Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 42
Авторы:
Faleychik Larisa M. ,
Zabelina Irina A.
Год выпуска: 2022
The outstripping development of the Far Eastern macro-region of Russia is a task of a national scale. To solve it, a Һnew modelһ of the development for the Russian Far East was approved in 2013. Among the expected positive effects from the introduction of tools for accelerated development – an increase in the number and consolidation of the population in the Far East, the achievement of indicators of the quality of life and socio-economic development of the eastern regions exceeding the average Russian level, an increase in the share of the high-tech sector in the structure of the economy. In the context of studying the impact of institutional decisions taken, the authors estimate the intensity of structural shifts that occurred in the Eastern Russian regions’ economies in the periods before and after the start of the implementation of the Һnew modelһ of advanced development of the Russian Far East. The estimates were made using the Ryabtsev index. The analysis showed a relatively high intensity of changes in the sectoral distributions of investment in fixed capital and gross regional product (GRP) and insignificant changes in the employment structure. Investment related to the implementation of the new policy has not yet transformed into an improvement in the structure of the economy of the considered regions and the expected shifts in the sectoral structure of employment in the direction of sectors associated with high-tech production have not occurred. Comparative analysis of the GRP structure showed the consolidation of the raw material nature of development in many regions of the East of Russia. Despite some positive changes in economic and investment activity in recent years, it was not possible to overcome the unfavorable trends in the demographic situation. Both the number and the share of the working-age population are declining; the number of the economically active population employed in the real economy is also declining
В настоящее время опережающее развитие Дальнего Востока РФ рассматривается как задача общенационального масштаба. На ее решение направлена принятая в 2013 г. "новая модель" развития Дальнего Востока РФ. В числе ожидаемых положительных эффектов от введения инструментов ускоренного развития – увеличение численности и закрепление населения на Дальнем Востоке, достижение показателей качества жизни и социально-экономического развития восточных регионов, превышающих среднероссийский уровень, увеличение доли высокотехнологичного сектора в структуре экономики. В контексте исследования влияния предпринятых институциональных решений оценивается интенсивность отраслевых структурных сдвигов, произошедших в экономиках восточных субъектов РФ в периоды до и после начала реализации "новой модели" опережающего развития Дальнего Востока РФ. Оценки выполнены с использованием индекса Рябцева. Анализ показал относительно высокую интенсивность изменений в отраслевых распределениях инвестиций и валового регионального продукта и незначительные изменения в структуре занятости. Инвестирование, связанное с реализацией новой политики, пока не привело к улучшению структуры экономики рассмотренных регионов, не произошло ожидаемых сдвигов в отраслевой структуре занятости в сторону отраслей, связанных с высокотехнологичным производством. Сравнительный анализ структуры ВРП показал, что во многих регионах Востока России отмечается закрепление сырьевого характера развития. Несмотря на отдельные позитивные изменения в экономической и инвестиционной деятельности за последние годы, неблагоприятные тренды демографической ситуации преодолеть не удалось. Сокращается как численность, так и доля трудоспособного населения; снижается и численность экономически активного населения, занятого в реальной экономике
В настоящее время опережающее развитие Дальнего Востока РФ рассматривается как задача общенационального масштаба. На ее решение направлена принятая в 2013 г. "новая модель" развития Дальнего Востока РФ. В числе ожидаемых положительных эффектов от введения инструментов ускоренного развития – увеличение численности и закрепление населения на Дальнем Востоке, достижение показателей качества жизни и социально-экономического развития восточных регионов, превышающих среднероссийский уровень, увеличение доли высокотехнологичного сектора в структуре экономики. В контексте исследования влияния предпринятых институциональных решений оценивается интенсивность отраслевых структурных сдвигов, произошедших в экономиках восточных субъектов РФ в периоды до и после начала реализации "новой модели" опережающего развития Дальнего Востока РФ. Оценки выполнены с использованием индекса Рябцева. Анализ показал относительно высокую интенсивность изменений в отраслевых распределениях инвестиций и валового регионального продукта и незначительные изменения в структуре занятости. Инвестирование, связанное с реализацией новой политики, пока не привело к улучшению структуры экономики рассмотренных регионов, не произошло ожидаемых сдвигов в отраслевой структуре занятости в сторону отраслей, связанных с высокотехнологичным производством. Сравнительный анализ структуры ВРП показал, что во многих регионах Востока России отмечается закрепление сырьевого характера развития. Несмотря на отдельные позитивные изменения в экономической и инвестиционной деятельности за последние годы, неблагоприятные тренды демографической ситуации преодолеть не удалось. Сокращается как численность, так и доля трудоспособного населения; снижается и численность экономически активного населения, занятого в реальной экономике
Автор:
Vasilev Valerii E.
