Тематические подборки
Эпическим произведениям коренных малочисленных народов Севера наряду с самобытностью присущи общие черты. Так, к ним относятся, например, соучастие сказителя и слушателей в процессе повествования, почитание сказителя как обладателя божественного дара. Эпосы различных этносов обладают схожей структурой: зачин-вступление; завязка; кульминация; развитие действия. Помимо сюжетной структуры эпосам свойственны и общие мотивы.
Эпос представляется как некоторая энциклопедия аутентичного быта и духовной культуры народа, так, например, во многих эпосах рассказывается о структуре мира (как правило, трехчастной), об особенностях жилища, традиций того или иного народа.
Героический эпос долган
Самым архаичным в фольклоре долган является эпический жанр – олонхо, впитавший в себя многовековую историю и традиции целого народа. Олонхо – героический эпос долган, который включает в себя мифологию, религию и психологию этноса. В переводе с долганского слово «олоҥхо» означает «повествование, рассказ, вымысел». Исторические легенды и предания рассказывали о переломных моментах в жизни народа. Олонхо является вершиной духовного творчества долган, сплавом его мудрости, сокровищницей языкового богатства. Среди других жанров олонхо выделяется монументальностью и уникальными особенностями.
Эвенский нимкан
В культурной традиции эвенов исполнение эпоса (нимкана) было коллективным действом, важным для всей социальной жизни общества, а эпический исполнитель был лицом значимым для всего сообщества в целом. Эпос эвенов, доживший до наших дней преимущественно в прозаической и отчасти песенно-прозаической формах, существовал некогда и в песенной форме. Песенно-прозаический эпос исполнялся преимущественно мужчинами и был представлен во взрослой смешанной аудитории, куда допускались и дети. Эпос звучал в кругу семьи или исполнялся для более обширной группы, для всего стойбища.
Эвенкийский нимнгакан
Материалы по эвенкийскому эпосу свидетельствуют о том, что в нем имеются такие древние элементы, как героическое сватовство, борьба с чудовищами и др., присущие догосударственному эпосу. Эвенкийский эпос воспевает слияние человека с природой, их единство, напоминая о первоначальном месте человека в мире, о самых «корнях» человеческого бытия. Сюжеты эвенкийских нимнгаканов разнообразны. Есть сказания об одиноких героях - пеших охотниках, становящихся родоначальниками эвенков; о женщинах-богатырках; о братьях-богатырях, спасающих друг друга; о брате и сестре и др.
Юкагирские сказания
Исторические предания занимают в фольклоре лесных юкагиров одно из видных мест. Предания о межплеменной борьбе являются своеобразной народной летописью, отображающей историю далекого прошлого. Многие из преданий, рассказывающих о военных подвигах юкагирских мужчин, содержательно уже ориентированы на героизацию соплеменников и стоят по своему развитию как бы на пути к архаическому героическому эпосу. Исторические предания лесных юкагиров значительно отличаются от цикла сказаний тундровых юкагиров о богатыре Эдилвее, характеризующихся большим объемом, присутствием типических персонажей, сюжетов и мотивов, переплетением признаков военно-героических преданий, мифологических представлений и волшебных элементов, яркостью и образностью языка и т.д.
Данная подборка включает эпическое наследие долган, эвенков, эвенов и юкагиров: как сами фольклорные тексты, так и научную и научно-популярную литературу по этой теме.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
При оформлении использована картина Ю. Спиридонова "Хозяин Момских гор".
Эпос представляется как некоторая энциклопедия аутентичного быта и духовной культуры народа, так, например, во многих эпосах рассказывается о структуре мира (как правило, трехчастной), об особенностях жилища, традиций того или иного народа.
Героический эпос долган
Самым архаичным в фольклоре долган является эпический жанр – олонхо, впитавший в себя многовековую историю и традиции целого народа. Олонхо – героический эпос долган, который включает в себя мифологию, религию и психологию этноса. В переводе с долганского слово «олоҥхо» означает «повествование, рассказ, вымысел». Исторические легенды и предания рассказывали о переломных моментах в жизни народа. Олонхо является вершиной духовного творчества долган, сплавом его мудрости, сокровищницей языкового богатства. Среди других жанров олонхо выделяется монументальностью и уникальными особенностями.
Эвенский нимкан
В культурной традиции эвенов исполнение эпоса (нимкана) было коллективным действом, важным для всей социальной жизни общества, а эпический исполнитель был лицом значимым для всего сообщества в целом. Эпос эвенов, доживший до наших дней преимущественно в прозаической и отчасти песенно-прозаической формах, существовал некогда и в песенной форме. Песенно-прозаический эпос исполнялся преимущественно мужчинами и был представлен во взрослой смешанной аудитории, куда допускались и дети. Эпос звучал в кругу семьи или исполнялся для более обширной группы, для всего стойбища.
Эвенкийский нимнгакан
Материалы по эвенкийскому эпосу свидетельствуют о том, что в нем имеются такие древние элементы, как героическое сватовство, борьба с чудовищами и др., присущие догосударственному эпосу. Эвенкийский эпос воспевает слияние человека с природой, их единство, напоминая о первоначальном месте человека в мире, о самых «корнях» человеческого бытия. Сюжеты эвенкийских нимнгаканов разнообразны. Есть сказания об одиноких героях - пеших охотниках, становящихся родоначальниками эвенков; о женщинах-богатырках; о братьях-богатырях, спасающих друг друга; о брате и сестре и др.
Юкагирские сказания
Исторические предания занимают в фольклоре лесных юкагиров одно из видных мест. Предания о межплеменной борьбе являются своеобразной народной летописью, отображающей историю далекого прошлого. Многие из преданий, рассказывающих о военных подвигах юкагирских мужчин, содержательно уже ориентированы на героизацию соплеменников и стоят по своему развитию как бы на пути к архаическому героическому эпосу. Исторические предания лесных юкагиров значительно отличаются от цикла сказаний тундровых юкагиров о богатыре Эдилвее, характеризующихся большим объемом, присутствием типических персонажей, сюжетов и мотивов, переплетением признаков военно-героических преданий, мифологических представлений и волшебных элементов, яркостью и образностью языка и т.д.
Данная подборка включает эпическое наследие долган, эвенков, эвенов и юкагиров: как сами фольклорные тексты, так и научную и научно-популярную литературу по этой теме.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
При оформлении использована картина Ю. Спиридонова "Хозяин Момских гор".
Издания подборки 1 - 1 из 1
Издательство: Розовая чайка
Год выпуска: 1991
Серия, номер выпуска: Библиотека журнала "Розовая чайка"
Номер (№): 1
Количество страниц: 50 с.
Подборки
- Эпическое наследие коренных малочисленных народов Севера > Юкагирские сказания, мифы, предания,
- Улуро Адо - Курилов Гаврил Николаевич > Переводческая деятельность,
- Улуро Адо - Курилов Гаврил Николаевич > Редакторская, составительская деятельность,
- Памятники нематериальной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока > Полярный вариант культуры,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Все народы > Юкагиры (палеоазиатская группа языков) > Этнография. Фольклор.
В книгу включено четыре юкагирских предания о жизни людей в глубокой древности: "Нираха", "Эдилвей", "Предания о древних людях" и "Люди с нартами, похожими на чораску"