Манчары: повесть в рассказах
Манчары: повесть в рассказах
Москва
Детская литература
1971
161 с.
Краткое содержание
Басылай Манчары – имя это поистине легендарно. Оно живет в преданиях и сказках якутского народа на протяжении многих лет и передается из поколения в поколение.
Басылай Манчары жил в XIX веке. По народным сказаниям и свидетельству архивных документов, он родился в 1805 году в Нерюктёйском наслеге Восточно-Кангаласского улуса (по официальным документам, его звали Василий Федорович Слободчиков). По рассказам людей, лично знавших его, Манчары – очень добрый, отзывчивый и благородный человек. Внешне он был привлекателен, обладал чудесным даром красноречия, его знали как великолепного певца-импровизатора. Он обладал также огромной физической силой, неуловимым проворством и ловкостью, был человеком сильной воли, беззаветно храбрым и отчаянно смелым.
XIX век был тяжелым для якутского народа. Якутия была самой отдаленной, нищей колонией царской России. И вот в это время - в первой половине прошлого века - имя Манчары прогремело по якутской земле. Всю свою жизнь он посвятил неукротимой борьбе против гнета и кабалы, против баев и тойонов.
О детских годах жизни Василия Манчары повествуют первые рассказы повести «Неоконченная сказка» и «За охапкой сена». Мальчик рано лишился отца. Семья быстро обеднела. Манчары испытал и голод, холод, что такое социальная несправедливость, жестокость тойонов, особенно родственника Чочо - В. Слободчикова.
«Манчары беззвучно плакал, уткнувшись лицом в тёплую мягкую землю …А Манчары никак не мог успокоиться. Он плакал не столько от боли, сколько от обиды». Маленький мальчик плачет, когда получил наказание за то, что не встретил своего дядю Чочо, а предпочел остаться рядом с простым слепым стариком. Он дружил со стариком Яковом Кыяхом, который знал много сказок и занимательных историй о бедняках, отважных людях, которые всегда оставляют в дураках глупых, спесивых баев. Когда маленький Василий слышит об этих смелых людях, ему хочется быть таким, как они. Однажды дети притихли, жадно слушая сказку об отважном Чурумчуку. Мальчик не сводил глаз со старика, да так, что не заметил приезда дяди Чочо, за это он был наказан.
Уже начиная с детства Манчары познал горести жизни, которые даже взрослые не в силах стерпеть. Манчары исполнилось одиннадцать лет, но он уже работает наравне со взрослыми. В семье кончилось сено, нечем кормить телят. Мать посылает мальчика к дяде Чочо, одолжить хоть одну охапку сена. Когда Манчары робко зашел с просьбой, то тойон выгнал племянника. Манчары выбежал из юрты. Мальчик шел и думал: ≪У Чочо столько сена запасено, а у нас ни одной копны. Мы с мамой все лето мучились на покосе, так что лица опухли от комариных укусов. А Чочо только и знал, что разъезжал верхом на лошади и покрикивал на хамначитов. У нас нет ничего, а у пего всего полно. Почему так?..≫
Он шел и подбирал жалкие клочки сена, валявшиеся по обочинам почерневшей дороги. Придя домой, Манчары сразу направился в хлев. Он извлек из торбасов собранное дорогой сено и поровну разделил на всех телят. Телята мигом уничтожили травинки и потянулись мордочками к мальчику, прося корма. Манчары показал им пустые руки, обнял телят за шеи и беззвучно заплакал.
В рассказе «Девичьи глаза» Василий Манчары уже семнадцатилетний юноша. Он не пропускал ни одного танца, ни одной игры: водил хоровод, прыгал на одной ноге, преодолевал препятствия в длину и в высоту, был первым в состязании по бегу. Но бай Чочо в награду определил Василию три розги, чтоб впредь охотнее исполнял байские приказы. Все были поражены подлостью Чочо и застыли в молчании. Удаль и ловкость Манчары привлекли внимание чистой и нежной, тоненькой и стройной шестнадцатилетней девушки Саргы…Через много лет Манчары узнает в жене старого Сабарай - бая свою первую любовь Саргы, теперь они не расстанутся… И Манчары будет рассказывать любимой женщине о чудесной стране всеобщей радости и счастья, взлелеянной в его мечтах. Саргы, закрыв глаза, слушала рассказ Манчары, похожий на самую лучшую сказку. Только новый арест Манчары и смерть Саргы навсегда разлучат влюбленных (рассказы «Встреча», «Да, будет так!», «Расставание»).
