Тематические подборки
Ысыах – якутский национальный праздник, олицетворяющий встречу лета и пробуждение природы.
Начавшись с эпических времен, видоизменяясь, праздник дошел до сегодняшних дней в живом бытовании. Ысыах сохранил ритуально-обрядовую форму, круговой хороводный танец осуохай, кумысопитие и конно-спортивные состязания. Во время летнего кумысного праздника особо ярко проявляется национальный характер якутского народа, его своеобразие и самобытность.
Ысыах отличается зрелищностью массовых представлений, богатством песенного и танцевального фольклора, общедоступным характером состязаний и гуляний.
Уникальность ысыаха объясняется, прежде всего, его историческим долголетием, глубинными корневыми истоками.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• Рекорд Гиннесса на Ысыахе Туймаады в Якутске был поставлен 24 июня 2011 года. В здании Государственного цирка Якутии 1 344 хомусиста синхронно исполняли варганную музыку
• Рекорд Гиннесса по самому массовому круговому танцу осуохай, в котором приняли участие 15 293 человека, был зафиксирован 23 июня 2012 года на тюсюлгэ осуохая Алтан-сэргэ в Ус Хатыне
• Рекорд Гиннеса – «Самый большой ритуал кумысопития – Алгыс Туймаады» был установлен 28 июня 2014 года. Участие в рекорде принимали 11 136 человек. Все они были национальных костюмах с чоронами
• Рекорд Гиннесса по количеству людей, собравшихся в одном месте и в один час в якутской национальной одежде, установили жители Якутии в день празднования Ысыаха Туймаады, 24 июня 2017 года в местности Ус Хатын. Общее количество «рекордсменов» в итоге составило 16 620 человек
• В 2020 году впервые Ысыах пройдет в онлайн-режиме. Причина тому – защита здоровья населения в период пандемии коронавируса
В данной подборке представлена литература о ритуале кумысопития, об обряде встречи солнца, обряде очищения, обряде подношения духу огня, алгысах (благословениях), круговом танце осуохай и др. Также в подборку вошли издания, содержащие практические советы по шитью традиционных якутских костюмов и приготовлению блюд национальной кухни.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Начавшись с эпических времен, видоизменяясь, праздник дошел до сегодняшних дней в живом бытовании. Ысыах сохранил ритуально-обрядовую форму, круговой хороводный танец осуохай, кумысопитие и конно-спортивные состязания. Во время летнего кумысного праздника особо ярко проявляется национальный характер якутского народа, его своеобразие и самобытность.
Ысыах отличается зрелищностью массовых представлений, богатством песенного и танцевального фольклора, общедоступным характером состязаний и гуляний.
Уникальность ысыаха объясняется, прежде всего, его историческим долголетием, глубинными корневыми истоками.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
• Рекорд Гиннесса на Ысыахе Туймаады в Якутске был поставлен 24 июня 2011 года. В здании Государственного цирка Якутии 1 344 хомусиста синхронно исполняли варганную музыку
• Рекорд Гиннесса по самому массовому круговому танцу осуохай, в котором приняли участие 15 293 человека, был зафиксирован 23 июня 2012 года на тюсюлгэ осуохая Алтан-сэргэ в Ус Хатыне
• Рекорд Гиннеса – «Самый большой ритуал кумысопития – Алгыс Туймаады» был установлен 28 июня 2014 года. Участие в рекорде принимали 11 136 человек. Все они были национальных костюмах с чоронами
• Рекорд Гиннесса по количеству людей, собравшихся в одном месте и в один час в якутской национальной одежде, установили жители Якутии в день празднования Ысыаха Туймаады, 24 июня 2017 года в местности Ус Хатын. Общее количество «рекордсменов» в итоге составило 16 620 человек
• В 2020 году впервые Ысыах пройдет в онлайн-режиме. Причина тому – защита здоровья населения в период пандемии коронавируса
В данной подборке представлена литература о ритуале кумысопития, об обряде встречи солнца, обряде очищения, обряде подношения духу огня, алгысах (благословениях), круговом танце осуохай и др. Также в подборку вошли издания, содержащие практические советы по шитью традиционных якутских костюмов и приготовлению блюд национальной кухни.
Открытый доступ означает, что читать книгу можно из любого места, где есть интернет. Нужно только авторизоваться или зарегистрироваться на сайте.
Закрытый – доступ к изданию возможен только в стенах Национальной библиотеки РС (Я).
