Тематические подборки
Картинка коллекции
Тотемизм, анимизм, культ предков, промысловые культы, фетишизм, монотеизм, шаманизм – все эти виды языческих культов можно встретить в якутских религиозных верованиях. Якутскую веру характеризуют два термина: танаралар и айыылар. Термин «танаралар» обозначает совокупность божеств, покровителей сил природы и видов хозяйственных занятий.
Верхний мир якуты делили на девять ярусов, или небес (халлаан), населяли его как добрыми божествами и духами – айыы, так и злыми – абаасы; там же помещали и большое дерево, в дупле которого получали своё воспитание души шаманов.
Под средним миров подразумевалась наша земля, не имеющая ярусов.
Нижний мир населяли исключительно злые божества и духи – абаасы.
Из великих божеств шаманского пантеона на первом месте стоял могучий и грозный Улуу-Тойон, глава духов Верхнего мира, покровитель шаманов. Ниже Улуу-Тойона располагаются другие божества пантеона, каждое из которых имеет свои имя и эпитет, своё местопребывание и специальность.
Для идеологии шаманизма характерны одушевление всего окружающего мира, населённого духами, представления о всеобщей взаимосвязи в природе, тесной связи человека с космосом, его способности приобретать качества духа и посещать иные миры. Главные функции шаманов состояли в лечении больных людей и животных, а также в предотвращении всяких несчастий. Шаманы должны также провожать души умерших в иной мир, служить богам и духам, добиваясь их благосклонности. Во время камлания, по поверью якутов, душа шамана летала к духам или они входили в тело шамана.
Кроме шаманства, существовал у якутов другой культ – промысловый. Главное божество этого культа – Баай Байанай, лесной дух, покровитель охотничьего и рыбного промысла.
Якуты верили, что все животные, деревья, разные явления природы имеют иччи, так же, как и некоторые домашние предметы, например, нож, топор. Чтобы задобрить «хозяев» горы, утёсов, реки, леса и пр., приносили им маленькие жертвы в виде кусков мяса, масла и другой пищи и т.п.

В коллекции представлены труды представителей политической ссылки: Н. А. Виташевского, В. Ф. Трощанского, Э. К. Пекарского, В. И. Ионова, И. А. Худякова, В. Л. Серошевского, Л.Г. Левенталя, В. И. Иохельсона и многих других, внесших значительный вклад в изучение традиционной культуры якутов. Большую ценность представляют собой труды А. Е. Кулаковского, Г. В. Ксенофонтова, Н. А. Алексеева, посвящённые исследованию религиозных верований.

Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).

Использованы материалы из статьи В.В. Ушницкого «Религиозные верования якутов: шаманизм, политеизм и монотеизм»
Издания подборки 1 - 10 из 30
2.

Издательство: Ситим

Год выпуска: 1994

Количество страниц: 20 с.

Пища у всех народов считалась божьим даром, средством существования. Якуты, живя в суровых климатических условиях, занимаясь скотоводством, охотничьим промыслом, более, чем другие народы, зависели от состояния природы и молили верховных божеств ниспослать им урожай в лугах, дичь и зверей в лесу, рыбу в воде. До чего они совершали целый ряд обрядов
3.

Издательство: Ситим

Год выпуска: 1994

Количество страниц: 28 с.

В жизни якутов большие события всегда сопровождались с проведением различных ритуалов. Встреча времен года, ысыахи, свадьбы проходили с соблюдением многих обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Об этом рассказывает автор в данной работе. Предназначена изучающим традиционную культуру
4.

Издательство: Издательство ЦКиИ им. А. Е. Кулаковского

Год выпуска: 1994

Количество страниц: 56 с.

В брошюре излагаются основные мифологические представления якутов о структуре мира, Вселенной, о человеке. Особое внимание уделено описанию пантеона якутской мифологии и приравненных к нему могущественных духов-покровителей
5.
7.

Издательство: Сахаполиграфиздат

Год выпуска: 2005

Количество страниц: 64 с.

Издание является продолжением сборника "Ысыах: Туймаада - Эллэй - Үс Хатыҥ" о национальном празднике "Ысыах", где углубляется понятие об ысыахе как о символическом устройстве вселенной. Основной темой книги является деревянное зодчество народа саха, в частности, культовые сооружения обряда "Ысыах"
8.

Издательство: Якутское государственное издательство

Год выпуска: 1948

Количество страниц: 142 с.

9.
Заглавие: Олоҥхо чорооно

Год выпуска: 1993

Количество страниц: 24 с.

Автор в книге размышляет о религиозном мировоззрении народа саха
10.

Издательство: Якутполиграфиздат

Год выпуска: 1993

Количество страниц: 68 с.