С детства Василий открыто ненавидел дядю Чочо за жадность, за бесчеловечное угнетение им неимущих людей, в особенности соседей. Тогда Чочо задумал проучить племянника, обвинив Манчары в посягательстве на белого царя. И за взятку, 30 лисьих шкур, за незначительный проступок Манчары высекли на площади, что у якутов равносильно лишению чести, а потом отправили в тюрьму на каторжные работы в Охотский солеваренный завод. Еще в тюрьме он слышал, что весь их скот забрал себе Чочо. Бедная мать стала скитаться по людям. Больная и слабая, она не выдержала ударов судьбы и умерла. И у родного очага Василий Манчары, прося прощения у матери, что не дал ей спокойной старости, обещал обязательно отомстить и за все взыскать с богачей! (рассказы «Тридцать лисьих шкур», «Мама, прощай!...», «Я отомщу», «У Чочо»).
Манчары и его соратники совершали вооруженные нападения на усадьбы тойонов, отбирали у них имущество, жгли усадьбы, а все добытое раздавали беднякам. Так были наказаны за свою жадность бай Аскар («Приданое»), бай Балыса («Дядя, не уезжай»), Бай Джюккюйэр («Именем хамначитов»), бай Бахсырыя («Зять»), бай Баллай («Темной ночью») и многие другие тойоны и князья.
Однажды Манчары и его друзья «гостили» у намского богача Пестрякова. Богатство родовитого тойона они роздали беднякам: нечестным путем оно было нажито. На обратной дороге Василий случайно встретился с престарелой женщиной. Её вел за руку мальчик лет десяти. Старуха была слепа. Манчары услышал горестную историю старухи, которая 40 лет батрачила у Пестрякова, а когда состарилась и спина стала плохо сгибаться, он выгнал её.
«— Подставляй подол, мать! — властно произнес Манчары. В подол старенького платья упало что-то тяжелое: зазвенели золотые, серебряные монеты, теперь не придется ей ковылять от юрты к юрте, собирая подаяние…» (рассказ «Встреча на дороге»).
Разные люди, разные судьбы… Много людей встретил на своем пути Манчары: хороших и плохих. Как – то довелось ему познакомиться с русским ссыльным. Незнакомец представился Николаем. Новые друзья мирно беседовали у костра. Николай рассказывал о жизни на своей далекой родине, о декабрьском восстании 1825 года. За участие в восстании он был приговорен к каторге и ссылке. «От царя счастья не жди», - на прощание сказал новый знакомый (рассказ «Новый знакомый»).
Как-то Манчары повстречался с немюгинским бедняком Амочей, которого считали страшным разбойником. Манчары не очень верил этим рассказам — ведь и его тоже называли разбойником. В первое время Манчары обрадовался, что встретил достойного и равного себе товарища. Но каждый раз Василий убеждался, что они люди разных понятий и взглядов. И по ошибке оказались вместе, вот Амоча издевается и пугает маленького мальчика, то пытается отнять еду у бедных косарей. Видно, что Амоча совершает налеты не ради справедливости, а для того чтобы сытно есть и хорошо одеваться. По ошибке они оказались вместе (рассказ «Концы рогульки»).
Одна из самых известных легенд о благородном разбойнике Манчары повествует о посещении им Славной Марии, богатой вдовы, славящейся своим умом, красотой, добротой и благородством. Эта «прекрасная», «благородная» госпожа в ожидании его прихода, оказывается, все лето, держала в доме силачей. И Манчары был пойман в её доме. Снова настало время увидеть темную тюрьму, оказаться в сырой темнице. Перед тем как расстаться с родной землей, как уйти от сородичей Манчары поет песню. И в этой песне ракрывается его талант певца – импровизатора. Так в очередной раз попадает Василий в тюрьму… (рассказ «Белое и черное»).