Издания подборки 1 - 8 из 8
Издательство: СР НБ
Год выпуска: 2024
Подборки
- Национальный праздник Ысыах,
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Видеозал: видеосюжеты, фильмы, мультфильмы, буктрейлеры > Якутия: история, культура, природа,
- Говорит и показывает Пушкинка > Наши новости,
- Общественные науки. Образование,
- iYakutia > Бренды Якутии > Национальный якутский праздник Ысыах.
Презентация изданий, выпущенных к национальному празднику Ысыах Олонхо 2024 в Амгинском улусе
Заглавие:
Олоҥхо ыһыаҕар саҥа кинигэлэр уонна кинигэҕэ сыһыаннаах олоҥхо ыһыаҕын тэрээһиннэрэ: [видеозапись]
Издательство: СР НБ
Год выпуска: 2023
Подборки
- Национальный праздник Ысыах,
- Якутский героический эпос Олонхо > Олонхо и современность,
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Видеозал: видеосюжеты, фильмы, мультфильмы, буктрейлеры > Якутия: история, культура, природа,
- Общественные науки. Образование,
- КНИГАКАН > Все народы > Эвены (тунгусо-маньчжурская группа языков) > Литературоведение,
- iYakutia > Бренды Якутии > Национальный якутский праздник Ысыах,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Национальный праздник Ысыах.
Республиканский праздник Ысыах Олонхо в 2023 году прошел в Оймяконе. Пожалуй, все работники культуры Якутии были так или иначе задействованы в этом традиционном празднике. Сотрудники Национальной библиотеки не остались в стороне и посетили летний полюс холода. Видеосюжет посвящен новым книгам и библиотечным проектам
Заглавие:
Tengrian rites (Yakutsk, 2021) = Ыhыах-2021: sélection des rites tangristes. [видеозапись]
Издательство: [б. и.]
Год выпуска: 2021
Церемония проведения традиционного якутского обряда благословения Алгыс
Автор:
Заглавие:
Чороону оҥоруу ньымата: [видеозапись]
Издательство: СР НБ
Год выпуска: 2021
Подборки
- Национальный праздник Ысыах,
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Видеозал: видеосюжеты, фильмы, мультфильмы, буктрейлеры > Якутия: история, культура, природа,
- Музеи Якутии > Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского,
- Общественные науки. Образование,
- Искусство. Фотография. Музыка. Игры. Спорт,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Национальный праздник Ысыах,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Жилище, пищевая культура, хозяйственная утварь,
- iYakutia > Хранители традиций > Якуты > Декоративно-прикладное искусство,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Национальные праздники,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Декоративно - прикладное искусство,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Декоративно-прикладное искусство, национальная одежда.
Реставратор ГБУ РС(Я) "Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского" Василий Протопопов показывает процесс изготовления Чорона
Год выпуска: 1992
Номер (№): 6
Количество страниц: 196 с.
Связанные документы
- 1. Чолбон: уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал, 1992, №1
- 2. Чолбон: уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал, 1992, №2
- 3. Чолбон: уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал, 1992, №3
- 4. Чолбон: уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал, 1992, №4
- 5. Чолбон: уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал, 1992, №5
- 6. Чолбон: уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал, 1992, №11
- 7. Чолбон: уус-уран литературнай уонна общественнай-политическай сурунаал, 1992, №12
На основании решения Якутского бюро ВКП (б) в октябре 1926 г. вышел первый номер журнала "Чолбон", как орган политпросвета Наркомпросздрава ЯАССР и культурно-просветительного общества "Саха омук", на якутском языке. Название несколько раз менялось, сначало на "Кыhыл ыллык" ("Красная тропа"), который выходил с 1930 г. до 1938 г., на альманах "Художественная литература" в 1938-40-е годы, а с 1940 г. на сборник литературы и критики "Хотугу сулус". Эти журнал, альманах, сборник решением заседаний бюро обкома ВКП (б) (13 ноября 1933 г., 19 марта 1938 г.) были четко определены как орган Союза писателей Якутии. На заседаниях бюро рассматривались вопросы освещения развития якутской литературы, о работе среди писателей в республике. Сборник I Съезда писателей Якутии (июль 1939 г.) стал выходить под названием "Хотугу сулус" (с 1940 г.). На заседании бюро Якутского обкома ВКП (б) от 1 марта 1943 г. рассмотрен вопрос "О мерах дальнейшего развития якутской художественной литературы" и разрешено выпускать вместо сборника альманах художественной литературы "Хотугу сулус" с периодичностью один раз в 2 месяца. За 1943-1956 гг. вышло 76 альманахов. А постановлением бюро обкома КПСС от 11 апреля 1956 г. этот альманах реорганизован в литературно-художественный и общественный журнал "Хотугу сулус" – орган Союза писателей Якутии. Журнал выходил 6 раз в год: 4 номера на якутском, 2 номера на русском языках. Потом под одной редакцией наряду с журналом "Хотугу сулус" стал выходить журнал на русском языке "Полярная звезда". