood. As for territorial boundaries, assimilation of languages is typical for western part of Taimyr, in the east of the peninsula the situation does not impose any hardship. Today, a little bit more than a half of the Dolgans can fluently speak the Dolgan language
Этническое самосознание долган характеризуется отграничением от близкородственных якутов и определением себя в качестве особой самостоятельной этнической единицы. Однако наряду с основным этнонимом "долганы" в старшем поколении используются и иные этнонимы – "саха", "тыа", "хака".В составе долганского этноса сохраняется несколько этнотерриториальных групп, имеющих особенности в языке и культуре. Для языковых процессов характерно начало языковой ассимиляции, особенно заметной в детской возрастной группе. В территориальном плане языковая ассимиляция сильнее проявляется в западной части Таймыра, на востоке полуострова ситуация благополучная. В настоящее время свободно владеют долганским языком немного более половины долган
6.
Автор:

Год выпуска: 2013

The article is devoted to the celebration of the ritual of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East. The author examines in detail the ritual symbolism of the Even ethno-cultural groups residing in the Republic of Sakha (Yakutia). In the celebrations and ceremonies Evens manifest the ancient cultures of the people associated with the worship of Mother Nature, Fire, sacred animals
Статья посвящена празднично-обрядовой деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Автор подробно рассматривает символику обрядовой деятельности эвенской этнокультурной группы, проживающей в Республике Саха (Якутия). В праздниках и обрядах эвенов проявляются древние культуры этого народа, связанные с почитанием Матери-природы, духа-огня, священных животных
7.
Авторы:
Afanasieva Evdokiya N., Ivanova Raissa P.

Год выпуска: 2016

The article deals with the problem of linguistic contacts and their impact on worldview of the Evenk and Sakha. Mythology, language and folklore of these peoples have common features. The concept of the universe has three levels in both cultures. The God is in heaven, people are in the middle world, devils are in the lower world. In the Sakha epic heaven is the place of not only gods but also some evil spirits and ancestors. The Evenk imagine heaven as paradise, no evil spirits live there. The warriors of the middle world travel to the upper world to search for the brides. Close contacts and neighbouring during long-time period and family ties between the Evenk and Sakha had led to the formation of the common conceptual space based on religious and cultural syncretism, intermixture of the mythological and epic worldview
Многие исследователи объясняют общность алтайских языков как результат языковых контактов. В статье рассматриваются связи между эвенкийской и якутской лингвокультурами. В результате многовековых контактов и соседства у этих народов сформировалась единая концептуальная система мировосприятия. В мифологической картине мира основу мироздания составляет триада небо-человек-земля. В эпической поэзии Саха Вселенная представлена в виде исполинского дерева Аал Луук Мас, на котором расположены три среды существования человека, верхний, средний и нижний миры. Небо является средой обитания не только небо-жителей, но и некоторых злых духов. В среднем мире обитают люди айыы. Нижний мир населяют племена абааhы (злые духи). Жизнь на Земле зависит от расположения небесных духов, а от обитателей нижнего мира исходит угроза для жизни людей. Земля и небо составляют единое целое, небо как духовное начало, а земля как материальная сущность, зависящая от неба. В эвенкийском эпосе вселенная Буга состоит из трех уровней: верхний мир Угу Буга, средний мир Дулин Буга (или Сивир), нижний мир Хэргу Буга. Верхний мир описывается как страна вечного лета, тепла и благополучия. В нем обитает божество Сэвэки – творец среднего мира. Богатыри среднего мира в поисках невест поднимаются на верхний мир, где обитают дочери Солнца (Дылача Хунадин), Луны и созвездий (Бега Хунадин). Буга означает также верховное существо, управляющее силами природы, жизнью тайги, животных и человеческого рода
8.
Автор:
Naumova Elena V.