Царские власти и якутские баи ненавидели Манчары. Называли его разбойником, преследовали, сажали в тюрьмы. Несколько раз его арестовывали, заковывали в кандалы и ссылали в Охотск, Иркутск, Нерчинск. Но Манчары ловко ускользал от жандармерии, не раз убегал из тюрем. Как только возвращался, продолжал бесстрашную борьбу против тойонов. В рассказе «Улетай, лети, северный орел» Манчары уже семь месяцев находится на каторге в Охотске. Он работает на шахте, где добывают уголь, здесь самая тяжелая работа, самая скудная пища, самый строгий и суровый надзор. Кандалы не снимаются ни днем ни ночью. Работают прикованными железной цепью к тачке, подвергают самому зверскому избиению…И даже отсюда Манчары смог совершить побег, и в этом помог ему старый, суровый надзиратель, который заметил, что «разбойник» совсем не похож на прочих каторжан. Манчары подробно «рассказал старику о стране, в которой он увидел белый свет, вырос и возмужал. Рассказал о ее трудолюбивых людях — о косарях и лесорубах, об их беспросветной жизни. О том, как угнетает и притесняет их баи и тойоны. Как поднялся на защиту бедного люда, стал мстить тойонам за неизбывные, вековечные обиды, гнет и кабалу… С этой ночи отношение старика к Манчары стало еще теплее».
Как только Манчары возвращался на волю, он продолжал бесстрашную войну против тойонов. В конце концов, его приковали железной цепью к стене якутской тюрьмы. Но, все равно, не было покоя для баев и тойонов. Из разных улусов съехались головы, князья, тойоны и баи, чтобы лично повидаться с главным начальником. И бай Бакыыса из Ботурусского улуса, и князь Учурских тунгусов Кайтылыкан, и Егор Слободчиков – сын Чочо, и голова Идельгин из Олекминска, и Ахчахан из Вилюя, все жаловались на Манчары и приехали просить защиты у губернатора. Но Манчары был в тюрьме под крепкими засовами, а в разных уголках Якутии сторонники и сподвижники Манчары совершали набеги на усадьбы тойонов. «Манчары жив! Манчары не умрет! Манчары не изведете! Манчары не один, нас много!», - грозно отвечает губернатору Манчары. (рассказ «Манчары много!»)
О последних годах жизни благородного разбойника повествует рассказ «К бессмертию». Вот уже десятый год Манчары отбывает ссылку в Вилюйском улусе. И все это время местный бай Гермоген приставал к нему с просьбой показать, как он разбойничал. В усадьбе бая Гермогена царит праздничная суета и гомон. К нему со всего наслега собрались именитые баи. Человек, перед которым когда - то дрожали все баи, будет потешать гостей Гермогена. Вдруг с дальней стороны аласа прискакал всадник на белом коне, убранном серебряной сбруей. В поднятой руке наездника сверкала пальма. «Перед Гермогеном стоял не изможденный дряхлый старик – это был прежний Манчары. Тогда Манчары схватил тойона за шею, пригнул к земле, задрал рубашку и начал беспощадно колотить его пальмой… Манчары высоко занес пальму, и все в ужасе шарахнулись в стороны. Он подскочил к юрте и пинком вышиб дверь. Затем подбежал к амбару и ударом пальмы расщепил другую дверь. Остановившись, Манчары закричал разбегающимся гостям:
— Не забывайте! Манчары был таким и таким останется навсегда!
Он вскочил на белую лошадь, поднял над головой пальму и умчался. Умчался в бессмертие».
Имя Василия Манчары поистине бессмертно, оно не меркнет в тумане прошлого, с каждым годом становится дороже для нас. В народе бытует бесчисленное множество рассказов о жизни Манчары и его самых удивительных приключениях.
Софрон Петрович Данилов написал повесть в рассказах по мотивам народных преданий и легенд. Книга воскрешает незабвенный образ того благородного героя, которым гордится наш народ.
Пересказала Наталья Попова, главный библиотекарь Центра детского чтения Национальной библиотеки РС (Я)
Басылай Манчары жил в XIX веке. По народным сказаниям и свидетельству архивных документов, он родился в 1805 году в Нерюктёйском наслеге Восточно-Кангаласского улуса (по официальным документам, его звали Василий Федорович Слободчиков). По рассказам людей, лично знавших его, Манчары – очень добрый, отзывчивый и благородный человек. Внешне он был привлекателен, обладал чудесным даром красноречия, его знали как великолепного певца-импровизатора. Он обладал также огромной физической силой, неуловимым проворством и ловкостью, был человеком сильной воли, беззаветно храбрым и отчаянно смелым.
