- Книга (3349)
- Газета (2)
- Журнал (22)
- Автореферат диссертации (181)
- Изоиздание (11)
- Аудиоиздание (10)
- Видеоиздание (231)
- Картографическое издание (29)
- Неопубликованный документ (16)
- Нотное издание (1)
- Фотография (13)
- Статья (960)
- Библиографический указатель (239)
- Словарь (8)
- Календарь (4)
- Брошюра (73)
- Буклет (24)
- Игра (1)
- Веб-архив (174)
- Не указан (1)
- Литературно-художественные издания (341)
- Официальные издания (106)
- Научные издания (1472)
- Научно-популярные издания (1905)
- Информационные издания (683)
- Справочные издания (94)
- Учебные издания (133)
- Производственно-практические издания (2)
- Массово-политические издания (594)
- Изобразительное издание (17)
Издательство: Типография Комрада Вингебера
Год выпуска: 1833
Количество страниц: 242 с.
- Книжные памятники Якутии > Путешествия, экспедиции,
- Якутск – столица под северной звездой,
- Снежная страна Якутия-Саха > Якутск - северная столица,
- Деятельность Русской православной церкви в Якутском крае > История Якутской епархии,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История,
- iYakutia > История Якутии: события, даты, люди > Распространение христианства.
Издательство: Альфарет
Год выпуска: 2010
Количество страниц: 318 с.
Год выпуска: 2016
- Оленевод - хранитель тундры > Современное состояние оленеводства,
- Сохранение семейных традиций коренных малочисленных народов > Домашнее оленеводство в семейных традициях,
- Общественные науки. Образование,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвенки (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Этнография. Фольклор.
Статья посвящена изучению актуальной проблемы культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Северо-Востока России, в частности традиционной практики ведения оленеводства у тунгусов, рассмотрению современных адаптивных стратегий выживания и новых возможностей в условиях глобализации. В работе на основе использования метода экспедиционных полевых работ подвергнута научному анализу специфика кочевой ется структурной однородностью таких явлений, как траектория непрерывного движения "кормящего ландшафта" (домашнего или дикого животного), путей цикличного передвижения человеческих коллективов в пределах ареала кочевания и строения хозяйственно-фенологического календаря. Пространственно-временные представления, запечатленные в традиционном календаре, также структурно однородны хозяйственному циклу, строению культуры жизнеобеспечения и отражены в картине мира изучаемых этносов. Оленеводы-охотники, кочевавшие в течение промыслового года по замкнутому круговому маршруту, выработали "круговую" модель жизнедеятельности в отличие от "линейного" типа культуры жизнеобеспечения (полуоседлые рыболовы, промысловые пути которых тянулись вдоль главной кормящей субстанции – реки). Сегодня можно говорить о более-менее устойчивой модели культуры жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Севера, характерной чертой которой является комбинация и синтез элементов современной (урбанизированной) и архаичной (северной) культур. Проблемная установка определила следующие три основные исследовательские линии: традиционные и современные практики ведения оленеводства в охотничье-промысловой системе жизнеобеспечения у тунгусов, основные варианты хозяйственных моделей жизнедеятельности народов Севера и реконструкция этнолокальных вариантов жизнеобеспечения у тунгусов. Выявлено, что в настоящее время в разных этнолокальных группах коренных малочисленных народов Севера сложился целый спектр стратегий жизнеобеспечения, в котором важное значение имеют не только историко-культурные, но и социально-экономические факторы
Количество страниц: 302 с.
Издательство: редакция журнала "Всходы"
Год выпуска: 1905
Количество страниц: 152 с.
Издательство: Изданы иждивением Московской коммерческой практической Академии действующего члена П. Ф. Веретенникова
Год выпуска: 1827
Количество страниц: 66 с.
Год выпуска: 2016
Предметом исследования является проблема этногенеза и ранней этнической истории народа саха. Предметом исследования является взаимодействие предков народа саха с тюрко-монгольскими этническими группами Байкальского региона, в качестве методологии использован сравнительный метод. Родоплеменной состав и этнонимы народа саха подвергаются сравнению с названиями средневековых тюрко-монгольских племен Байкальского региона и современных тюрко-монгольских народов. Основным результатом исследования является вывод об органической связи происхождения народа саха с этнической историей средневековых племен Центральной Азии. Результаты исследования могут быть использованы при написании новой концепции истории Якутии. Полученные выводы сводятся к следующему. Во-первых, анализ якутских этнонимов позволил проследить этнокультурные параллели с соседними народами: бурятами, эвенками и эвенами, юкагирами. Во-вторых, основную роль в этногенезе народа саха сыграло племя усуту-мангун, носители усть-талъкинской культуры Южного Приангарья XII-XIV вв. В-третьих, усуту-мангуны произошли от татар Буир-Нура, разгромленных объединенным войском монголов и чжурчжэней. Таким образом, в статье приведены многочисленные параллели между татарами Центральной Азии и народом саха. В-четвертых, наряду с татарами Приангарья важную роль в этногенезе народа саха сыграли барга, хори-туматы, батулинцы, возможно, меркиты и др.
Издательство: В. П. Печаткин
Год выпуска: 1882
Количество страниц: 274 с.
Издательство: в типографии М.В.Д., Литографии К. Штремера
Год выпуска: 1868
Количество страниц: 204 с.
- В ледяных просторах Арктики > Общие описания Арктики и арктических путешествий,
- Общественные науки. Образование,
- Краеведение. Археология. География. Биографии. История,
- КНИГАКАН > Общественные науки > Этнография. Обычаи. Жизнь народа. Нравы. Фольклор,
- КНИГАКАН > Краеведение. Археология. География. Биографии. История.
Год выпуска: 2019
Статья посвящена рассмотрению возможности применения хорошо известной этнографам, историкам, культурологам, социологам концепции бинарных оппозиций французского ученого Клода Леви-Стросса (1908–2009) для кросс-культурного исследования этнических особенностей использования энергии "горячими" индустриальными и "холодными" традиционными обществами на российском Севере в XVIII–XXI веках. "Горячие" общества стремятся контролировать энергию, постоянно увеличивая ее производство, потребление, а также связанные с этими процессами объемы информации и знаний. "Холодные" общества стараются ограничиться воспроизводством уже давно открытых предками, устоявшихся технологий системы жизнеобеспечения, сохранения традиционных условий своего самобытного существования. Соседство переселенческих и коренных народов в северных регионах на протяжении нескольких веков неизбежно приводит к контактам и взаимообмену культурными ценностями, в том числе и в сфере потребления энергии. Однако до сих пор остается окончательно нерешенной проблема выбора оптимального пути использования энергии в суровых климатических условиях