Год выпуска: 2016
All the peoples of a vast northern part of Eurasia and the Arctic, in particular, have known the idea of sacredness of the feminine origin of mother-goddesses, giving birth to all life on earth, since the Paleolithic and Neolithic ages. It is probably that time that Siberian shamanism originates from. It is based on the animistic ideas on the cycle of souls of fur-bearing animals, birds and revered people who were buried the same way inside damp caves. This can be clearly seen in the bear feast, the genesis of which is observed in Eurasian ancient monuments. In their ethnographic past the peoples of Siberia had the custom of the totem birds’, beasts’ and shamans’ bones burial on the tree branches or in the tree hollows. More developed animism forms led to the construction of sarcophagi and air burials on poles. The fetishes, associated with totemism and the cult of ancestors, have been widely used in Siberian shamanism until recently. Sometimes they are found in their relic and transformed form in the ceremonies of modern holidays as well as in urban “shamans’” and psychics’ practice. However, the fact that remains unchanged is that tambourines and stringed instruments have always been one of the most important attributes, the instruments prototypically running back to hunting bows and bags for storage of their ancestors’ spirits. In a more rigorous understanding of this phenomenon the fetishes in archaic societies served as ancestral shrines and turned into musical instruments much later
У всех народов широкой северной полосы Евразии и, в частности, Арктики идея сакральности женского начала богинь-матерей, порождающих всё живое на Земле, была известна с эпохи палеолита и неолита. Вероятно, именно с той поры берёт начало и сибирское шаманство, в основе которого лежали анимистические представления о круговороте душ промысловых зверей, птиц и почитаемых людей, схожим образом хоронимых внутри сырых пещер, что отчётливо видно в медвежьем празднике, генезис которого наблюдается в древнейших памятниках Евразии. В этнографическом прошлом у народов Сибири существовал обычай погребения костей тотемных птиц, зверей и шаманов на ветвях или в дуплах растущих деревьев. Более развитые формы анимизма привели к сооружению саркофагов и воздушных погребений на столбах. В сибирском шаманстве фетиши, связанные с тотемизмом и культом предков, широко применялись до недавних пор. Иногда они в пережиточной, трансформированной форме встречаются в церемониях современных праздников, а также в практике разных городских "шаманов" и экстрасенсов. Но неизменным остаётся то, что одним из самых важных атрибутов всегда выступают бубны и смычковые или струнные инструменты, восходящие к прототипам как охотничьи луки и мешки для хранения духов предков. В более строгом понимании данного феномена эти фетиши в архаических обществах служили родовыми святынями и лишь гораздо позднее превратились в музыкальные инструменты
У всех народов широкой северной полосы Евразии и, в частности, Арктики идея сакральности женского начала богинь-матерей, порождающих всё живое на Земле, была известна с эпохи палеолита и неолита. Вероятно, именно с той поры берёт начало и сибирское шаманство, в основе которого лежали анимистические представления о круговороте душ промысловых зверей, птиц и почитаемых людей, схожим образом хоронимых внутри сырых пещер, что отчётливо видно в медвежьем празднике, генезис которого наблюдается в древнейших памятниках Евразии. В этнографическом прошлом у народов Сибири существовал обычай погребения костей тотемных птиц, зверей и шаманов на ветвях или в дуплах растущих деревьев. Более развитые формы анимизма привели к сооружению саркофагов и воздушных погребений на столбах. В сибирском шаманстве фетиши, связанные с тотемизмом и культом предков, широко применялись до недавних пор. Иногда они в пережиточной, трансформированной форме встречаются в церемониях современных праздников, а также в практике разных городских "шаманов" и экстрасенсов. Но неизменным остаётся то, что одним из самых важных атрибутов всегда выступают бубны и смычковые или струнные инструменты, восходящие к прототипам как охотничьи луки и мешки для хранения духов предков. В более строгом понимании данного феномена эти фетиши в архаических обществах служили родовыми святынями и лишь гораздо позднее превратились в музыкальные инструменты
Автор:
Bereznitsky Sergey V.