XIX век был тяжелым для якутского народа. Якутия была самой отдаленной, нищей колонией царской России. И вот в это время - в первой половине прошлого века - имя Манчары прогремело по якутской земле. Всю свою жизнь он посвятил неукротимой борьбе против гнета и кабалы, против баев и тойонов.
О детских годах жизни Василия Манчары повествуют первые рассказы повести «Неоконченная сказка» и «За охапкой сена». Мальчик рано лишился отца. Семья быстро обеднела. Манчары испытал и голод, холод, что такое социальная несправедливость, жестокость тойонов, особенно родственника Чочо - В. Слободчикова.
«Манчары беззвучно плакал, уткнувшись лицом в тёплую мягкую землю …А Манчары никак не мог успокоиться. Он плакал не столько от боли, сколько от обиды». Маленький мальчик плачет, когда получил наказание за то, что не встретил своего дядю Чочо, а предпочел остаться рядом с простым слепым стариком. Он дружил со стариком Яковом Кыяхом, который знал много сказок и занимательных историй о бедняках, отважных людях, которые всегда оставляют в дураках глупых, спесивых баев. Когда маленький Василий слышит об этих смелых людях, ему хочется быть таким, как они. Однажды дети притихли, жадно слушая сказку об отважном Чурумчуку. Мальчик не сводил глаз со старика, да так, что не заметил приезда дяди Чочо, за это он был наказан.
Уже начиная с детства Манчары познал горести жизни, которые даже взрослые не в силах стерпеть. Манчары исполнилось одиннадцать лет, но он уже работает наравне со взрослыми. В семье кончилось сено, нечем кормить телят. Мать посылает мальчика к дяде Чочо, одолжить хоть одну охапку сена. Когда Манчары робко зашел с просьбой, то тойон выгнал племянника. Манчары выбежал из юрты. Мальчик шел и думал: ≪У Чочо столько сена запасено, а у нас ни одной копны. Мы с мамой все лето мучились на покосе, так что лица опухли от комариных укусов. А Чочо только и знал, что разъезжал верхом на лошади и покрикивал на хамначитов. У нас нет ничего, а у пего всего полно. Почему так?..≫
Он шел и подбирал жалкие клочки сена, валявшиеся по обочинам почерневшей дороги. Придя домой, Манчары сразу направился в хлев. Он извлек из торбасов собранное дорогой сено и поровну разделил на всех телят. Телята мигом уничтожили травинки и потянулись мордочками к мальчику, прося корма. Манчары показал им пустые руки, обнял телят за шеи и беззвучно заплакал.
В рассказе «Девичьи глаза» Василий Манчары уже семнадцатилетний юноша. Он не пропускал ни одного танца, ни одной игры: водил хоровод, прыгал на одной ноге, преодолевал препятствия в длину и в высоту, был первым в состязании по бегу. Но бай Чочо в награду определил Василию три розги, чтоб впредь охотнее исполнял байские приказы. Все были поражены подлостью Чочо и застыли в молчании. Удаль и ловкость Манчары привлекли внимание чистой и нежной, тоненькой и стройной шестнадцатилетней девушки Саргы…Через много лет Манчары узнает в жене старого Сабарай - бая свою первую любовь Саргы, теперь они не расстанутся… И Манчары будет рассказывать любимой женщине о чудесной стране всеобщей радости и счастья, взлелеянной в его мечтах. Саргы, закрыв глаза, слушала рассказ Манчары, похожий на самую лучшую сказку. Только новый арест Манчары и смерть Саргы навсегда разлучат влюбленных (рассказы «Встреча», «Да, будет так!», «Расставание»).
С детства Василий открыто ненавидел дядю Чочо за жадность, за бесчеловечное угнетение им неимущих людей, в особенности соседей. Тогда Чочо задумал проучить племянника, обвинив Манчары в посягательстве на белого царя. И за взятку, 30 лисьих шкур, за незначительный проступок Манчары высекли на площади, что у якутов равносильно лишению чести, а потом отправили в тюрьму на каторжные работы в Охотский солеваренный завод. Еще в тюрьме он слышал, что весь их скот забрал себе Чочо. Бедная мать стала скитаться по людям. Больная и слабая, она не выдержала ударов судьбы и умерла. И у родного очага Василий Манчары, прося прощения у матери, что не дал ей спокойной старости, обещал обязательно отомстить и за все взыскать с богачей! (рассказы «Тридцать лисьих шкур», «Мама, прощай!...», «Я отомщу», «У Чочо»).
