Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 23
1.

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 1 с.

Состоит из двух частей: основания и подвески. Основание в виде незамкнутого кольца, который в нижней части, сгибаясь вверх, переходит в плоскую лицевую пластину в виде листочка с 2 привесками и 2 каплевидными висюльками каждая. Подвеска в виде ажурной, фигурной, плоской пластины с 3 привесками, каждая с 3 висюльками в виде сосков. Лицевая часть серьги украшена растительным орнаментом
2.
Автор:
Оконешникова Марфа Васильевна

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 1 с.

Бууктаах сон - нарядная зимняя меховая шуба якутской невесты для езды верхом на лошади. Женские пальто такого покроя изготавливались из меха или замши, в зависимости от сезонного назначения. Варианты пальто из замши шили с декоративными вставками из сукна или шёлка. Если размер шкуры не позволял изготовить объёмную, удлинённую одежду, например зимнее пальто "сагынньях", комбинировали разные материалы — замшу, мех пушных зверей, ткани. Другая разновидность такого покроя называется "кытыылаах". Как вид верхней одежды он распространился значительно позже, с распространением мануфактурных тканей. Эти изделия отличались от "оноолоох" тем, что по краю борта, низа изделия и рукава нашивалась широкая двойная полоса из сукна. Такую одежду женщины носили в прохладные дни. Изделие хранится в Национальном центре народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
3.

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 1 с.

Хамыйах - деревянный черпак, половник, деревянная поварёшка выполнен из капокорня. Автор - Колесов Ким Конфеевич. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
4.
Заглавие: Маллаах иһит

Год выпуска: 2013

В самобытной и сложной, неоднородной по своей истории культуре якутов - народа Саха разнообразные художественные ремесла издавна занимали видное место. Художественно оформленные предметы быта, одежды различные украшения составляли значительную часть якутского народного творчества.

В наиболее компактном виде представления о традиционных народных промыслах якутов дает период, охватывающий XIX и начало XX века. Руками мастеров и мастериц создавались разного рода изделия не только удобные для практического использования, но и красивые по своей конструкции, форме, окраске, фактуре, нанесенному на них узору. Сырьем для мастеров служили природные материалы, природа же подсказывала и необходимые краски и ритмы, арсенал образно-выразительных средств. В женской половине балаҕан преобладали изделия из кожи, меха и конского волоса контрастных цветов, а также берестяные короба (маллаах иһит) круглой или четырехугольной формы для принадлежностей рукоделия – иголок, ниток, наперстков, разных лоскутов.

Маллаах иhит – это деревянные, берестяные короба с крышками и без, цилиндрические и конусообразной формы для принадлежностей рукоделия и хранения мелких предметов. Шкатулка является одним из прекрасных творений человечества. Такое творение требует много времени, терпения, поэтому ими занимались мастерицы искусного дела. Именно они знают толк в вышивании и украшении берестяных посуд. Немало берестяных посудных экземпляров осталось с нами, которые были вышиты и изготовлены сто лет назад, являются экспонатами музеев. Многие хранят эти произведения искусства у себя дома. Шкатулка имеет много разных предназначений и размеров в зависимости для чего она используется. Например, для мелких и маленьких вещей используется маленькая шкатулка, для вышивальных принадлежностей используется средняя шкатулка, для хранения ткани использовалась большая шкатулка. В стародавние времена, если девушка из знатной и богатой семьи выходила замуж, то мастерицам заранее делали заказ берестяной шкатулки, которая должна быть большой, красиво украшенной. Шкатулки для невест "Маллаах иhит" с давних времён в день свадьбы родители мужа дарили в подарок невестке шкатулку с разными принадлежностями для рукоделия в знак того, чтобы невестка была хорошей хранительницей домашнего очага. Украшение шкатулки зависело от ее предназначения. Поэтому края и крышку украшали разными орнаментами и узорами. Маллаах иһит также делали и из дерева. Крышка такого короба по окружности имела бортик, который охватывал снаружи верхнюю и нижнюю части предмета. Вся поверхность окрашивалась в черный цвет, и на нее насечкой или контурной резьбой наносился растительный или геометрический узор. Помимо уже известных мотивов можно видеть кружки, спирали, крестообразные фигуры.

По материалам: Семенова С. И. Изготовление якутской сувенирной шкатулки из картона. 2018. https://infourok.ru/izgotovlenie-yakutskoy-suvenirnoy-shkatulki-iz-kartona-2963495.html
5.

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 1 с.

Молочник или сливочник - сосуд для молочных продуктов, предназначенный для хранения молока или сливок. Сосуд грушевидной формы выполнен из капокорня. Декоративность достигается за счет выразительной текстуры материала. Автор Готовцев Роман Ильич. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
6.

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 1 с.

Деревянный черпак вырезан из цельного куска березового дерева с глубоким круглым черпаком, переходящим в орнаментированную ручку. В профиль рукоять черпака имеет выраженную пластику криволинейных очертаний, гибкий переход к округлой форме тяжелого черпака с выгнутым венчиком. Края рукояти резные, фестончатые. Тулово черпака опоясывают две контурные линии. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
7.

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 1 с.

Чороон 3-х ногий из капокорня. Мастер Готовцев Роман Ильич. Чорон в культуре народа саха был не просто посудой. В старину он представлял сакральный сосуд для ритуальных обрядов, проводимых во время ысыаха — традиционного летнего праздника встречи солнца, также использовался в особо торжественных моментах, например, свадьбы. Чорон предназначен сугубо для питья кумыса — кисломолочного напитка из молока кобылиц. По форме — это огромный кубок на одной конусовидной ножке или на трех ножках в виде конской голени с копытом. Его изготавливают из дерева, предпочтительно из березы, и украшают тонкой геометрической резьбой в виде ярусов. Процесс его создания является ручным от начала до конца, и поэтому изделия не повторяют друг друга, и в них присутствует индивидуальный почерк автора. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
8.

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 1 с.

Кытыйа - деревянная орнаментированная чаша средних размеров из капокорня. Автор - Готовцев Роман Ильич. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
9.

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 1 с.

Серьги "Подкова" - женский комплект украшений из серебра. Автор - Дьячковский Степан Дмитриевич. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
10.

Год выпуска: 2015

Количество страниц: 1 с.

Национальная якутская утварь - ытык (кюерчэх (күөрчэх) из капокорня. Деревянный кружок с зазубринами по радиусу, в центре вставлена гладкая деревянная ручка длиной 34 см. Ытык (кюерчэх) - кухонный утварь для взбалтывания, интенсивного перемешивания, размешивания или взбивания вручную различных жидкостей и смесей, чаще для сбивания сливок в пышную пену. Автор народный мастер Роман Ильич Готовцев-Мындыр Уус. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"