Год выпуска: 2019
The article is devoted to the possibility of application of the well-known ethnographers, historians, cultural scientists, sociologists of the concept of binary oppositions of the French scientist Claude levy-Strauss (1908–2009) for cross-cultural research of ethnic features of the use of energy by “hot” industrial and “cold” traditional societies in the Russian North in the 18th‑21th centuries. “Hot” societies seek to control energy, constantly increasing its production, consumption, and the amount of information and knowledge associated with these processes. “Cold” societies try to limit themselves to the reproduction of already long-discovered ancestors, established technologies of life support system, preservation of traditional conditions of their original existence. The proximity of the resettlement and indigenous peoples in the Northern regions for several centuries inevitably leads to contacts and mutual exchange of cultural values, including in the field of energy consumption. However, the problem of choosing the optimal way of energy use in severe climatic conditions remains unresolved
Статья посвящена рассмотрению возможности применения хорошо известной этнографам, историкам, культурологам, социологам концепции бинарных оппозиций французского ученого Клода Леви-Стросса (1908–2009) для кросс-культурного исследования этнических особенностей использования энергии "горячими" индустриальными и "холодными" традиционными обществами на российском Севере в XVIII–XXI веках. "Горячие" общества стремятся контролировать энергию, постоянно увеличивая ее производство, потребление, а также связанные с этими процессами объемы информации и знаний. "Холодные" общества стараются ограничиться воспроизводством уже давно открытых предками, устоявшихся технологий системы жизнеобеспечения, сохранения традиционных условий своего самобытного существования. Соседство переселенческих и коренных народов в северных регионах на протяжении нескольких веков неизбежно приводит к контактам и взаимообмену культурными ценностями, в том числе и в сфере потребления энергии. Однако до сих пор остается окончательно нерешенной проблема выбора оптимального пути использования энергии в суровых климатических условиях
Статья посвящена рассмотрению возможности применения хорошо известной этнографам, историкам, культурологам, социологам концепции бинарных оппозиций французского ученого Клода Леви-Стросса (1908–2009) для кросс-культурного исследования этнических особенностей использования энергии "горячими" индустриальными и "холодными" традиционными обществами на российском Севере в XVIII–XXI веках. "Горячие" общества стремятся контролировать энергию, постоянно увеличивая ее производство, потребление, а также связанные с этими процессами объемы информации и знаний. "Холодные" общества стараются ограничиться воспроизводством уже давно открытых предками, устоявшихся технологий системы жизнеобеспечения, сохранения традиционных условий своего самобытного существования. Соседство переселенческих и коренных народов в северных регионах на протяжении нескольких веков неизбежно приводит к контактам и взаимообмену культурными ценностями, в том числе и в сфере потребления энергии. Однако до сих пор остается окончательно нерешенной проблема выбора оптимального пути использования энергии в суровых климатических условиях
Автор:
Goncharov Nikolai S.