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 сентября 1976 г. за заслуги в развитии многонациональной литературы, в связи 50-летием со дня выхода первого номера, журнал "Хотугу сулус" был награжден орденом "Знак Почета". 6 декабря 1989 г. вышло постановление бюро обкома КПСС "О создании самостоятельных редакцией журналов "Хотугу сулус" и "Полярная звезда", а с 1 января 1999 г. журнал получил свое первоначальное название "Чолбон". Главными редакторами журнала работали виднейшие писатели и опытные журналисты, как А.И. Софронов, Н.Е. Мординов-Амма Аччыгыйа, В.М. Новиков - Кюннюк Урастыров, С.Р. Кулачиков-Эллэй, Н.Г. Золотарев-Николай Якутский, В.С. Яковлев – Далан, Д.В. Кириллин, А.А. Егоров, С.Н. Горохов, П.П. Никитин
Заглавие:
Ыһыах - үйэлээх үгэспит: [видеозапись]
Издательство: НБ РС (Я)
Год выпуска: 2020
Подборки
- Национальный праздник Ысыах,
- Медиатека НБ Якутии: смотри и слушай > Видеозал: видеосюжеты, фильмы, мультфильмы, буктрейлеры > Якутия: история, культура, природа,
- Общественные науки. Образование,
- ШКОЛА > Школьнику > Преподавание языков > Якутский язык ,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Якутский язык ,
- iYakutia > Культура, искусство, спорт Якутии > Культурная жизнь,
- ШКОЛА > Школьнику > Культура народов РС(Я) > Национальные праздники,
- ШКОЛА > Педагогу > Преподавание дисциплин > Культура народов РС(Я) > Национальные праздники,
- Школа 2 > Предметные подборки > Культура народов РС (Я) > Традиционный быт, обычаи, верования,
- Школа 2 > Медиатека > Мультимедиа > Видеозал: видеосюжеты, фильмы, мультфильмы, буктрейлеры,
- Школа 2 > Жанры > Художественная литература > Фольклор.
В. В. Илларионов, доктор филологических наук, профессор, лауреат Государственной премии РС (Я) им. П. А. Ойунского рассказывает о главном якутском празднике Ысыахе. Во время торжеств, олицетворяющих начало лета и пробуждения природы, здесь принято вспоминать предков и их обычаи
Заглавие:
Күрүлгэн: уус-уран альманах
Издательство: Ситим Медиа
Год выпуска: 2018
Номер (№): 3 (62)
Количество страниц: 132 с.
Связанные документы
- 1. Күрүлгэн: уус-уран альманах, Вып. 2, 2006
- 2. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2008, №№ 4 (9)
- 3. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 3, 2007
- 4. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2006
- 5. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 4, 2007
- 6. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2008, №1 (6)
- 7. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2009, №1 (10)
- 8. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2012, №1 (24)
- 9. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2010, №1 (14)
- 10. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2013, №1 (30)
- 11. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2011, №1 (18)
- 12. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2018, №1 (60)
- 13. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2011, №2 (19)
- 14. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2008, №2 (7)
- 15. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2012, №2 (25)
- 16. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2018, №2 (61)
- 17. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2009, №2 (11)
- 18. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2013, №2 (31)
- 19. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2010, №2 (15)
- 20. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2013, №3 (32)
- 21. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2010, №3 (16)
- 22. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2011, №3 (20)
- 23. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2009, №3 (12)
- 24. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2008, №3 (8)
- 25. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2012, №3 (26)
- 26. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2013, №4 (33)
- 27. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2018, №4 (63)
- 28. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2011, №4 (21)
- 29. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2012, №4 (27)
- 30. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2010, №4 (17)
- 31. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2009, №4 (13)
- 32. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2012, №5 (28)
- 33. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2011, №5 (22)
- 34. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2007, №5
- 35. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2018, №5 (64)
- 36. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2012, №6 (29)
- 37. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2011, №6 (23)
- 38. Күрүлгэн: уус-уран альманах, 2018, №6 (65)