Специальные подборки
Издания подборки 1 - 10 из 36
1.

Год выпуска: 1962

Количество страниц: 1 с.

В шкатулке "Север" (1962) тонкий ажурный орнамент на всех стенках изделий сочетается с сюжетными вставками, выполненными обычно низким рельефом. Шкатулка отличается единством орнаментальных и сюжетных композиций, цельностью общего решения и большой пластической выразительностью. Мягко моделированный сочный орнамент окружает вставки с изображениями северной фауны. Фигуры животных выполнены обобщенно и своим силуэтом, ритмикой тонко связаны с орнаментальными мотивами. В этом произведении мастеру удалось создать проникновенный поэтический образ природы Севера. Автор - косторез Аммосов Терентий Васильевич. Экспонат принадлежит Национальному художественному музею РС(Я)
2.

Год выпуска: 1965

Количество страниц: 1 с.

"Девушка с чороном" - статуэтка из дерева первого профессионального якутского скульптора Егорова Семена Афанасьевича (1931-1974). Скульптор изобразил девушку в национальной одежде, в поднятой руке девушка держит якутский сосуд для потребления кумыса - чорон. Экспонат принадлежит Национальному художественному музею РС (Я)
3.

Год: 1968

Серия, номер выпуска: 1 действие, 1 картина

"Князь Игорь" — опера русского композитора А. П. Бородина в трех действиях в исполнении хора и оркестра Большого театра СССР, дирижер А. Мелик-Пашаев. 1 действие, 1 картина: Увертюра. Пролог
4.

Год: 1991

Серия, номер выпуска: Ч. 1 (окончание), Ч. 2, Ч. 2 (продолжение 1)

По древней якутской мифологии Вселенная делится на три части: Верхний, Средний и Нижний миры. Сюжет якутского героического эпоса - олонхо "Богатырь Хатан Эрбийэ" развертывается в Среднем мире, то есть на Земле. Автор олонхо - поэт и драматург Иван Алексеев. Эпос повествует о борьбе Добра, Жизни со Злом, Смертью. Молодой богатырь племени Айыы из местности Хаан Маналлаем. Ему помогает его верный друг прекрасная девушка-богатырь Аалыы Кыыдаан. Они объединяют свои силы, находчивость, ум и побеждают темные силы. Обитатели Среднего мира - человечество получает Воду Бессмертия и волшебные ключи от священных гор, где хранятся все полезные ископаемые Земли. Вот такую благородную миссию с честью молодые богатыри Хатан Эрбийэ и Аалыы Кыыдаан. Олонхо "Богатырь Хатан Эрбий" вдохновленно исполняет на пластинке заслуженный артист Якутии Афанасий Федоров. Эта работа интересна не только для любителей якутского героического эпоса, его научных исследователей, но и является ценным учебным пособием для школ республики, средних и высших учебных заведений. Иван Алексеев свое олонхо посвятил светлой памяти жены и друга В. В. Алексеевой.
5.

Год выпуска: 1997

Количество страниц: 1 с.

Автор изобразил фигуру добродушного старика, который сидит верхом на хвосте карася. Это Кёх Боллох Тойон - хозяин водных глубин и покровитель рыболовства. Он одет в чешую и рыболовные сети, а его волосы и борода состоят из водорослей. Автор Марков Федор Иванович - народный художник Якутии, мастер-косторез. Экспонат принадлежит Национальному художественному музею РС(Я)
6.

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 1 с.

Скульптурная композиция на тему материнства. Изображены женщина с ребенком, одетые в зимнюю национальную одежду. Лица ребенка и матери озаряет светлая улыбка. Скульптура воплощает собой связь, близость, нерасторжимость кровного и духовного союза матери и ребенка. Автор - заслуженный деятель искусств РС (Я) Амыдаев Василий Николаевич. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
7.

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 1 с.

Состоит из двух частей: основания и подвески. Основание в виде незамкнутого кольца, который в нижней части, сгибаясь вверх, переходит в плоскую лицевую пластину в виде листочка с 2 привесками и 2 каплевидными висюльками каждая. Подвеска в виде ажурной, фигурной, плоской пластины с 3 привесками, каждая с 3 висюльками в виде сосков. Лицевая часть серьги украшена растительным орнаментом
8.
Автор:
Оконешникова Марфа Васильевна

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 1 с.