Год выпуска: 2019
The article discusses the parameters of the exchange of resources in a settlement on the Lena river in the Northern part of Yakutia. The main purpose of the work is to clarify the phenomenon of exchange through the study of peculiarities of building up the socio-cultural space through exchange practices. The subject of research is the phenomenon of exchange localized in a specific context of its functioning. The work is based on materials collected by the author during the fieldwork carried out in 2018. The first part of the article identifies the research problem, briefly describes the main theoretical developments that were used in the article or influenced the character of the author’s reflection on this material. Further there is a description of the socio-cultural components that form the exchange practices; “dispersion” of the general context of the settlement into separate groups of elements combined (only potentially) by a functional connection with the phenomenon of exchange. Examples of “contexts” made up of these elements and various ligaments reflecting them are also considered in the article: in the sphere of harvesting, trade, feeding of spirits, national holidays, etc. In the final part, the author formulates main views and conclusions about the problem under study: the socio-cultural field of exchanges is a continuum of relations, material (living and non-living) objects, their behaviour, properties, etc., which requires a special “tool” to work with it. According to the author, such “tools” are the concepts of “thickening”, “compaction”, “unleashing”, etc., because in the continuous field of exchange relations they allow fixing the centres of “thickening” of certain parameters indicating the specificity of the exchange procedures. The author makes a conclusion about the “out-of-culture”, actual property of the act of communication in the form of exchange, and indicates its binding potential. Through a structural analysis of the exchange in general, it was concluded that the resource asymmetry provokes the exchange; the definition of exchange was given. The findings can be applied to the analysis of energy flows in a socio-cultural environment
В статье рассмотрены параметры обмена ресурсами в поселке на р. Лена в Северной части Якутии. Основная цель работы — это прояснение феномена обмена через исследование особенностей выстраивания социально-культурного пространства посредством обменных практик. В качестве предмета исследования выступает феномен обмена, локализованный в конкретном контексте его функционирования. Работа основана на материалах, собранных автором в ходе экспедиции 2018 г. В первой части статьи определяется проблема исследования, кратко описываются основные теоретические разработки, применяемые в статье либо оказавшие влияние на характер рефлексии автора по поводу данного материала. Далее следует описание социально-культурных компонентов, оформляющих обменные практики; произведено "рассеивание" общего контекста поселка на отдельные группы элементов, объединенные (лишь потенциально) функциональной связью с феноменом обмена. Также рассмотрены примеры "контекстов", складываемые из этих элементов и отражающие их различные связки: в сфере промыслов, торговли, кормления духов, народных праздников и др. В заключительной части формулируются основные взгляды и выводы автора по поводу исследуемой проблемы: социально-культурное поле обменов представляется континуумом отношений, материальных (живых и неживых) объектов, их поведением, свойствами и пр., что требует особого "инструмента" для работы с ним. Такими Һинструментамиһ, по мнению автора, выступают концепты "сгущения", "уплотнения", "развязывания" и т. п., поскольку в непрерывном поле отношений обмена они позволяют производить фиксации центров "сгущений" определенных параметров, указывающих на специфику обменных процедур. Сделан вывод о "внекультурном" актуальном свойстве акта коммуникации в форме обмена, обозначен его связывающий потенциал. Через структурный анализ обмена в общем виде сделан вывод о ресурсной асимметрии, провоцирующей обмен, дано определение обмену. Выводы могут быть применены к анализу энергетических потоков в социокультурной среде
В статье рассмотрены параметры обмена ресурсами в поселке на р. Лена в Северной части Якутии. Основная цель работы — это прояснение феномена обмена через исследование особенностей выстраивания социально-культурного пространства посредством обменных практик. В качестве предмета исследования выступает феномен обмена, локализованный в конкретном контексте его функционирования. Работа основана на материалах, собранных автором в ходе экспедиции 2018 г. В первой части статьи определяется проблема исследования, кратко описываются основные теоретические разработки, применяемые в статье либо оказавшие влияние на характер рефлексии автора по поводу данного материала. Далее следует описание социально-культурных компонентов, оформляющих обменные практики; произведено "рассеивание" общего контекста поселка на отдельные группы элементов, объединенные (лишь потенциально) функциональной связью с феноменом обмена. Также рассмотрены примеры "контекстов", складываемые из этих элементов и отражающие их различные связки: в сфере промыслов, торговли, кормления духов, народных праздников и др. В заключительной части формулируются основные взгляды и выводы автора по поводу исследуемой проблемы: социально-культурное поле обменов представляется континуумом отношений, материальных (живых и неживых) объектов, их поведением, свойствами и пр., что требует особого "инструмента" для работы с ним. Такими Һинструментамиһ, по мнению автора, выступают концепты "сгущения", "уплотнения", "развязывания" и т. п., поскольку в непрерывном поле отношений обмена они позволяют производить фиксации центров "сгущений" определенных параметров, указывающих на специфику обменных процедур. Сделан вывод о "внекультурном" актуальном свойстве акта коммуникации в форме обмена, обозначен его связывающий потенциал. Через структурный анализ обмена в общем виде сделан вывод о ресурсной асимметрии, провоцирующей обмен, дано определение обмену. Выводы могут быть применены к анализу энергетических потоков в социокультурной среде
Автор:
Год выпуска: 2018
This publication is devoted to the 60th anniversary of the famous scientist-tungusologist T.Yu. Sem. The article describes the contribution of T.Yu. Sem to ethnography and lists main works of the scientist
Данная публикация посвящена 60-летию известного ученого-тунгусоведа Т.Ю. Сем. В статье описывается вклад Т.Ю. Cем в этнографическую науку, приводится список основных трудов ученого
Данная публикация посвящена 60-летию известного ученого-тунгусоведа Т.Ю. Сем. В статье описывается вклад Т.Ю. Cем в этнографическую науку, приводится список основных трудов ученого
Авторы:
Koptseva Natalia P. ,
Kirko Vladimir I.
