Отраслевые подборки (УДК)
Издания подборки 1 - 10 из 936
1.

Количество страниц: 6 с.

Рассматриваются водные транспортные средства, участвовавшие в формировании хозяйственной спецификации и духовных ценностей бродячих охотничьих и рыболовных племен юкагиров верхней Колымы. Водные ресурсы северных широт предполагали наличие специализированных плавсредств в соответствии с потребностями кочевого быта: легкие в управлении и переноске челноки промысловиков, грузовые и транспортные лодки для перекочевки семей с женщинами, стариками, детьми. Средства перемещения, которые могли быть использованы для военных, меновых и иных целей. Транспортный парк предполагал различия в размерах и конструкциях. Верхнеколымские юкагиры в конце XIX - начале XX в. кочевали на плотах треугольной формы, лодках долбленых и дощатых, одно- и многоместных. Основные сведения по водным транспортным средствам собрал В.И. Иохельсон, дополняют его материалы Ю.Б. Симченко, который обобщил данные по древним каркасным лодкам в арсенале рыболовов и охотников на дикого северного оленя. Каркасные лодки с кожаным покрытием существовали у эвенов Якутии. Следы наличия их у юкагиров тундры выявил Ю.Б. Симченко. Автором настоящей статьи получена информация от американской эскимоски о существовании у них плота треугольной формы с кожаной обтяжной. Напрашивается вопрос: не являются ли треугольные плоты (юкагирский и эскимосский с кожаной обтяжкой] и каркасная лодка эвенов так называемыми культурными окаменелостями, свидетельствами существования многоместных средств передвижения для членов рода в далеком прошлом? Предполагается, что большегрузная лодка лесных юкагиров является комбинированной, соединившей элементы национальных транспортных средств и, возможно, русского карбаса, то есть не рассматривается однозначно как русское заимствование. На протяжении XX в. в связи с серьезными социально-экономическими переменами водный транспорт лесных юкагиров существенно изменился, преимущества получили привозные дюралевые лодки заводского производства. В конце XX - начале XXI вв. у лесных юкагиров р. Ясачной в верховьях Колымы в ограниченном применении сохранился промысловый дощатый челнок из трех досок.
Water vehicles participating in the formation of economic specifications and spiritual values of stray hunting and fishing tribes of the Yukagirs of Upper Kolyma are considered. The water resources of the northern latitudes assumed the availability of specialized watercraft in accordance with the needs of nomadic life: easy shuttle traders and trailers, cargo and transport boats for migrating families with women, old people, and children. Means of conveyance could be used for military, exchange and other purposes. The transport fleet assumed differences in size and construction. Verkhnekolymsk Yukagirs in the late XIX - early XX centuries roamed on rafts of a triangular shape, dugout and boardwalk boats, single and multi-seat. Basic information on water vehicles was collected by V.I. Jochelson, supplemented by his materials Yu. B. Simchenko, who summarized data on ancient frame boats in the arsenal of anglers and wild reindeer hunters. Leather-framed boats existed in the Evens of Yakutia. Traces of their presence among the Tundra Yukagirs were identified by Yu. B. Simchenko. The author of this article received information from the American Eskimo about the existence of a raft of a triangular shape with leather tight. The question arises: are triangular rafts (Yukagir and Eskimo with leather tight) and Even’s frame boat the so-called cultural fossils, evidence of the existence of multi-seat vehicles for members of the clan in the distant past? It is assumed that the heavy boat of the Forest Yukaghirs is combined boat that joins elements of national vehicles and, possibly, Russian karbas, it is not considered unambiguously as Russian borrowing. During XX century in connection with serious socio-economic changes, the water transport of the Forest Yukagirs has changed significantly, the advantages of imported factory-made dural boats. At the end of XX - beginning of XXI centuries Forest Yukagirs Yasachnaya River in the Upper Kolyma in limited use preserved fishing board shuttle of three boards.