Год выпуска: 2018

The article examines traditional socio-cultural practices for reproduction of cultures of indigenous peoples and specifies the criteria for their analysis. The study of the current state of traditional cultures of Selkups, Nenets, and Essey Yakuts with the emphasis on funeral rites of these ethnic groups is conducted. The authors try to discover the factors, contributing to preservation of traditional culture. It is suggested that the most appropriate step to preserve the uniqueness of indigenous cultures might be fixation of their current state, which should be started as soon as possible, before the irreversible changes, caused by globalization, have completely adsorbed traditional cultures
В статье рассматриваются традиционные социологические-культурные практики воспроизводства культур коренных народов и определяются критерии их анализа. Исследуется современное состояние традиционной культуры селькупов, ненцев и ессейских якутов с акцентом на погребальную обрядность этих этнических групп проведено. Авторы пытаются выявить факты способствующие сохранению традиционной культуры. Высказывается предположение, что наиболее правильным шагом для сохранения уникальности культур коренных народов может быть сохранение их современного состояния, которая должна быть начата как можно раньше, пока не наступили необратимые изменения, вызванные глобализацией, и полностью поглотили традиционные культуры
9.
Автор:
Savvinov Anatoly I.

Год выпуска: 2016

The Dolgans is the northernmost small-numbered Turkic speaking people, mainly living in the North of the Krasnoyarsk Territory, as well as in Anabar ulus of the Republic of Sakha (Yakutia). Dolgans’ traditional activities are reindeer herding, hunting and fishing. The number of Taimyr and Anabar Dolgans according to the latest population census of 2010 is 7885 people. Typological features of traditional Dolgan clothing are studied in the article. Despite its indigenous basis, in Dolgan clothing, as well as in Dolgan culture as a whole, the presence of different ethnic traditions can be quite clearly traced. According to the comparative analysis undertaken, the archaic elements of the traditional Dolgan clothing are closely related to the ancient Tungus tradition. The closest typological and artistic parallels are found with the traditional clothing of the Evens. The presence of archaic Tungus elements in the traditional Dolgan clothing is largely determined by the ancient ethnogenetic ties of the Dolgans’ ancestors with the Tungus world. This article is merely an attempt to address such a serious issue of comparative study of typological features of the traditional clothing of the peoples of the North, which has not been sufficiently studied yet
Долганы – самый северный малочисленный тюркоязычный народ, в основном проживающий на Севере Красноярского края, а также в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Традиционными занятиями долган являются оленеводство, охота и рыболовство. Численность таймырских и анабарских долган, по данным последней переписи населения 2010 года составляет 7885 чел. В статье рассматриваются типологические особенности традиционной одежды долган. Несмотря на самобытную основу в долганской одежде, как и в целом в культуре долган, достаточно ярко прослеживаются некоторые напластования различных этнических традиций. Как показывает предпринятый сравнительный анализ, архаичные элементы традиционной одежды долган тесно связаны с древней тунгусской традицией. Наиболее близкие типологические и художественные параллели обнаруживаются с традиционной эвенской одеждой. Наличие архаичных тунгусских элементов в традиционной одежде долган во многом объяснимо древними этногенетическими связями предков долган с тунгусским миром. Данная статья является лишь попыткой затронуть столь глубокую проблему сравнительного изучения типологических особенностей традиционной одежды народов Севера, которая еще недостаточно изучена
10.
Автор:
Vinokurova Antonina A.

Год выпуска: 2014

This article analyzes the philosophical lyrics of Lebedev’s poems. Lebedev’s poems are imbued with philosophical thoughts. In the creative work of Lebedev we have identified about 20 poems of philosophical lyrics, the themes of which are very diverse: in these verses the poet reflects on life, the past, the future, the purpose of life, death
В данной статье анализируется философская лирика поэзии В. Лебедева. Лебедевские стихи пронизаны философскими раздумьями. В творчестве В. Лебедева нами выявлено около 20 стихотворений философской лирики, тематика которой весьма разнообразна: в этих стихах поэт размышляет о жизни, о прошлом, о будущем, о предназначении жизни, о смерти