Бууктаах сон - нарядная зимняя меховая шуба якутской невесты для езды верхом на лошади. Женские пальто такого покроя изготавливались из меха или замши, в зависимости от сезонного назначения. Варианты пальто из замши шили с декоративными вставками из сукна или шёлка. Если размер шкуры не позволял изготовить объёмную, удлинённую одежду, например зимнее пальто "сагынньях", комбинировали разные материалы — замшу, мех пушных зверей, ткани. Другая разновидность такого покроя называется "кытыылаах". Как вид верхней одежды он распространился значительно позже, с распространением мануфактурных тканей. Эти изделия отличались от "оноолоох" тем, что по краю борта, низа изделия и рукава нашивалась широкая двойная полоса из сукна. Такую одежду женщины носили в прохладные дни. Изделие хранится в Национальном центре народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
9.

Год выпуска: 2013

Количество страниц: 1 с.

Хамыйах - деревянный черпак, половник, деревянная поварёшка выполнен из капокорня. Автор - Колесов Ким Конфеевич. Экспонат принадлежит Национальному центру народного прикладного искусства и художественных промыслов "Симэх"
10.
Заглавие: Маллаах иһит

Год выпуска: 2013

В самобытной и сложной, неоднородной по своей истории культуре якутов - народа Саха разнообразные художественные ремесла издавна занимали видное место. Художественно оформленные предметы быта, одежды различные украшения составляли значительную часть якутского народного творчества.

В наиболее компактном виде представления о традиционных народных промыслах якутов дает период, охватывающий XIX и начало XX века. Руками мастеров и мастериц создавались разного рода изделия не только удобные для практического использования, но и красивые по своей конструкции, форме, окраске, фактуре, нанесенному на них узору. Сырьем для мастеров служили природные материалы, природа же подсказывала и необходимые краски и ритмы, арсенал образно-выразительных средств. В женской половине балаҕан преобладали изделия из кожи, меха и конского волоса контрастных цветов, а также берестяные короба (маллаах иһит) круглой или четырехугольной формы для принадлежностей рукоделия – иголок, ниток, наперстков, разных лоскутов.

Маллаах иhит – это деревянные, берестяные короба с крышками и без, цилиндрические и конусообразной формы для принадлежностей рукоделия и хранения мелких предметов. Шкатулка является одним из прекрасных творений человечества. Такое творение требует много времени, терпения, поэтому ими занимались мастерицы искусного дела. Именно они знают толк в вышивании и украшении берестяных посуд. Немало берестяных посудных экземпляров осталось с нами, которые были вышиты и изготовлены сто лет назад, являются экспонатами музеев. Многие хранят эти произведения искусства у себя дома. Шкатулка имеет много разных предназначений и размеров в зависимости для чего она используется. Например, для мелких и маленьких вещей используется маленькая шкатулка, для вышивальных принадлежностей используется средняя шкатулка, для хранения ткани использовалась большая шкатулка. В стародавние времена, если девушка из знатной и богатой семьи выходила замуж, то мастерицам заранее делали заказ берестяной шкатулки, которая должна быть большой, красиво украшенной. Шкатулки для невест "Маллаах иhит" с давних времён в день свадьбы родители мужа дарили в подарок невестке шкатулку с разными принадлежностями для рукоделия в знак того, чтобы невестка была хорошей хранительницей домашнего очага. Украшение шкатулки зависело от ее предназначения. Поэтому края и крышку украшали разными орнаментами и узорами. Маллаах иһит также делали и из дерева. Крышка такого короба по окружности имела бортик, который охватывал снаружи верхнюю и нижнюю части предмета. Вся поверхность окрашивалась в черный цвет, и на нее насечкой или контурной резьбой наносился растительный или геометрический узор. Помимо уже известных мотивов можно видеть кружки, спирали, крестообразные фигуры.

По материалам: Семенова С. И. Изготовление якутской сувенирной шкатулки из картона. 2018. https://infourok.ru/izgotovlenie-yakutskoy-suvenirnoy-shkatulki-iz-kartona-2963495.html