Жукова, Л. Н.
Средства передвижения у юкагиров: лодки (традиции и современность) / Жукова Л. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СОРАН, 2020. - С. 89-94. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.014
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.014

2.

Количество страниц: 5 с.

Статья посвящена рассмотрению космонима эвенков под названием Чапактэ, переводимая как "Территория беличьих гнезд". В работе предпринята попытка рассмотрения семантически и этимологически слова "Чапактэ" связанного со словом чапа - беличье гнездо. Отмечается, что представления о звездном небе у эвенков складывалось в зависимости от этнической истории развития, основного места обитания этноса, типа хозяйствования, контактов и взаимодействия с соседями в области как материальной, так и духовной культуры. Объясняется, что восприятие охотника-эвенка, созвездие в своей сумме звезд есть определенно-ограниченная территория неба и выбран для обозначения Плеяд очень точный, с точки зрения семантики, космоним Чапактэ - "Территория беличьих гнезд". В обрядовой культуре, в фольклоре (мифе, эпосе] эвенков также отражены мифолого-мировоззренческие аспекты, связанные с белкой, беличьим гнездом и созвездием Плеяды - Чапактэ.
The article is devoted to the consideration of the Evenki cosmonym named Chapakte, translated as "Territory of squirrel nests”. The work attempted to consider the semantic and etymologically word "Chapakte” associated with the word Chapa - squirrel nest. It is noted that the ideas about the starry sky among the Evenki were formed depending on the ethnic history of development, the main habitat of the ethnic group, the type of economy, contacts and interaction with neighbors in both material and spiritual culture. It is explained that the perception of a Hunter-Evenki, the constellation in its sum of stars is definitely a limited territory of the sky, and the cosmonym Chapakte - "territory of squirrels nests” - is chosen to designate the Pleiades. In the ritual culture, in the folklore (myth, epic) of the Evenki, the mythological and worldview aspects associated with the squirrel, squirrel’s nest and the constellation Pleiades-Chapakte are also reflected.

Варламова, Ю. А.
Об эвенкийском космониме "Чапактэ - территория беличьих гнезд" в обозначении созвездия "Плеяды / Дьяконова М. П. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 283-287. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.054
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.054

3.

Количество страниц: 5 с.

Статья посвящена этимологии известного топонима "Сибирь", являющегося предметом лингвистической дискуссии на протяжении длительного времени. В публикации представлен краткий обзор существующих гипотез, а также выдвинута гипотеза об эвенкийском (тунгусо-маньчжурском] происхождении названия. По мнению авторов, основанном на лингвистическом значении слова и эпических традициях эвенков, возникновение топонима произошло в эвенкийском языке в эпоху расселения эвенков на обширной территории Восточной Сибири. Этимологию топонима следует связывать со значением "мир, земля, горная тайга".
The article is devoted to the etymology of the well-known toponym "Siberia", which has been the subject of linguistic discussion for a long time. The publication provides a brief overview of existing hypotheses, as well as a hypothesis about the Evenki [Tungus-Manchu] origin of the name. According to the authors, whose opinion is based on the linguistic meaning of the word and the epic traditions of the Evenki, the origin of the toponym occurred in the Evenki language during the era of the Evenki's settlement in the vast territory of Eastern Siberia. The etymology of the toponym should be associated with the meaning "world, land, mountain taiga”.

Варламова, Ю. А.
Сибирь" в эвенкийском фольклоре: к вопросу об этимологии топонима / Варламова Ю. А., Варламов А. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 279-283. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.053
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.053

4.

Количество страниц: 6 с.

Варламов, А. Н.
Образ лося в мировоззрении и фольклоре тунгусо-маньчжурских народов: к вопросу о ранней истории тунгусов / Варламов А. Н. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН //Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 269-274. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.051
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.051

5.

Количество страниц: 7 с.