Манчары и его соратники совершали вооруженные нападения на усадьбы тойонов, отбирали у них имущество, жгли усадьбы, а все добытое раздавали беднякам. Так были наказаны за свою жадность бай Аскар («Приданое»), бай Балыса («Дядя, не уезжай»), Бай Джюккюйэр («Именем хамначитов»), бай Бахсырыя («Зять»), бай Баллай («Темной ночью») и многие другие тойоны и князья.
Однажды Манчары и его друзья «гостили» у намского богача Пестрякова. Богатство родовитого тойона они роздали беднякам: нечестным путем оно было нажито. На обратной дороге Василий случайно встретился с престарелой женщиной. Её вел за руку мальчик лет десяти. Старуха была слепа. Манчары услышал горестную историю старухи, которая 40 лет батрачила у Пестрякова, а когда состарилась и спина стала плохо сгибаться, он выгнал её.
«— Подставляй подол, мать! — властно произнес Манчары. В подол старенького платья упало что-то тяжелое: зазвенели золотые, серебряные монеты, теперь не придется ей ковылять от юрты к юрте, собирая подаяние…» (рассказ «Встреча на дороге»).
Разные люди, разные судьбы… Много людей встретил на своем пути Манчары: хороших и плохих. Как – то довелось ему познакомиться с русским ссыльным. Незнакомец представился Николаем. Новые друзья мирно беседовали у костра. Николай рассказывал о жизни на своей далекой родине, о декабрьском восстании 1825 года. За участие в восстании он был приговорен к каторге и ссылке. «От царя счастья не жди», - на прощание сказал новый знакомый (рассказ «Новый знакомый»).
Как-то Манчары повстречался с немюгинским бедняком Амочей, которого считали страшным разбойником. Манчары не очень верил этим рассказам — ведь и его тоже называли разбойником. В первое время Манчары обрадовался, что встретил достойного и равного себе товарища. Но каждый раз Василий убеждался, что они люди разных понятий и взглядов. И по ошибке оказались вместе, вот Амоча издевается и пугает маленького мальчика, то пытается отнять еду у бедных косарей. Видно, что Амоча совершает налеты не ради справедливости, а для того чтобы сытно есть и хорошо одеваться. По ошибке они оказались вместе (рассказ «Концы рогульки»).
Одна из самых известных легенд о благородном разбойнике Манчары повествует о посещении им Славной Марии, богатой вдовы, славящейся своим умом, красотой, добротой и благородством. Эта «прекрасная», «благородная» госпожа в ожидании его прихода, оказывается, все лето, держала в доме силачей. И Манчары был пойман в её доме. Снова настало время увидеть темную тюрьму, оказаться в сырой темнице. Перед тем как расстаться с родной землей, как уйти от сородичей Манчары поет песню. И в этой песне ракрывается его талант певца – импровизатора. Так в очередной раз попадает Василий в тюрьму… (рассказ «Белое и черное»).
Царские власти и якутские баи ненавидели Манчары. Называли его разбойником, преследовали, сажали в тюрьмы. Несколько раз его арестовывали, заковывали в кандалы и ссылали в Охотск, Иркутск, Нерчинск. Но Манчары ловко ускользал от жандармерии, не раз убегал из тюрем. Как только возвращался, продолжал бесстрашную борьбу против тойонов. В рассказе «Улетай, лети, северный орел» Манчары уже семь месяцев находится на каторге в Охотске. Он работает на шахте, где добывают уголь, здесь самая тяжелая работа, самая скудная пища, самый строгий и суровый надзор. Кандалы не снимаются ни днем ни ночью. Работают прикованными железной цепью к тачке, подвергают самому зверскому избиению…И даже отсюда Манчары смог совершить побег, и в этом помог ему старый, суровый надзиратель, который заметил, что «разбойник» совсем не похож на прочих каторжан. Манчары подробно «рассказал старику о стране, в которой он увидел белый свет, вырос и возмужал. Рассказал о ее трудолюбивых людях — о косарях и лесорубах, об их беспросветной жизни. О том, как угнетает и притесняет их баи и тойоны. Как поднялся на защиту бедного люда, стал мстить тойонам за неизбывные, вековечные обиды, гнет и кабалу… С этой ночи отношение старика к Манчары стало еще теплее».