Год выпуска: 2017
The article reports on results of field research conducted in the Siberian Arctic between 2010 and 2015. Field research was conducted at the place of compact residence of indigenous people: Evenks, Dolgans, Nganasans, Chulyms, Nenets people, and Selkup people. In addition to field research, methods of expert interview were applied, with representatives of the indigenous people of the Siberian Arctic, including scholars, community leaders, members of the business community, and local government officials acting as experts. The research made use of statistical data on demographics, places of residence, employment, and religious affiliations of the indigenous peoples of the Siberian Arctic. Ethnic and cultural identities of the indigenous people depend on religious affiliation. The post-Soviet period has seen rapid transformation of indigenous peoples' religious identities. Shamanism, the traditional religion of the indigenous peoples of the Siberian Arctic, is assuming new forms; it is adapting in response to market economy, mass culture, and global change
В статье сообщается о результатах полевых исследований, проведенных в Сибирской Арктике в период с 2010 по 2015 год. Полевые исследования проводились в местах компактного проживания коренных народов: эвенков, долган, нганасан, чулымцев, ненцев и селькупов. Помимо полевых исследований применялись методы экспертного интервью, где в качестве экспертов выступали представители коренных народов Сибирской Арктики: ученые, лидеры общин, представители бизнес-сообщества, представители органов местного самоуправления. В исследовании использовались статистические данные о демографических показателях, местах проживания, занятости и религиозных пристрастиях коренных народов Сибирской Арктики. Этническая и культурная идентичность коренных народов зависит от религиозной принадлежности. В постсоветский период произошла стремительная трансформация религиозной идентичности коренных народов. Шаманизм, традиционная религия коренных народов Сибирской Арктики, приобретает новые формы; он адаптируется к рыночной экономике, массовой культуре и глобальным изменениям
В статье сообщается о результатах полевых исследований, проведенных в Сибирской Арктике в период с 2010 по 2015 год. Полевые исследования проводились в местах компактного проживания коренных народов: эвенков, долган, нганасан, чулымцев, ненцев и селькупов. Помимо полевых исследований применялись методы экспертного интервью, где в качестве экспертов выступали представители коренных народов Сибирской Арктики: ученые, лидеры общин, представители бизнес-сообщества, представители органов местного самоуправления. В исследовании использовались статистические данные о демографических показателях, местах проживания, занятости и религиозных пристрастиях коренных народов Сибирской Арктики. Этническая и культурная идентичность коренных народов зависит от религиозной принадлежности. В постсоветский период произошла стремительная трансформация религиозной идентичности коренных народов. Шаманизм, традиционная религия коренных народов Сибирской Арктики, приобретает новые формы; он адаптируется к рыночной экономике, массовой культуре и глобальным изменениям
Заглавие:
Народы России: энциклопедия
Издательство: Большая Российская Энциклопедия
Год выпуска: 1994
Количество страниц: 488 с.
Год выпуска: 2024
Сборник "Теплых сказок", в который вошли произведения коренных и малочисленных народов на 17 языках, представили в самарской областной детской библиотеке. Авторы проекта вместе с литературными экспертами собрали сказки, многие из которых ранее не издавались. Для этого они проводили специальные экспедиции в населенных пунктах России