Унру, С. А.
Персонажи современного необрядового фольклора эвенков / Унру С. А. ; Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена // Народы и культуры Северной Азии в контексте научного наследия Г. М. Василевич : сборник научных статей / ответственный редактор Л. И. Миссонова ; редакционная коллегия: А. Н. Варламов, Н. И. Данилова, Е. Г. Маклашова [и др.] ; рецензенты: Т. В. Аргунова, Т. Г. Басангова, В. Н. Давыдов ; ответственный за выпуск М. П. Дьяконова. - Якутск : ИГИиПМНС СО РАН, 2020. - С. 262-268. - DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.050
DOI: 10.25693/Vasilevich.2020.050

6.

Количество страниц: 6 с.

В статье раскрывается сущность и своеобразие песенного фольклора луоравэтланов (чукчей) Нижней Колымы. Цель статьи - раскрыть специфику традиционных песен чукчей Нижней Колымы Якутии во взаимодействии текста и музыки, их взаимовлияниях внутри локальной традиции. Новизна научного исследования заключается в выявлении звуковысотных, ритмических, тембровых и текстовых особенностей внутри чукотского песенного жанра этого региона, их связи и взаимодействия. Большинство музыкальных примеров презентуются впервые; авторами личных песен являются представители чукотского народа - жители с. Колымское и п. Черский Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия), носители чукотского языка и культуры. В конце статьи автор приводит выводы по песенной традиционной культуре чукчей: для чего песня луоравэтлану, какой смысл им вкладывается в песню? А также в целях сохранения и развития чукотской культуры изложены предложения рекомендательного характера.

Дьячкова, Ж. А.
Локальная специфика традиционных песен луоравэтланов (чукчей) Якутии / Дьячкова Ж.А. // Диалекты в языке и культуре : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения доктора филологических наук М. С. Воронкина, 95-летию со дня рождения доктора филологических наук С. А. Иванова, 95-летию со дня рождения кандидата филологических наук П. С. Афанасьева / [редакционная коллегия: Ю. М. Борисова, Н. А. Сивцева, А. А. Скрябина, Е. Р. Николаев ; рецензенты: И. Е. Алексеев, Л. М. Готовцева]. - Якутск : ИГИиПМНС, 2024. - С. 172-177.

7.

Количество страниц: 8 с.

Традиционный русский фольклор в Якутии связан с местами, где русские заселились еще в XVII в. в нижнем течении реки Индигирки. Диалектные включения связаны с рядом направлений, связанных с локальным проявлением особенностей речи. Мы изучим иную лексику, которая проявилась в эпических стихотворных произведениях: исторических песнях, сказках. Рассмотрены тексты, собранные С. И. Боло, Н. А. Габышевым и др. в период с 1940 по 1946 гг. в Русское Устье на Индигирке и на Колыме. Изучены некоторые аспекты: лексика в текстах фольклорных произведений, усвоенных на прежней родине; включение слов русского происхождения в русских текстах; введение текстов местных народов; введение якутской лексики; выявление лексики с неясной этиологией. Также описана лексика из фольклорных произведений: былина о Добрыне Никитиче и Змее, "Скопин просит помощи у шведского короля", "Конек-Горбунёк" и др. Фольклор русских старожилов Якутии представляет особую часть русского фольклорного наследия, находясь в окружении иного языка и фольклора, испытал различное влияние: от заимствования сюжетов до изменения фонетического звучания текста.

Чарина, О. И. Особенности диалектных включений в русском эпическом фольклоре Якутии / Чарина О. И. ; Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера // Диалекты в языке и культуре : сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения доктора филологических наук М. С. Воронкина, 95-летию со дня рождения доктора филологических наук С. А. Иванова, 95-летию со дня рождения кандидата филологических наук П. С. Афанасьева / [редакционная коллегия: Ю. М. Борисова, Н. А. Сивцева, А. А. Скрябина, Е. Р. Николаев ; рецензенты: И. Е. Алексеев, Л. М. Готовцева]. - Якутск : ИГИиПМНС, 2024. - С. 130-137.

10.
Автор:
Молданова Татьяна Александровна

Издательство: издательство Томского университета

Год выпуска: 2001

Количество страниц: 380 с.