Как только Манчары возвращался на волю, он продолжал бесстрашную войну против тойонов. В конце концов, его приковали железной цепью к стене якутской тюрьмы. Но, все равно, не было покоя для баев и тойонов. Из разных улусов съехались головы, князья, тойоны и баи, чтобы лично повидаться с главным начальником. И бай Бакыыса из Ботурусского улуса, и князь Учурских тунгусов Кайтылыкан, и Егор Слободчиков – сын Чочо, и голова Идельгин из Олекминска, и Ахчахан из Вилюя, все жаловались на Манчары и приехали просить защиты у губернатора. Но Манчары был в тюрьме под крепкими засовами, а в разных уголках Якутии сторонники и сподвижники Манчары совершали набеги на усадьбы тойонов. «Манчары жив! Манчары не умрет! Манчары не изведете! Манчары не один, нас много!», - грозно отвечает губернатору Манчары. (рассказ «Манчары много!»)
О последних годах жизни благородного разбойника повествует рассказ «К бессмертию». Вот уже десятый год Манчары отбывает ссылку в Вилюйском улусе. И все это время местный бай Гермоген приставал к нему с просьбой показать, как он разбойничал. В усадьбе бая Гермогена царит праздничная суета и гомон. К нему со всего наслега собрались именитые баи. Человек, перед которым когда - то дрожали все баи, будет потешать гостей Гермогена. Вдруг с дальней стороны аласа прискакал всадник на белом коне, убранном серебряной сбруей. В поднятой руке наездника сверкала пальма. «Перед Гермогеном стоял не изможденный дряхлый старик – это был прежний Манчары. Тогда Манчары схватил тойона за шею, пригнул к земле, задрал рубашку и начал беспощадно колотить его пальмой… Манчары высоко занес пальму, и все в ужасе шарахнулись в стороны. Он подскочил к юрте и пинком вышиб дверь. Затем подбежал к амбару и ударом пальмы расщепил другую дверь. Остановившись, Манчары закричал разбегающимся гостям:
— Не забывайте! Манчары был таким и таким останется навсегда!
Он вскочил на белую лошадь, поднял над головой пальму и умчался. Умчался в бессмертие».
Имя Василия Манчары поистине бессмертно, оно не меркнет в тумане прошлого, с каждым годом становится дороже для нас. В народе бытует бесчисленное множество рассказов о жизни Манчары и его самых удивительных приключениях.
Софрон Петрович Данилов написал повесть в рассказах по мотивам народных преданий и легенд. Книга воскрешает незабвенный образ того благородного героя, которым гордится наш народ.
Пересказала Наталья Попова, главный библиотекарь Центра детского чтения Национальной библиотеки РС (Я)
Данилов, Софрон Петрович
Манчары : повесть в рассказах : пер. с якут. /
Софрон Данилов ; [рис. Е. Гаврилкевича ; пер. с
якут.: Ю. Шамшурина, Т. Горбачевой]. - М. : Дет.
лит., 1971. - 159, [2] с.
- Манчаары (Манчары) - Слободчиков Василий Федорович,
- Данилов Софрон Петрович > Произведения,
- Писатели Якутии - участники Великой Отечественной войны > Шамшурин Юрий Иванович,
- Писатели Якутии - участники Великой Отечественной войны > Данилов Софрон Петрович > Произведения,
- Подари голос книге > Якутская литература,
- Книга кратко,
- Шамшурин Юрий Иванович > Переводческая деятельность,
- Якутско-русские и русско-якутские переводы произведений писателей > Переводы произведений якутских писателей на русский язык > Народные писатели Якутии > Данилов Софрон Петрович,
- Языкознание. Филология. Художественная литература,
- ШКОЛА > Школьнику > Литература > Якутская литература > 6 класс,
- iYakutia > Художественная литература,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Литература > Якутская литература,
- Школа 2 > Жанры > Художественная литература > Проза,
- Школа 2 > Предметные подборки > Художественная литература > Якутская литература.
Войдите в систему, чтобы открыть документ